Особенности методики разработки семинарских занятий с учетом принципа проблемности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности методики разработки семинарских занятий с учетом принципа проблемности

Волкова М.В. 1, Бородина А.С. 1, Кириченко И.С. 1
1НГГТИ, ГАОУ ВО "Невинномысский Государственный Гуманитарно-Технический Институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вводя читателя в проблемный ракурс статьи необходимо процитировать Томаса Каррутерса: "Учитель - это тот, кто с течением времени делает себя ненужным". Томас Каррутерс отнюдь не зря выразился пессимистически, однако не всякому человеку, считающему себя педагогом, предначертано осознать проблематичную натуру выражения. Возможно, Томас имел ввиду "сделать себя ненужным" тем, кого он (педагог) научил, но не "сделать себя ненужным" всем. На место "не нуждающихся" обязательно прибудут новые "нуждающиеся", и, вероятно, с отзывом о качественном обучении первых.

Обучение как процесс представляет собой передачу информации от знающего незнающему, но лишь информации, а не опыта. Передать опыт - невозможно, а вот заставить обучающегося побывать в "шкуре" опытного человека, да еще и получив хороший совет - это вполне решаемая задача.

Именно такой вид занятия как семинар, имеет цель наделить обучающихся знаниями, полученными от преподавателя в виде передачи опыта и обсуждением конкретных, в том числе и вполне жизненных, "бытовых" ситуаций и проблем.

Семинары проводятся по вопросам (темам, разделам) учебной программы, которые требуют более углубленного изучения учебной дисциплины, поиск и решение проблем по изучаемой теме, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации, формирование и развитие у них научного, отличного от других индивидуумов мышления, умения самостоятельно и в любых условиях обстановки находить разумное, обоснованное и самое главное практически значимое решение той или иной проблемы.

Актуальность предлагаемой темы обусловлена педагогическим значением такого вида семинара, как его проведение с учетом принципов проблемности и заключается в поэтапном обнаружении, анализе-поиске, выборе оптимального решения проблемы и вырабатывает у обучающихся навыки самостоятельного и коллективного творческого мышления, что, несомненно, пригодится и в обыденной жизни.

Целями исследования при таком подходе станут:

нахождение оптимального пути процесса обучения;

распространение передового опыта проведения семинарских занятий;

отождествление проведения семинара методом постановки проблемы и ее решения и обыденной «житейской» ситуации.

Главная задача вытекает из третьей цели исследования и заключается в определении и наделении семинара обязанностями занятия, проводимого ради передачи обучающемуся опыта, который несомненно пригодится ему в дальнейшем жизненном пути.

Методами данного исследования послужили аналитический, абстрактный, сравнительный, а также статистический способы научно-теоретического познания окружающей действительности.

Анализируя процесс подготовки слушателей к семинару, можно сделать вывод, что он должен осуществляться на основе задания, которое разрабатывается лично преподавателем. Задание может обсуждаться на методических совещаниях, дополняться, согласовываться с ведущими педагогами учебного заведения, но в любом случае должно выдаваться учебной группе (потоку) не позднее чем за три дня до проведения семинарского занятия. Таким образом, преподаватель предоставляет время для подготовки обучающимся и ограждает себя от лишней нервозности в ходе проведения занятия. Ведь имеет значение не только знание материала по теме, но и подготовка слушателями проблемных, на их взгляд, вопросов.

Подготовка семинара складывается из подготовки плана проведения занятия, подготовки обучающихся и личной подготовки педагога.

План проведения занятия готовит лично преподаватель. Его структура такая же, как и на проведение любого другого вида занятия, но в содержании есть существенные особенности. В частности, в плане проведения такого семинара целесообразно отобразить перечень проблемных вопросов по каждой ситуации, а также варианты решения этих проблем. В связи с этой особенностью, план будет немного больше по объему и в отдельных случаях называться план-конспект, так как имеет в своем содержании конкретную методику проведения занятия. Кроме того, не стоит забывать о необходимости наличия отдельной рабочей ведомости группы (потока). Такая ведомость будет позволять вести "онлайн" учет ответов обучающихся, реально и объективно оценивать их знания.

