Организация досуга молодежи является одной из актуальных проблем в современном российском обществе.
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия [1]
Изменения, характерные для современного российского общества, ведут к изменениям в молодёжной субкультуре, в рамках которой в основном и формируются приоритеты в формах проведения досуга. Содержание досуга молодого поколения дополняется новыми видами деятельности, способами его проведения, требующий постоянного контроля и анализа.
Досуг молодежи - это деятельность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в свободное от общественного труда время, благодаря которой молодежь восстанавливает свою способность к труду/учебному процессу и развивает в себе те творческие задатки, которые невозможно реализовать в сфере трудовой или образовательной деятельности.
Выделяют два основных вида досуга: серьезный и обычный.
Серьезный досуг - это устойчивые занятия любителя, которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им (занятиям) комплексностью. Серьезный досуг предполагает приобретение знаний или навыков, обучение чему-либо по выбору человека. Эти навыки достаточно существенны, способствуют личностному росту индивида. Выделяют: чтение книг, занятия в кружках / секциях, самообучение, хобби и т.д.
Обычный досуг - такие занятия в свободное время, которые не предполагают повышения уровня развития молодого человека и не требуют особых навыков или знаний. Выделяют: общение, посещение кафе и кинотеатров, просмотр телепрограмм и т.д.
Одним из первых исследователей в сфере досуга был социолог Т. Веблен, его наиболее масштабная работа «Теория праздного класса» была переведена на русский язык.
Дэниэл Белл, Жофр Дюмазедье, Т. Кэндо, С. Де - Гразия, Б. Рассел, Д. Рисмен, М. Каплан, Р. Паркер, М. Вебер также уделяли внимание в своих работах досугу.
Научный интерес к изучению досуга молодежи в отечественной социологии, философии, культурологи, психологии, педагогике носит постоянный и устойчивый характер. В 1970-1980-е гг. по проблемам молодежного досуга было опубликовано большое количество работ. Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли такие ученые, как М.А. Ариарский, Д. М.Генкин, Б.А. Грушин, В.Т. Лисовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Б.Д. Парыгин, А.Н. Кротова, Б.Г. Мосалев, С.Н.Лебедева, А.П.Марков, Б.А.Титов, А.Ф.Воловик, А.А. Сукало и др.[4]
В наше время интерес ученых к исследованиям досуга только возрастает. Большое внимание молодёжному досугу уделяют Л.Ф. Боженко, В.Я. Суртаев, Е.Л. Омельченко, Б. Трегубов. Такой интерес можно связать как с увеличением ценности свободного времени у людей, так и с тем, что различных возможностей проводить свой досуг становится больше.
Таким образом, мы можем видеть различные научные подходы и концепции, направленные на изучение социальных проблем молодежи, молодежного досуга. Вместе с тем, на сегодняшний день остается актуальным изучение проблем досуга молодежи и его социальная организация[4]
Нами было проведено исследования по изучению проблем организации досуга молодежи в городе Ульяновске. В исследовании приняло участие 58 человек от 14 до 17 лет.
При организации исследования мы использовали метод фокус – групп. Впервые данный метод был использован социологами Р. Мертоном и П. Кендалл в 1944 году. Они издали учебник «Фокусированное интервью», не утративший актуальности и сегодня.
Исследование заключалось в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком - группу людей-респондентов.
Исследовались причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-групп, подбирались незнакомые между собой молодые люди.
Использование метода фокус-групп было продиктовано необходимостью получения более глубокой, не только формальной информации. Данные, полученные методом фокус-групп позволят расширить проблемное поле, способствуют разработке рекомендаций по организации досуга молодежи в соответствии с условиями и возможностями в городе.
Методика фокус-групп заключается в проведении дискуссий с представителями целевой аудитории исследования: молодёжь города Ульяновска – 14 - 17 лет.
Было выбрано оптимальное количество участников одной фокус-группы - в пределах 10 человек, с учетом полного вовлечения в дискуссию всех присутствующих. В качестве критериев подбора участников фокус-группы использовался возраст и уровень образования, значимые для конкретного исследования.
