В настоящее время центральное место в социальной, политической, экономической и других сферах жизни общества, занимает человек, а именно его жизнь, здоровье, свобода, возможность самореализации и достойного сосуществования с другим и членами общества. Для многих стране ,важной задачей является активизация ресурсов людей с ограниченными возможностями здоровья и реализация их права на самореализацию и возможность быть полноценным членом общества. Поэтому проблема социализации инвалидов является актуальной в современном мире.
По данным статистики Всемирной организации здравоохранения, количество людей, имеющих какие-либо формы инвалидности, составляет 15 процентов населения в мире[5]. Люди с ограниченными возможностями являются важной частью социума. Необходимо развивать, как одно из главных направлений социальной политики социализацию инвалидов, их адаптацию в обществе, как самостоятельных, имеющих возможность самореализоваться, экономически значимых единиц. Стремительно меняющаяся экономическая ситуация, прогресс и развитие мира и общества, требует от людей с ограниченными возможностями здоровья, быть конкурентоспособными, иметь возможность быстро приспособиться к новым изменениям, адаптироваться в новых условиях. В связи с чем, требуется разработка новых подходов к социализации инвалидов.
Необходимо, уже сейчас, делать вклад в будущее, путем развития и активизации способностей и талантов детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, в настоящем[3].
По статистке Всемирной организации здравоохранения третьим в мире по распространенности заболеванием, является инвалидизирующее нарушение слуха. В перспективе, по оценкам экспертов, данные показатели увеличатся вдвое к 2050 году. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации количество людей с нарушением слуха, по состоянию на январь 2020 года, составляет 200 тысяч человек [5]. По мнению специалистов, в России увеличивается количество людей с нарушением слуха в различных формах, подросткового возраста и уже сейчас 15 процентов российских школьников имеют нарушения слуха[6].
Известны следующие причины нарушения слуха: наследственные факторы, инфекционные заболевания, осложнения при родах, травмы органов слуха, воздействие некоторых лекарственных препаратов, заболевания органов слуха, воздействие шума. В целом, все причины нарушения слуха, делят на три группы: наследственные, врожденные, приобретенные. У каждой категории детей с нарушением слуха, есть свои особенности и определенные барьеры в социуме и бытовых аспектах жизнедеятельности.
Социализация детей с нарушением слуха – это процесс, направленный на развитие ребенка с нарушением слуха, путем выявления и активизации его сильных сторон, посредтвом усвоения им социальных норм, ценностей, опыта социального взаимодействия, для его эффективного участия в формах социального взаимодействия[4].
Часть 5 ст. 79Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих детей. Таким образом, государство урегулирует проблему создания благоприятных условий для развития и обучения детей с нарушением слуха [1]. Вместе с тем, созданное государством доступное образовательное пространство не является гарантией эффективной социализации слабослышащих детей. Основной проблемой социализации учащихся с нарушением слуха, является проблема профессионального самоопределения, возможности продолжить обучения и выбрать правильных жизненный путь, по окончанию школы.
По данным Федеральной службы государственной статистики количество инвалидов по слуху, закончивших обучение в среднем или высшем учебных заведениях, составляет менее 40% процентов от общего числа поступивших с нарушением слуха. Основной причиной, студенты с нарушением слуха, не называют отсутствие мотивации к обучению и интереса к выбранной специальности, трудности в обучении. Вместе с тем, количество инвалидов по слуху в возрасте от 16 лет желающих получить профессию составляет на 2019 год составляет менее 20% [6]. Это связано с неготовность детей с нарушением слуха к выбору профессионального пути, низким уровнем знаний о доступных профессиях и возможностях профессионального становления. Данные статистики показывают, что для детей с нарушением слуха остро стоит проблема социализации в целом, а также профессионального становления, профориентации,которая вызвана психологическими особенностями данной группы детей и стремительно развивающимся обществом, его запросами к личности и барьерами.
Таким образом, не смотря на то, что законодательство защищает людей с нарушением слуха, создает доступность образования, благоприятную среду для их развития ,способствует разработке и комфортному внедрению образовательных программ, способствующих социализации слабослышащих детей, для детей с нарушением слуха остро стоит проблема продолжения получения образования, по окончанию школы, выбора профессии и профессионального становления в будущем.
Проблемы детей с нарушением слуха обусловлены низким уровнем социальной адаптации, социальной зрелости, не готовностью к выбору профессиональной деятельности. Все эти проблемы связаны с низким уровнем социализации слабослышащих детей, что доказывает необходимость реализации эффективной программы социализации слабослышащих детей посредством профориентационной деятельности[4].
Для исследования эффективности реализации программы социализации детей с нарушением слуха в условиях коррекционной школы - интерната посредством профориентационной деятельности, проведено исследование на базе ОГКУ «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 92» г.Ульяновска. Экспериментальная часть исследования выполнена в рамках формирующего эксперимента с входящей и контрольной диагностикой контрольной и экспериментальной группы. Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) Первичная диагностика детей с нарушением слуха из контрольной и экспериментальной группы.
2) Разработка и реализация социальной программы социализации детей с нарушением слуха в условиях коррекционной школы - интерната посредством профориентационной деятельности .