Правильный ход семинара с учетом принципа проблемности будет во многом определяться качеством подготовки обучающихся, а именно желанием их находить, обсуждать проблемы, решать их, создавая новые модели поведения в различных условиях обстановки. Обучающиеся в ходе подготовки к семинару должны получить от преподавателя примерный перечень "проблем", но не вопросов, чтобы творческий поиск не превращался в шаблонный.

Научная новизна исследования неоднозначна, но определена принципом «постановка проблемы - анализ - поиск -оптимальное решение», ведь работа слушателей (студентов, курсантов), направляемая педагогом с помощью заранее подобранных проблемных ситуаций, заставляет их самостоятельно рассуждать, вести диалог, в первую очередь с самим собой, и активно искать ответы на проблемные вопросы. Этот процесс, запущенный у обучаемого в ходе таких семинаров, позволяет готовить прежде всего человека, как автономное существо.

По своей природе такой семинар делится на озвучивание и анализ учебно-наглядной проблемы, учебно-проблемной ситуации, а сам тон семинарского занятия задается постановкой учебно-проблемных вопросов.

Выделяя базисные вопросы темы семинара, преподаватель последовательно связывает их так, чтобы внимание аудитории активизировалось на коллегиальном поиске решения поставленной учебной проблемы.

Допускается обеспечение игрового начала семинара, в основе которого используется реальная ситуация, важная для будущей профессиональной деятельности обучаемого специалиста. Однако, поставить учебно-проблемный вопрос или создать учебно-проблемную ситуацию непросто, ведь кроме глубокого понимания сущности рассматриваемой картины нужны твердые знания и навыки работы в этом направлении.

Главное, чего должен добиться преподаватель при постановке вопросов - умение раскрывать противоречия и завязать дискуссию-спор между обучающимися.

Вопросы по своей природе могут быть нескольких видов. Первый вид побуждает обучающегося к принципиально новому, местами футуристическому решению проблемы, например, «А какие бы изменения произошли в порядке работе руководителя, если бы места работников были оборудованы средствами видеоконференцсвязи?». Вопросы данного вида заставляют слушателей отвлечься от обыденного, данного на лекции определения проблемы, активизируют те области знаний, которые прежде оставались не задействованными и не нужными.

Второй вид постановки вопросов определяет уровень опытности обучающегося в той или иной проблеме и представляет собой просьбу или предложение: «А как бы Вы поступили в этой ситуации?», или «Предложите свой вариант решения проблемы». Такие вопросы нужно задавать, не прибегая к озвучиванию заранее известных вариантов ответов.

Третий вид вопросов и он же последний (хотя вариации могут быть бескрайними) является отнюдь не шаблонным и призывает слушателя не только к глубокому осмысливанию ситуации, но и к ответственности за предложенный ответ: «Предложите свою модель работы управленца, при котором средняя заработная плата работника не уменьшилась при уменьшении объема производства».

Следует учесть тот факт, что все вопросы нужно применять творчески, нельзя их использовать как догму, а лишь как руководство к действию. Так, исходя из реальных знаний обучающегося, нельзя ему вменять то, что он не сможет домыслить.

Семинары с элементами разбора проблемных ситуаций исключают излишнюю пассивность слушателей на занятиях, а также бесполезные заученные доклады и рефераты. Вместе с тем, в задании к "проблемному" семинару целесообразно включить подготовку доклада или реферата одним-двумя слушателями, при этом несколько обучающихся в обязательном порядке готовят вопросы по теме доклада и добавляют "проблематичности" в занятие.

Ситуация-проблема заключает в себе проблемную задачу, которая реально стояла или стоит перед профессиональной практикой. Она может предъявляться курсантам и слушателям в виде кино-, теле-, видеофрагмента реального события, магнитной записи беседы, интервью, доклада, речи, набора документов (фотографии, графики, диаграммы), отражающих состояние какого-либо факта, события, процесса, просто в виде папки с набором документов или в форме выступления перед обучающимися приглашенных специалистов.