В данном исследовании проводилось 6 фокус-групп по одному интервью – гайду.
Результаты дискуссии первой группы дали представление о проблеме в общих чертах. Это позволило получить начальное понятие об отношении респондентов к досугу и то, как продуктивнее построить дискуссию в следующих группах. Затем, выстроив надлежащим образом дискуссию со второй группой, способствовало получению существенно большей информации. Дискуссии в остальных группах способствовали эффективному и глубокому анализу существующей проблемы.
Каждый молодой человек стремится занять своё место в обществе, и серьезный досуг создает для этого большие возможности. Следовательно, можно предположить, что ребята должны испытывать большую потребность в серьёзных занятиях на досуге, чем в обычном времяпрепровождении.
Основанием для выделения разных видов досуга служат открывающиеся перед молодыми людьми, которые используют эти виды досуга, возможности. Серьезный досуг создает возможности получения каких-либо навыков и знаний. Обычный досуг способствует накоплению сил для основной деятельности, развлекает, снимает напряжение, не требует специальных навыков или знаний. В данном исследовании мы остановились на наиболее типичных, сложившихся в обществе формах организации этих видов досуга.
Во время исследования участникам был задан вопрос о том, как они проводят своё свободное время. Варианты ответа содержали типичные способы проведения досуга.
Самыми популярными формами проведения серьезного досуга среди опрошенной молодёжи являются занятия в кружках/ секциях и факультативах (82%), свободные увлечения – хобби (64,4%).
Компьютерные игры (25,5%) уступают занятиям в кружках / секциях, что говорит об ориентации ребят на творчество, спорт и интеллектуальное развитие.
64,4% ребят имеют своё увлечение (хобби), из них 44% юношей и 56% девушек.
Творческое направление хобби (48,7%) является популярным вне зависимости от пола и возраста. Массовым хобби современной молодёжи является рисование, музыка и танцы. Данные направления востребованы как профессионалами, посещающие специализированные кружки, так и любителями рисовать, петь и танцевать в кругу близкого окружения.
Спорт (26,6%) занимает второе место среди популярных направлений хобби. Количество любительских спортивных дисциплин превышает количество профессиональных спортивных секций. Анализ показал, что респонденты самостоятельно занимаются спортом (паркур, ролики, велоспорт), т.к. на сегодняшний день в городе нет профессиональных клубов и секций, требующих спортивного тренера, в силу травмоопасности некоторых спортивных дисциплин.
Научно-техническое направление (17,4%) также востребовано среди ребят. Данные увлечения имеют своё продолжение в факультативах и специальных курсах образовательных учреждений.
Коллекционирование предметов интересно для 7,3% опрошенных, особой популярностью среди них пользуются коллекционные журналы производства ДеАгостини.
Зачастую хобби у молодого поколения имеет своё продолжение и профессиональное развитие в творческом кружке или спортивной секции учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений города Ульяновска. Количество респондентов, имеющих хобби, в 59% посещают кружки и секции в культурно-досуговых учреждениях. Данный показатель говорит о том, что не у всех ребят хобби имеет своё профессиональное продолжение, а остаётся интересной и самостоятельной деятельностью.
Для многих участников исследования всемирная компьютерная сеть и компьютерные игры продолжают приобретать большое значение в способах времяпрепровождения, которые интегрирует в себе возможности самообразования и источника разного рода информации.
Следует отметить, что творческая и спортивная деятельность вытеснила с первых рядов компьютеры. Компьютер не занимает лидирующее место в досуге современной молодёжи.
Количество людей, использующих компьютер и Интернет, растет с каждым днём, вне зависимости от семейного дохода. 91,8% ребят имеют дома доступ к компьютеру, 90,1% имеют доступ в интернет ресурсы. Отсутствие компьютера не ограничивает ребят к доступу в интернет, так как современные технологии позволяют иметь доступ к интернету с помощью мобильных телефонов и планшетных устройств. Практически у каждого школьника имеется в наличии сотовый телефон (94,3%).