3) Контрольная диагностика детей с нарушением слуха из контрольной и экспериментальной группы.
В исследовании участвовали дети с нарушением слуха в количестве 15 человек (экспериментальная группа) и 15 человек (контрольная группа), учащиеся 9-11 классов.
В рамках программы социализации детей с нарушением слуха в условиях коррекционной школы - интерната посредством профориентационной деятельности , были реализованы следующие профориентационные мероприятия.
Мероприятие |
Цель |
Квест «Город профессий». |
Изучение профессиограммы людей с нарушением слуха, особенностей их профессиональной деятельности, развитие способностей приспособления к изменяющейся ситуации. |
Профориентационная игра «Лучшая». |
Изучение профессиональных знаний умений и навыков различных специалистов, развитие умений эффективной оценки личных качеств и соотношения их с необходимыми навыками, для конкретной специальности, повышение уровня готовности к выбору профессии. |
Профориентационная игра «Барьеры» |
Развитие мотивации осознанного выбора будущей профессии, навыков изучения ее специфики, повышение уровня адаптации |
Профориентационная беседа «Как выбрать профессию». |
Повышение уровня готовности к выбору профессии. |
Подготовка профинформационного стенда «Я выбираю будущее» |
Повысить уровень готовности учащихся к выбору профессий, изучение профессиограммы определенных профессии, способствовать адаптации учащихся. |
После первичной диагностики личностных особенностей детей с нарушением слуха, из контрольной и экспериментальной групп. И реализации социальной программы социализации детей с нарушением слуха в условиях коррекционной школы - интерната посредством профориентационной деятельности.
Была проведена повторная диагностика детей из экспериментальной группы, учувствовавших в мероприятиях программы и детей из контрольной группы. Для ее проведения использовались представленные ранее « Изучение социализированности личности» М.И. Рожкова и «Опросник для определния готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского.
Результаты повторная диагностики уровня готовности к выбору профессии по методике представлены на диаграмме Рис.7.
Рис.7 – сравнительная диагностика уровня готовности к выбору профессии экспериментальной и контрольной групп.
Анализ результатов диагностики в экспериментальной группе показывает, что уровень готовности к выбору профессии повысился. Количество детей с уровнем готовности к выбору профессии определенным как «неготовность» значительно сократилось. Количество детей с низким уровнем готовности к выбору профессии также стало меньше, в отличии от количества детей со средним и высоким уровнем готовности к выбору профессии, которое значительно возросло.
В контрольной группе повышения уровня готовности к выбору профессии не произошло. Повторно была проведена диагностика уровня адаптированности слабослышащих детей из экспериментальной группы, результаты которой представлены на диаграмме Рис.8.
Рис.8 – сравнительная диагностика уровня социальной адаптированности экспериментальной и контрольной групп.
Как видно из диаграммы, у детей контрольной группы произошли незначительные положительные изменения. Уменьшилось количество детей с низким и средним уровнем адаптированности, вместе с тем, количество детей с высоким уровнем адаптированности в контрольной группе осталось прежним.. Полученные данные свидетельствуют, что без проведения специальных мероприятий невозможно достигнуть положительных результатов.
Результаты повторной диагностики уровня готовности к выбору профессии контрольной и экспериментальной групп, были оформлены в общую сводную диаграмму Рис.9.
Рис.9 – сравнительная диагностика уровня социальной зрелости экспериментальной и контрольной групп.
Из представленной диаграммы видно, что после проведения комплекса мероприятий, количество детей с низким уровнем социальной зрелости в экспериментальной группе сократилось до 4 человек, тогда как в контрольной группе изменения незначительны. Количество детей с высоким уровнем социальной зрелости увеличилось до 7 человек. В целом, у 9 человек из экспериментальной группы уровень социальной зрелости стал выше, после реализации комплекса мероприятий, тогда как в контрольной группе изменения незначительны.
Таким образом, из приведенных выше данных можно сделать вывод, что гипотеза исследования верна. Основные показатели исследуемых характеристик детей были улучшены. У значительной части детей повысился уровень готовности к выбору профессии, уровень социальной адаптированности и социальной зрелости, также вырос у большинства детей. Эти данные свидетельствуют о том, что разработанная и реализованная нами программа социализации слабослышащих детей посредством профориентационной деятельности является эффективной. Следовательно, можно считать, что профориентационная деятельность является эффективным фактором социализации.
Литература
Федеральный закон от 29 декабря 2012 . № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание Законодательства, 1995, № 48, ст.5.
Галяутдинова, С.И. Социально-психологические аспекты качества жизни лиц с нарушением слуха в юношеском возрасте / С.И. Галяутдинова // Дефектология.−2018. − № 1. −С. 16 – 23
Иванова, Е. Ранняя профориентация как инновационная форма опережающего самоопределения дошкольников в модернизирующемся обществе // Primo Aspectu. - 2019. - № 1. - C. 104-109.
Кононова, Л. И. Технология социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Кононова, Е. И. Холостова ; под редакцией Л. И. Кононовой, Е. И. Холостовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 503 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11594-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445691 (дата обращения: 01.02.2020)
Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. Статистика и результаты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/gho/ru/ (дата обращения: 30.01.2020).
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. . [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения:30.01.2020).