Творческая, активная работа каждого слушателя достигаются: исключением шаблона в методике его проведения; постановкой дополнительных проблемных вопросов, позволяющих убедиться в усвоении материала; уточнением понимания обучающимися связи изучаемых теоретических вопросов с практикой; подведением итогов выступления в форме, вызывающей деловой интерес слушателей и побуждающей принять участие в обсуждении.

С ответом на сложные вопросы торопить обучающихся не рекомендуется, а если ставится цель проверить степень знания отдельных фактов, сообразительность и находчивость в динамичных условиях, то нужно потребовать быстрых ответов с четкими формулировками, с расчетом на доске и графическим оформлением, не ограничиваясь устным ответом.

В ходе семинара должны решаться проблемные ситуации, которые осуществляются путем совместных усилий преподавателя и слушателей при максимальной самостоятельности вторых и под общим направляющим руководством последнего.

Значительная часть обучающихся на семинарах действуют по методу "прочитай - перескажи", поэтому многие становятся в тупик при решении задач, возникающих в связи с появлением нового, необыкновенного решения проблемы.

К каждому обучающемуся на семинаре следует подходить индивидуально, более слабым необходимо давать задания при подготовке к семинару, закреплять за ними более сильных и подготовленных слушателей, а также чаще давать возможность слабоуспевающим выступать перед аудиторией. Возможно использование и метода "спора рядов", при этом допускается деление группы на несколько таких "рядов", в которых слабоуспевающие слушатели погружаются в атмосферу обсуждения и учатся рассуждать, слушая своих товарищей.

Имеет место также и использование показателей типов восприятия информации для более индивидуального подхода к постановке вопросов, в том случае если семинар проводится "спором рядов". Речь идет о типах личности обучающихся: визуальный - «зритель», аудиальный - «слушатель», кинесиологический - «деятель».

Однако, применение такого глубочайшего анализа групп обучающихся, возможно лишь при более тщательном изучении личности слушателей и целесообразно применять такие подходы только в том случае, когда преподаватель давно знает эту группу (поток), знает личные морально-деловые качества каждого "подопечного", и способен заранее разделить слушателей на эти типы личности. Стоит обратить внимание на то, что деление должно происходить не по принципу "зрители", "слушатели", "деятели", а равномерным их распределением, при этом особо подвергаются вниманию "деятели", как потенциальные "уклонисты" от коллективного мышления.

Задача современного преподавателя, особенно военного, сделать так, чтобы его обучающиеся, покидая занятия, имели в голове не заученные на «отлично» определения, теоремы и тезисы, а конкретные модели решения конкретных, типовых ситуаций.

Исследования, проведенные с группой обучающихся, доказали, что слушатель обязательно накладывает полученные знания на жизненный опыт, старается максимально извлечь из всего того, что ему дал преподаватель, все то, что ему архи необходимо. Например, при детальном изучении порядка работы командира с получением задачи, обучающиеся для себя определили, что есть несколько этапов выполнения этой работы. Так, к примеру, ими могут стать определение замысла работы, завершение принятия решения и планирование действий.

Действительно, все то что происходит в голове обычного человека, например, при покупке стиральной машины, сводится к такому алгоритму работы:

определение замысла (где, какие стиральные машины посмотреть, на что обратить особое внимание);

завершение принятия решения (определиться с конкретной покупкой, проверить еще раз комплектацию и т.п.);

планирование действий (на какие средства купить, куда и когда доставить, как подключить).

Тем самым, семинары, проводимые с учетом принципа проблемности, наполняют багаж знаний обучающихся набором решений (моделей) различного рода ситуаций (проблем), что, несомненно, качественно влияет на становление человека, как личности.

«Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». Уилльям Артут Ворд очень тонко подметил значимость учителя, как не просто информатора знаний, а как духовного вдохновителя на желание самому обучающемуся познать эти знания. Семинар, проводимый с учетом принципов проблемности, вдохновляет обучающегося на решение проблемы, но не предлагает ее конкретного решения.

Список литературы:

1. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. - 317 с.

2. С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие. - Москва, 2004. - 115 с.

3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике/ А.С. Воронин [Электронный ресурс]. - Режим доступ: http://social_pedagogy.academic.ru.

4. Ефремова О.Ю. Военная педагогика: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2015. - 640 с.

Просмотров работы: 63