СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ АКТЁРА К. С. СТАНИСЛАВСКОГО - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ АКТЁРА К. С. СТАНИСЛАВСКОГО

Седнёва А.Е. 1, Саланов Д.В. 1
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Есть одна система – органическая творческая природа.

Другой системы нет.

К.С. Станиславский

Данная система была разработана в начале ХХ века выдающимся театральным деятелем, режиссёром, актёром К.С. Станиславским. Его система представляет собой метод техники игры актёра, сценическое мастерство. На сегодняшний день ещё никто не смог предложить лучшего варианта актёрской системы и классификации принципов игры. Хотя и существуют различные точки зрения и мнения бывает сильно расходятся.

Известные произведения К.С. Станиславского: «Работа актёра над собой» и «Моя жизнь в искусстве». Суть всей своей системы он выразил в одной достаточно ёмкой фразе: «на сцене нет маленьких ролей, также, как и в жизни, ценен каждый человек. Для сцены главное: создать иллюзию живой действительности». Здесь необходимо отметить, что книги К.С. Станиславского содержат множество самоопровержений, по той причине, что он постоянно искал новые актёрские и режиссёрские решения.

Находясь на вершине своей актёрской славы К.С. Станиславский стал переживать своего рода творческий кризис. Искусство театра перестало дарить ему радость и вместо органического творчества появились механические повторы, штампы. Именно в этот кризисный период и началась система. К. С. Станиславский задавался вопросом, каким образом уберечь роль от перерождения, от духовного омертвения, от привычки? В поисках ответа на этот вопрос, К. С. Станиславский выдвигает идею «актёрского туалета», так называемой подготовки к «творческому самочувствию». Появляется идея профессионального труда, способного возвращать актёру утраченную радость творчества и вдохновенной игры, в которой ум и чувство, душа и тело находятся в гармонии и согласии.

К.С. Станиславский задумывает «Настольную книгу драматического артиста». В этой книге он решает показать актёру сознательные пути к овладению инструментом своей души и тела. К.С. Станиславский верит, что актёр не только должен, но и может сам контролировать процесс органического сотворения живого образа. Всё это задумывалось как учебник для режиссёров и актёров, а в итоге, это результат исследований предыдущих поколений, коллег по сцене и театральных деятелей, а также опыта и знаний самого К.С. Станиславского.

Система К.С, Станиславского представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актёрской техники. Данная система строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выявлении причин, порождающих тот или иной результат. Здесь важно, чтобы актёр не представлял образ, а сам «стал образом», переживания, чувства и мысли должны стать собственностью актёра.

В системе выделяют два раздела:

Первый раздел – здесь освящается проблема работы актёра над собой. Важна ежедневная тренировка, целенаправленное действие в пределах предлагаемых обстоятельствах – это и есть основа актёрского искусства. Инструмент актёра – это его внутренние и внешние данные, которые К.С. Станиславский называл «элементами творчества».

Второй раздел – работа актёра над ролью. На этом этапе завершается слияние актёра с ролью, он перевоплощается в образ.

Основные идеи стали достояние многих актёров и режиссёров разных стран. Они оказывают большое влияние на развитие мирового искусства.

Основные принципы системы. Основу системы К. С. Станиславского составляют объективные закономерности сценического творчества, которые заложены в самой природе актёра. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных.

Рассмотрим основные принципы системы.

Принцип жизненной правды.

Он является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа. Существует прямая связь между эмоциями актёра и зрителя. Чем больше и лучше чувствует актёр свою игру и точнее передаёт переживания героя, тем больше верит зритель тому, что происходит на сцене. Иначе работа актёра будет оцениваться известным «Не верю!» наигранность, отсутствие чувств – этого должен бояться каждый актёр.

Здесь можно выделить истинную правду и сценическую. Истинная правда – это именно те переживания, которые человек по-настоящему испытывает в разные моменты своей жизни. Сценическую правду иногда называют художественной. Она сначала возникает в, так скажем, воображаемой жизни, и только уже потом переносится актёром на сцену. Создание такой правды требует тщательной подготовки. Актёр должен не только научиться верить в происходящее, но и жить каждым моментом.

Принцип сверхзадачи и «сквозное действие».

Это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему в итоге он стремится. Сверхзадача – это цель произведения, что необходимо донести зрителю. Правильно использую сверхзадачу, художник не ошибётся в выборе технических приёмов и выразительных средств. Сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в самой душе актёра. Путь к осуществлению сверхзадачи К.С. Станиславский назвал «сквозным действием». Без сверхзадачи и «сквозного действия» роль и спектакль распадаются на отдельные сцены, лишены единства.

Принцип активности действия.

Важно не изображать образы, а действовать в образах. К.С. Станиславский был мнения, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все указания автора имеют одну общую цель – разбудить естественную природу актёра для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.

Принцип органичности (естественности).

Здесь важно отметить, что в творчестве не может быть ничего искусственного и механического. Всё должно быть в соответствии с требованиями органичности.

Принцип перевоплощения.

Последний этап творчества. Здесь происходит создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение. Здесь необходимо отметить, что искусство актёра вторично, в первую очередь он должен опираться на искусство драматурга. В произведении драматурга образы уже даны, хоть и в литературной форме. Если актёр, будучи загримированным и одетый соответствующим образом, хотя бы правильно читает свою роль, то зритель уже сможет представить некий художественный образ. Но здесь зритель будет видеть не драматурга, а именно актёра на сцене и получит впечатление от его игры. Как учил К.С. Станиславский – не себя в образе должен любить актёр, а образ в себе. К.С. Станиславский был категорически против самолюбования и самопоказывания на сцене.

Элементы системы. Как уже упоминалось выше, инструмент актёра - это его внутренние и внешние данные, которые называются К.С. Станиславским «элементами творчества».