Чтение книг для 22,7% опрошенных является способом проведения свободного времени. Чтение популярно среди 37% юношей и 63% девушек.
По результатам исследования, предпочтения девушек в литературных жанрах шире, чем у юношей.
Самыми популярными формами проведения обычного досуга среди молодёжи являются коммуникативные. На первом месте общение и помощь членам семьи (35,4%). Восстановление сил, как одной из главных функций обычного досуга, актуально для (29,5%). Встречи с друзьями на улице, в кафе (26,2%) и общение с друзьями в социальных сетях (28,9%) также популярны среди учащихся. Большинство ребят заполняет своё свободное время общением и отдыхом, с разным кругом общения.
По популярности среди респондентов немного уступают общению такие формы фактического досуга, как просмотр телевизионных передач. Просмотр телевизора является вполне желаемым для многих опрошенных (25,2%).
Просмотр телевизионных передач имеет развлекательный характер. Опрошенные в независимости от пола и возраста предпочитают смотреть современные мультфильмы (52%), содержание которых актуального для любого возраста и занимающие лидирующую позицию в данном рейтинге.
Второе место разделили между собой художественные фильмы и телевизионные сериалы (29%). Просмотр телевизионных передач несет информационную (спортивные передачи и информационные новости) и познавательную функциональность (документальные передачи).
Обычный досуг ребят чаще всего наполнен близкими социальными контактами (с семьей и друзьями) и ориентирован на расслабляющиеся формы, которые выполняют функцию накопления сил для основной деятельности.
Стоит отметить, что, говоря о проведении своего досуга, респонденты старшей группы (16 - 17 лет) чаще всего указывали на недостаток свободного времени для того, чтобы полноценно уделить внимание проведению досуга в специализированных центрах или секциях. Основная причина – активная подготовка к сдаче ЕГЭ или учёбе в вузе. Также можно отметить, что участники дискуссии данной группы в большей степени готовы пожертвовать участием в жизни какого-либо клуба или секции ради подготовки к сдаче экзаменов. Это говорит о том, что наиболее приверженными посетителями досуговых учреждений являются ребята в возрасте до 14-15 лет, так как они менее сосредоточены на подготовке к экзаменам.
Иных различий в мотивации выбора для проведения свободного времени среди участников дискуссий не было выявлено.
Данное предположение необходимо учитывать при проведении информационных, рекламных и ознакомительных мероприятий, направленных на привлечение новых участников в досуговые центры.
Исследование в области осведомленности участников фокус-групп об организациях по обеспечению досуга молодёжи в городе высок.
Участники младшей возрастной группы (14-15 лет) называли такие клубы, как: «Буревестник», «Спартак», «Художественная школа в КДЦМ», «Радуга», «Диамант», «Орленок», «Романтик», «Грация».
Участники старшей возрастной группы (16-17 лет) отмечали, что знают о детских школах искусств, театральной студии от Областного Драматического Театра, клубах «Ровесник», «Романтик», «Орленок», танцевальной школе «Феникс», «Детской ядерной академии», ДЮСШ «Волга».
Как показывают данные исследования, информацию об организациях, обеспечивающих молодёжный досуг в городе, участники получали от друзей и родственников, через Интернет. Лишь один участник исследования указал, что самостоятельно осуществлял поиск и изучение информации о спортивных и досуговых клубах города. Также только один участник исследования отметил, что получил информацию о такой организации от ее педагогов и специалистов.
При ответе на вопрос о том, из каких источников респонденты хотели бы получать информацию об организациях, обеспечивающих досуг, участники исследования указывали: Интернет, телевидение, получение информации от специалистов досуговых центров в школах, лицеях, гимназиях, вузах, где обучаются.
Это говорит о том, что при получении информации и выборе места проведения досуга молодёжи важен диалог и общение с представителями самих организаций по обеспечению досуга.
Мнение участников по вопросу о том, достаточно или недостаточно проводится работ для организации досуга молодёжи в городе, часть респондентов младшей возрастной группы были не довольны тем, как организуется досуг, однако данные высказывания, скорее всего, относятся к единичным общегородским мероприятиям.
