ПОНЯТИЙНОЕ СРАВНЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО» И «СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОГО» ПОДРОСТКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОНЯТИЙНОЕ СРАВНЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО» И «СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОГО» ПОДРОСТКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Анчиков В.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной педагогической науке одной из самых важных проблем была и остаётся социальная безопасность человека. В эпоху глобальных перемен, затрагивающих все сферы жизнедеятельности, она сохраняет высокую актуальность, поскольку именно сейчас очень большое значение придаётся индивидуальным навыкам безопасного поведения в реальной действительности среди всей массы населения, но особенно в подростковой среде.

Сравнительные показатели социально-опасного поведения

Всё чаще в повседневной жизни мы сталкиваемся с деструктивными поведенческими проявлениями среди подростков: агрессией, ксенофобией, интолерантностью, аддиктивностью, суицидальностью.

Количество преступлений с участием несовершеннолетних

В течение учебного года в образовательных организациях Ульяновской области обучались 13 411 человек, из которых 491 относятся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

- находящиеся в розыске – 25 человек (24 из которых относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- из семей, находящихся в социально опасном положении – 111 человек;

- состоящие на внутреннем учёте – 808 человек;

- состоящие на учёте в ПДН – 563 человека;

- условно осужденных - 13 человек;

- безнадзорных – 61.

Приведённые данные позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности, а соответственно и о необходимости корректировки или реформирования существующих профилактических программ в соответствии со стремительно меняющейся социальной ситуацией и специфическими современными условиями взросления подростков.

Однако качественное решение данной проблемы невозможно без чёткого определения сути и специфичности целого ряда терминов: «социальная безопасность», «социально-безопасное поведение», «социально-опасное поведение».

Социальная безопасность - это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав и свобод. Данное понятие может рассматриваться также и как компонент общественной безопасности в совокупности с другими составляющими в области политики, экологии, экономики, культуры, нравственности, национальной принадлежности.

Выделяются два аспекта социальной безопасности:

- комплексные меры защиты социальной сферы (индивида, семьи, народа, страны); развитие соцструктур (систем жизнеобеспечения: здравоохранение, снабжение, торговля) и соцкультуры (социализации образа жизни с учётом потребностей прогресса для блага нынешнего и последующих поколений: соцкультбыт, воспитание, образование);

- защита государственной и общественной соцсферы от разрушительных угроз, способных привести к её деградации [1].

Со второй половины ХХ века аспекты проблем формирования навыков социально-опасного и социально-безопасного поведения являлись объектами специальных научных исследований [2-7]: вопросы профилактики рискованного, социально-опасного и криминального поведения (С.А.Беличева, Я.Г.Гилинский, Е.В.Змановская); проблемы безопасности философско-методологической направленности (Г.В.Брои, М.Ю.Захаров, В.С.Поликарпов, В.К.Сенчагов, А.И.Страхов, О.Н.Яницкий); процесс воспитания культуры безопасности (Л.Н.Горина, В.Н.Мошкин, А.В.Попков); педагогические условия, способствующие формированию навыков безопасного поведения и эффективных действий в экстремальных ситуациях (А.Г.Маслова, Т.Г.Хромцов, Л.И.Шершнев, А.М.Якупова).

Однако сущность социально-опасного и социально-безопасного поведения так и остаётся недостаточно изученной, поскольку не определены разграничительные критерии и не выявлены характеристики готовности к определённому типу поведения, что усложняет определение содержания основных направлений профилактической работы. Таким образом, в настоящее время наиболее актуальна задача выделения диагностически значимых компонентов поведения и выявления различных вариантов социально-опасной и социально-безопасной деятельности в социальном взаимодействии.

Раскрывать сущность данных категорий независимо друг от друга не имеет смысла, поскольку это ведет к узконаправленному употреблению: фактически опасное поведение будет рассматриваться лишь в контексте какой-то определённой социальной опасности.

Для взаимосвязанного рассмотрения требуется выделение определённого основания для сравнения указанных понятий в процессе их характеристики. Суть рассматриваемых понятий раскрывается через социально-психологическое функционирование личности, т.е. способность индивида к конструктивному задействованию внутренних и внешних ресурсов в ходе решения стоящих перед ним задач. Ресурсами является всё, что возможно привлечь и использовать при решении возникшей проблемы: внутренние ресурсы (совокупность личных свойств и способностей индивида), внешние ресурсы (совокупность духовных и материальных явлений микросоциума данного индивида). Качество социально-психологического функционирования определяется характером проявления внутренних и внешних ресурсов личности в конкретной жизненной ситуации [8]. При этом недостаток ресурсов для разрешения проблемной ситуации (внешних – ситуация не содержит необходимых средств решения проблемы, и внутренних – человек не знает, какие собственные способности, знания, умения могут использоваться в решении проблемы) ведёт к низкому качеству социально-психологического функционирования, проявляясь опасным поведением.

СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – отклоняющееся от социальной нормы и ведущее к конфликтам, напряжённости, социальной дезадаптации. Со стороны внутренних ресурсов – это исчерпание освоенных индивидом безопасных (для себя и окружающих) стратегий поведения, со стороны внешних ресурсов – это отсутствие каналов получения социально-психологической и иной помощи и поддержки (каналов трансляции опыта безопасного поведения) в критических ситуациях.

Характеристики социально-опасного (для себя и окружающих) поведения: поведение индивида способствует возникновению сложных и опасных ситуаций; отсутствует способность адекватной оценки степени опасности (преуменьшение); не развита способность адекватного «инвентаризирования» собственных внутренних (преувеличение) и доступных внешних ресурсов (сложности идентификации в соответствии с характером опасности), необходимых для её преодоления; отсутствует способность верного выбора стратегии поведения (предпочтение неэффективным стратегиям); нет навыков привлечения внешних ресурсов (сложность установления конструктивных контактов); отсутствует возможность самостоятельного осуществления необходимых действий (не может планировать целенаправленную деятельность), нет осознания возникновения ответственности за последствия собственной деятельности.

Компоненты готовности подростка к проявлениям социально-опасного поведения: ценностно-мотивационный (приоритет ценности риска; стремление к рискованным формам и методам достижения целей; пренебрежение безопасностью); когнитивный (дезактуализация или игнорирование возможных опасностей, их свойств и причин возникновения); операционально-деятельностный (неумение предвидения опасных ситуаций и прогнозирования возможных последствий взаимодействия с ними; нежелание находить оптимальные способы безопасного поведения; отсутствие опыта реализации безопасного поведения); регулятивный (неспособность эмоционально-волевой регуляции поведения, нежелание планирования и контроля своих действий; непринятие решений, снижающих вероятность возможной опасности); рефлексивный (неумение или нежелание анализирования и оценки результатов собственного поведения в опасной ситуации, выявления их соответствия поставленной цели, своевременного внесения изменений в программу действий).

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ – поведение, соответствующее общепринятым нормам, способствующее успешной социализации индивида, характеризуется отсутствием напряжённости или каких-либо угроз (как для окружающих, так и для самого себя); со стороны внутренних ресурсов - эффективное применение безопасных стратегий поведения; со стороны внешних ресурсов – контролируемые и управляемые каналы получения социально-педагогической, социально-психологической и иной помощи и поддержки в опасной ситуации, доступность каналов трансляции опыта безопасного поведения.

Характеристики безопасного (для себя и окружающих) поведения: поведение индивида не провоцирует возникновение сложных и опасных ситуаций; в случае возникновения таких ситуаций человек способен адекватно оценивая опасность, «инвентаризировать» собственные внутренние и доступные внешние ресурсы, необходимые для её преодоления, верно выбирает поведенческую стратегию, привлекая носителей внешних ресурсов (в случае их недоступности ему самому), самостоятельно осуществляет необходимые действия и самостоятельно несёт ответственность за последствия собственной активности.

Компоненты готовности подростков к безопасному поведению: ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и безопасности; потребность и стремление к обеспечению личной и общественной безопасности; преобладание внутреннего мотива подготовки и самоподготовки в сфере безопасности); когнитивный (системные знания о возможных опасностях, их физических свойствах и причинах возникновения, о правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни); операционально-деятельностный (предвидение опасных ситуаций, прогнозирование возможных последствий взаимодействия с ними; выбор оптимальных способов безопасного поведения соответственно степени опасности; наличие опыта реализации безопасного поведения в повседневной жизни); регулятивный (осуществление эмоционально-волевой регуляции своего поведения, планирование и контроль своих действий, способность к принятию решений); рефлексивный (умение анализировать и оценивать результаты собственного поведения в опасной ситуации, а также выявление их соответствия поставленным целям, своевременное внесение изменений в программу действий) [9].