К элементам актёрского мастерства относят следующие элементы переживания и воплощения:

Внимание.

Это основа внутренней техники актёра. По мнению К.С. Станиславского – это проводник чувств. Задача актёра – активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды.

Воображение и фантазия.

Фантазировать – значит внутренне проигрывать. При этом актёр самого себя ощущает действующим в качестве образа.

Общение. Взаимодействие.

Актёру важно не только уметь общаться, для этого ещё необходимо не только самому действовать, но и воспринимать действия другого, быть чутким и отзывчивым. В процессе сценического взаимодействия раскрываются идея пьесы и характеры действующих лиц.

Мышечная свобода. Пластика.

Способность целесообразно распределять мускульную энергию. Каков бы ни был характер и рисунок движения, он должен быть красивым.

Это умение актёра естественно выполнять самые разнообразные движения. Это такое состояние, при которое на каждое движение тела затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение требует.

Темпо-ритм.

Исполнение определённых физических и психических движений, осуществляющих заданное действие в ограниченном пространстве с установленной скоростью и в определённом времени.

Сценическая речь.

Техника сценической речи представляет собой тот необходимый материал, с помощью которого содержание сценического образа развивает свою выразительную форму. Это является важнейшим составным элементом. К.С. Станиславский говорит, что точная и яркая передача внутренней жизни образа полностью зависит от точного соответствующего ему голосового выражения.

Предлагаемые обстоятельства («Если бы…»).

Это приём творческого перевоплощения в сценический образ. Актёр создаёт в своём воображении те или иные обстоятельства внешней среды и задаётся вопросом: «Чтобы я стал делать, будь это реальность?». Предлагаемые обстоятельства побуждают актёра совершать определённые действия. Данный приём спасает актёра от штампа и побуждает самостоятельно творить.

Все элементы системы являются составными элементами сценического действия, которое не может быть осуществлено без участия творческой творческого внимания, эмоциональной памяти, воображения и логичности и последовательности действия и чувств, а также мышечной свободы, пластичности и владения голосом. Постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание «Работы актёра над собой».

Примеры упражнений на каждый элемент системы:

Внимание

«Слушаем тишину» - необходимо послушать и рассказать подробно, что происходит в помещении\на улице\в коридоре

«Осёл» - все встают в круг. Упражнение начинается с того, что каждый громко называет имя. Все запоминают. Теперь начинается игра: ведущий хлопает – указывает на человека – называет его имя. Он, не теряя времени, хлопает – указывает на любого – называет имя. Здесь важно – не забыть порядок действий: хлопок – указание – имя. Не терять темп.

Воображение\фантазия

Все сидят в полукруге. Ведущий берёт, например, ручку и говорит, что это иголка и делает пару стежков. Передаёт дальше предмет. Задание: передать предмет, обыграв его каждый по-своему, повторяться нельзя.

«Сочиняем сказку» - каждый по очереди говорит фразу, следующий продолжает, пока история не придёт к логическому концу.

Общение\взаимодействие

На знакомство: говорим на разные темы «За что меня можно любить?», «Мне бывает жалко…», «Я люблю, когда…», «мне нравится в… (назвать имя и, хотя бы одно достоинство)

«Коридор смеха» - все встают в 2 шеренги, образуя коридор. По коридору идёт один человек, которого все стараются рассмешить.

Этюд «в песочнице» - в песочнице двое детей строят крепость из песка. Приходит третий. Надо познакомиться и строить вместе.

Мышечная свобода\пластика

Ходим как роботы, зажато всё тело, двигаются только отдельные некоторые части

Летаем, как мыльные пузыри, столкнулись – лопнули

Ходим осторожно, как стеклянные игрушки

«Напрягись-расслабься» - учимся управлять своим телом. «Напрягись!» - правая рука напрягается, запоминаем ощущения. Затем «Расслабься!». Опять запоминаем поведение тела. Повторяем с другой рукой\ногой и так далее.

Темпо-ритм

«Повторяй за мной» - ведущий отбивает в ладоши ритмичные фразы, участники повторяют.

«Пять скоростей» - у человека 5 скоростей: 1 самая медленная, всё тело будто заморожено, сокрость требует немалого напряжения и умения владения телом, не делать резких движений. 2 темп чуть-чуть ускоряется. Любое движение происходит немного быстрее. 3 – обычный, повседневный наш темп. 4 – ускоренный темп. Как мы существуем, когда напряжены, что-то тревожит нас. Торопливость, суетливость. 5 – почти бег, всё происходит в темпе.
Затем – пробуем просуществовать в каждой скорости. Затем – ведущий «переключает» скорости, а участники действуют.

Сценическая речь

«Играем в снежки» - бросаем «снежок» и четко и громко произносим короткие скороговорки.

«Эхо» - ведущий «посылает» звук в круг – задача произнести такой звук несколько раз, как эхо

Интонационная выразительность. Какую-либо фразу (Например «я люблю манную кашу») произнести кровожадно, печально, весело\устало

«Предлагаемые обстоятельства»

Трогаем-гладим воображаемого животного, воду в реке, лёд, клей и так далее

Сидим на холодном камне\на раскалённых углях\на мокрой тряпке

Едем в поезде\машине

Передаём друг другу невидимый предмет. Надо его загадать и поиграть с ним или повзаимодействовать, чтобы стало понятно, что это такое

«ночь, зима, холодно, темно, вы на даче один, не можете уснуть. Вдруг шаги…»

Список литературы:

Ершов П.М. Технология актёрского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992.

Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – М.: 1970.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.

Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – Санк-Петербург. Азбука, 2017.

Феофанова И. Актёрский тренинг для детей. – М.: АСТ: Апрель: Полиграфиздат, 2011.

Просмотров работы: 122