При ответе на вопрос о том, какие недостатки есть в тех кружках и секциях, которые посещают участники дискуссии, участники младшей возрастной группы (14-15 лет) указывали, что необходимо открывать новые направления в работе этих организаций, помогать продвигаться талантливым участникам этих кружков и секций, обновлять оборудование, на котором занимаются ребята, повышать профессионализм педагогов, работающих в досуговых центрах.
Отмечалось также, что «посещать спортивные секции дорого».
Некоторые участники дискуссии старшей возрастной группы (16-17 лет) указывали, что для привлечения молодёжи к проведению своего досуга в кружках, секциях и студиях необходимо использовать на самих занятиях новые технические устройства и технологии. Упоминалось и о материальном оснащении спортивных секций, в частности, о том, что спортивная форма должна выдаваться в секции, а не покупаться за свой счет. Высказывалось мнение о том, что для привлечения ребят в секции, кружки и студии необходимо организовывать встречи и мастер-классы с известными спортсменами, артистами, художниками. Озвучивалась идея того, что первые пробные занятия в секциях, кружках и студиях должны быть на бесплатной основе.
Участники исследования считают, что для улучшений условий проведения досуга в городе необходимо снизить стоимость в досуговых центрах, сделать их более доступными для большего количества заинтересованных ребят из семей со средним уровнем дохода или с уровнем дохода ниже среднего. Также отмечалось, что необходимо организовывать и проводить специализированные мероприятия в библиотеках, при этом главное - широко оповещать о проведении этих мероприятий в СМИ и в Интернете.
Исследование показало, что участники 6 дискуссий, организованно проводящие свой досуг в рамках каких-либо специализированных организаций, чаще всего предпочитают центры, где можно заниматься в спортивных секциях, театральных, танцевальных или художественных студиях, кружках рукоделия и флористики. Чаще всего ребята стараются выбирать клубы, расположенные недалеко от места проживания, и те, в которых уже занимаются или занимались их друзья или родственники. Также важно наличие положительных отзывов о клубе.
По данным исследования, уровень осведомленности участников групповых дискуссий об организациях, обеспечивающих досуг молодёжи, высок. Респонденты всех фокус-групп без труда вспоминали названия различных кружков, секций, клубов по месту жительства, центров детского творчества Ульяновска, информацию о которых чаще всего получали от друзей и родственников, а также в сети Интернет.
Наиболее удобными способами получения информации об организациях по обеспечению досуга ребята называли рекламу в Интернет и на телевидении, а также особо отмечали, что удобнее было бы получать информацию из уст специалистов таких организаций или учителей в школах. Это говорит о том, что при получении информации и выборе места проведения досуга школьникам важен диалог и общение с представителями самих организаций по обеспечению досуга.
В связи с этим при продвижении клубов по месту жительства, центров детского творчества, спортивных школ рекомендуется применять интерактивные способы донесения информации до целевой аудитории школьников: проводить совместные классные часы в школах, гимназиях, лицеях, доносить информацию через учителей и классных руководителей.
По мнению большинства участников дискуссий, на сегодняшний день в Ульяновске достаточное количество досуговых учреждений для того, чтобы каждый из ребят мог найти для себя занятие в свободное время. Несмотря на это, молодые люди отмечали ряд недостатков в работе досуговых учреждений и высказывали пожелания, как повысить качество работы этих учреждений: улучшать материально-техническое и технологическое оснащение клубов, школ, центров и секций, повышать квалификацию персонала, проводить тематические мастер-классы с известными спортсменами, артистами и иными специалистами, способными поделиться опытом и знаниями в какой-либо сфере. Эти пожелания необходимо учитывать при организации работы досуговых учреждений.
По мнению респондентов, для улучшений условий проведения досуга молодёжи, необходимо снизить стоимость посещения спортивных секций и клубов, сделать их более доступными для большего количества заинтересованных ребят; организовывать и проводить специализированные мероприятия в библиотеках, при этом главное – широко оповещать о проведении этих мероприятий в СМИ и в Интернете.