Особое значение имеет понимание того, что поведению конкретного человека (а тем более подростка), в какой-либо момент процесса социализации могут быть присущи одновременно различные компоненты и социально-опасного, и социально-безопасного поведения, которые между собой находятся в отношении некоего симбиоза. Было бы неверно считать социально-опасное поведение однозначно вредным для самого человека и для окружающих. В процессе взросления подростка элементы социально-опасного поведения (стремление к экстремальности и риску) выполняют важную функцию социализации: они помогают ему в составлении собственного представления о пределах развития своих ключевых способностей и характеристик, о своеобразном пределе собственной дееспособности. Формирование таких представлений является важным компонентом регулятивной составляющей поведения человека. Поведение подобного рода является своеобразным образцом-эталоном, предоставляющим возможность окружающим сверстникам в ходе наблюдения за ним оценивать свои личные возможности, не воспроизводя в реальности такие действия. Опасное поведение в каком-то смысле является условием и фактором, без которого невозможно полноценное формирование безопасного поведения.

Возможны различные варианты соотношений социально-безопасного и социально-опасного поведения, поскольку взаимосвязаны две характеристики: степень владения/невладения индивидом навыками безопасного поведения и опасный/безопасный характер взаимодействия индивида с окружающей средой и самим собой.

Таким образом, существует четыре варианта поведения подростков в социальном взаимодействии, отражающие различные уровни готовности к проявлению определённого типа поведения:

1) невладение или не достаточное владение подростком навыками безопасного поведения, но БЕЗОПАСНОСТЬ его поведения для себя и других людей (подросток не обладает специализированными навыками бесконфликтного поведения, но в силу личностных особенностей – высокого уровня эмпатии и хороших коммуникативных способностей взаимодействует с окружающими бесконфликтно);

2) невладение или не достаточное владение подростком навыками безопасного поведения в обществе, и ОПАСНОСТЬ его поведения для себя и других людей (подросток не обладает специализированными навыками бесконфликтного поведения, кроме того, в силу личностных особенностей – низкого уровня эмпатии и несформированных коммуникативных способностей взаимодействует с окружающими конфликтно);

3) владение подростком навыками безопасного поведения в обществе, и БЕЗОПАСНОСТЬ его поведения для себя и других людей (подросток обладает специализированными навыками бесконфликтного поведения, которые дополняя его личностные особенности – высокий уровень эмпатии и развитые коммуникативные способности способствует эффективному бесконфликтному взаимодействию с окружающими);

4) владение подростком навыками безопасного поведения в обществе, но ОПАСНОСТЬ его поведения для себя и других людей (подросток обладает специализированными навыками бесконфликтного поведения, дополняющими его личностные особенности – высокий уровень эмпатии и развитые коммуникативные способности однако применяются эти способности и знания с целью провоцирования конфликтных ситуаций).

Перспективным направлением современной педагогической науки и практики, позволяющим конкретизировать формы и методы, а также содержание деятельности по профилактике социально-опасного и развитию компонентов социально-безопасного поведения, является моделирование педагогической деятельности с учётом предложенной типологии психолого-педагогических условий развития навыков социально-безопасного поведения подростков, а также условий профилактики социально-опасного поведения.

С целью повышения уровня владения навыками безопасного поведения (1 и 2 варианты) целесообразно разработать систему обучающих мероприятий, направленных на овладение подростками формами и методами безопасного поведения в обществе (групповые и индивидуальные методы обучения, тренинговые занятия, система соцпрактик); к ситуациям 3 варианта следует применить систему профилактических мероприятий (консультативное психолого-педагогическое сопровождение с целью своевременной коррекции своего поведения несовершеннолетним, а также расширения вариантов эффективной деятельности в сложных ситуациях); к ситуациям 4 варианта требуется применение комплекса коррекционно-развивающих мероприятий группового и индивидуального характера для формирования социальной направленности личности, а также с целью формирования социально положительных мотивов и целей деятельности.

Список литературы:

1. Антипьев А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Пермь, Пермский государственный университет, 29-30 сентября 2009 года) / под общей редакцией З.П.Замараевой, М.И.Григорьевой; Пермский государственный университет, Пермь, 2009. С. 14-18.

2. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под редакцией Л.И.Шершнева; Фонд национальной и международной безопасности. М., 1994.

3. Белова П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России // Безопасность, 1998. № 5-6. С. 18-21.

4. Зимонин В.П. Формула безопасности для России // Безопасность.1990. № 5-6. С.37-41.

5. Родачин В.М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность/ 2004. № 4 (13). С. 35-40.

6. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодёжи в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. 1998. № 9. С. 20-23.

7. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. Академия. 2002

8. Селиванова О.А. Пластинина Е.Р. Модель современной российской семьи как ориентир государственной семейной политики // Вестник Тюменского Государственного университета. 2014. № 9. С. 35-45.

9. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: диссертация кандидата педагогических наук: Тюмень, 2010. РГБ ОД, 61 10-13/1707.

10. Шершнев Л.И. Учитель как созидатель безопасности // Безопасность. 1995. № 11. С. 17-19.

Просмотров работы: 239