В целом, опрашиваемые удовлетворены (58,9%) формами своего фактического досуга. 23% участников исследования частично удовлетворены формами своего досуга, но внесли бы незначительные изменения. 7,6% ребят не удовлетворены формами своего досуга, из них 4,2% респондентов не могут и не хотят вносить корректировки.
Результаты исследования показали, что девушки, в отличие от юношей в большей степени не удовлетворены организацией своего досуга. Оптимизация досуга нацелена на эффективную организацию ребят, нуждающихся в корректировке своего досуга, что составляет 30,6% молодёжи от общего количества.
В структуре желаемого времяпрепровождения приоритеты ребят в будние дни направлены на посещения кружков / секций (52,6%) и на учёбу (38,7%). В приоритетах остаётся коммуникативная сфера деятельности, а именно Общение с семьёй (38,4%) и время с друзьями (33,4%).
В выходные дни исследуемые отдают своё предпочтения посещению культурных мест города: кафе, кинотеатры, парки и т.д. (50,3%). Коммуникативные формы также остаются в приоритетах и выражаются в проведении желаемого времени с семьёй (44,8%) и друзьями (44%). В отличие от будних дней, в выходные дни, ребята больше времени желают посвятить отдыху.
Сравнительный анализ желаемого досуга показал, что современная молодёжь в будние дни ориентирована на серьёзный досуг, а в выходные дни на обычный досуг, однако мотивы того или иного выбора могут отличаться. Серьезный досуг для многих является как бы продолжением учебных занятий, но здесь важна возможность получать такие знания или опыт, которые нельзя получить в учебном заведении. Для ребят при выборе серьезного досуга, также важна возможность испытать себя, получить уникальный опыт, который в будущем может послужить хорошим дополнением к аттестату об окончании учебного заведения.
Исследование показало, что в большей степени среди молодёжи сформирована потребность в серьёзном досуге, которая открывает значимые возможности для социальной адаптации подрастающего поколения. Вследствие этого, необходимо поддерживать существующую ориентацию учащихся на серьёзный досуг и способствовать более активному включению детей в этот вид досуговой деятельности.
На основании выводов исследования были выработаны следующие рекомендации по обеспечению досуга молодёжи в городе:
1. Информационные, рекламные мероприятия по продвижению клубов по месту жительства, центров детского творчества, спортивных школ направлять на ребят до 16-17 лет, они являются ядром целевой аудитории досуговых учреждений и в большей степени привержены к тому, чтобы проводить время в клубах, центрах, школах. При разработке рекламных, информационных и иных промо-материалов учитывать возрастные особенности данной группы ребят.
Информационные и рекламные мероприятия необходимы для удовлетворения потребностей молодежи в информации, помогающей ей решить свои проблемы, адаптироваться к условиям современной жизни.
2. При проведении мероприятий в центрах детского творчества, спортивных школах, клубах по месту жительства, открытии набора ребят в группы, секции, студии и кружки широко освещать данные события в региональных СМИ: в газетах «Мозаика», «Молодежная газета», «После уроков», журнале «Симбик», в тематических коммерческих изданиях «Мама73, в том числе и их электронных версиях.
Средства массовой информации (СМИ) являются основным источником информации в современном обществе, играют важную роль в формировании общественного мнения и молодежной культуры
Молодежные СМИ обладают широким тематическим диапазоном: некоторые из них ставят своей целью не только публиковать развлекательные материалы, но и информировать об актуальных событиях, проводить анализ общественных проблем, выявлять тенденции развития современной культуры. По способу распространения молодежные газеты можно условно поделить на: федеральные, региональные и городские.
Так сложилось, что мероприятие или событие считается состоявшимся только в том случае, если о нем сообщили в средствах массовой информации. И напротив - если о событии или мероприятии СМИ не обмолвились, значит, его просто не было.
3. В качестве основного канала продвижения клубов по месту жительства, центров детского творчества, спортивных школ использовать рекламу в сети Интернет на региональных Интернет-сайтах и порталах, рекламу и тематические страницы клубов и секций в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Твиттер», «Живой Журнал», «Фейсбук», «Инстаграм»). Сегодняшняя молодежь рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. При проведении мероприятий в библиотеках (например, в библиотеке им. Аксакова), в школах искусств, в Драматическом театре и Театре Юного Зрителя активно использовать данные каналы продвижения.
4. В качестве дополнительного канала продвижения и получения обратной связи от молодёжи проводить совместные классные часы в школах, гимназиях, лицеях, вузах с представителями организаций по обеспечению досуга, доносить информацию через учителей и классных руководителей.
Встречи ребят, с представителями организаций по обеспечению досуга, дают возможность лично пообщаться с людьми, которые непосредственно знакомы с изменениями и нововведениями в досуговой сфере, получить более верную информацию о видах досуга непосредственно из первых уст.
5. Для повышения лояльности ребят, посещающих клубы по месту жительства, центры детского творчества, спортивные школы, секции, кружки и студии, ежемесячно или ежеквартально проводить мастер-классы, встречи с успешными людьми: спортсменами, художниками, фотографами, актерами Драматического Театра и Театра Юного Зрителя и другими специалистами, добившихся значительных достижений в профессиональной сфере. Фотографии с таких мероприятий выкладывать на региональных сайтах в сети Интернет и тематических страницах в социальных сетях. В качестве профессиональных фотографов могут выступать сами молодые люди, увлекающиеся профессиональной фотографией.
Для ребят из малообеспеченных семей снизить стоимость за посещение центров детского творчества, спортивных школ, секций, кружков. По возможности закупить спортивную форму для спортивных секций, в которой учащиеся смогут выступать на городских, областных и межрегиональных соревнованиях. Также по возможности закупить новое оборудование для спортивных секций, театральных и фото-студий.
Для решения этой проблемы, можно предложить следующее: краткосрочную аренду помещений и залов для проведения различных мероприятий, оказание услуг в организации и проведении досуговых мероприятий, привлечение благотворительной и спонсорской помощи.
При разработке рекомендаций по организации досуга молодёжи в первую очередь учитывалось пожелания ребят - участников данного исследования.
Данные рекомендации могут быть использованы специалистами по работе с молодёжью, педагогами - организаторами в образовательных учреждениях, а также специалистами культурно - досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации молодежного досуга.
Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь своей нерегламентированностью и добровольностью выбора различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Изучение состояния и тенденций развития организации досуга молодежи свидетельствует об отсутствии обоснованной системы организации свободного времени современной молодежи, способствующей ее социализации. При этом нельзя не отметить, что в сложившейся социально-культурной ситуации государственная система также не в полной мере решает вопросы организации досуга молодежи. Интересы же общества требуют создания условий организации полноценного досуга, создания целого ряда мероприятий в рамках досуговой деятельности[3]. Местные и региональные власти должны поддерживать социально - культурные мероприятия, организуемые и осуществляемые молодежными объединениями и организациями, молодежными группами и коммунальными центрами, которые вместе с семьей и школой, а также созидательным трудом являются одним из столпов социального единства в данном городе или регионе; они являются идеальным каналом участия молодежи в общественной жизни и проведения молодежной политики в области спорта, культуры, ремесел, искусства и иных форм творчества или самовыражения, а также в социальной сфере.
Несмотря на существующие проблемы в организации досуга молодежи, город Ульяновск обладает уникальным по объему и качеству интеллектуальным потенциалом, который необходимо развивать и приумножать в молодежи.
Используемые источники:
Симбирский научный вестник № 4(18), 2014 г. Стр.53
Манько Ю. В. Социология молодежи : учеб. пособие для студентов вузов / Манько Ю. В., Оганян К. М. — Санкт-Петербург : Петрополис, 2008.
Агапов Е.П. Организация работы с молодежью. Введение в специальность. Учебное пособие / Е.П. Агапов – М.: Феникс, 2014. - 446с.
Организация работы с молодежью: учебное пособие Издательство: Директ-Медиа, : 2015 кол-во страниц: 738
Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 478 с. ISBN 978-5-394-02011-7