О некоторых аспектах борьбы с легализацией (отмыванием) доходов и финансированием терроризма - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

О некоторых аспектах борьбы с легализацией (отмыванием) доходов и финансированием терроризма

Борисов С.В. 1
1МГИМО МИД России (Одинцовский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день значительная часть усилий государства в области противодействия преступности нацелена на борьбу с экономическими преступлениями, составляющими существенную часть всей преступности. К примеру, в 2017 году преступления экономической направленности доминировали в структуре организованной преступности, составив 32,5 %.

Одним из общепризнанных и актуальных направлений противостояния экономической преступности является борьба с легализацией (отмыванием) доходов и финансированием терроризма, которой присущ объективно-приоритетный характер. А.Б. Яковлев подчеркивает двойственный характер противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, отмечая, что с одной стороны это финансово-правовой институт, составная часть противодействия государства организованной преступности, а с другой стороны - показатель степени участия государства в международных усилиях по борьбе с международным терроризмом. [10, с.86-92]

На сегодняшний день банковская сфера все глубже втягивается в незаконную преступную деятельность, связанную с легализацией доходов, которые были получены незаконным путем, что является одной из самых негативных тенденций криминализации банковской сферы.

Финансовые услуги без особых затруднений обходят границы государств, что вызвало усиление требований к правилам совершения отдельных видов операций, закрепление мер, направленных на международное противодействие отмыванию доходов, финансированию терроризма, согласование принципов банковского надзора и контроля за банковской деятельностью и т.п.[9, с.54-58]

Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств предусмотрена положениями ст.ст. 174 и 174.1. Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако помимо данного акта большое значение в деле противодействия анализируемым преступлениям имеет и Федеральный закон N 115-ФЗ, принятый 07 августа 2001 года, закрепляющий основные термины, применяемые в данной сфере, например, дается легальное определение доходов, полученных преступным путем, легализации данных доходов и т.д.

Стоит отметить, что указанный нормативный правовой акт действует на протяжении почти двух десятилетий, однако только после 2010 года активизировалась деятельность в данной сфере, что подтверждается и количеством внесенных в него изменений. Если до 2010 года данных изменений было 12, то после – более пятидесяти.

Положения указанного закона активно применяются на практике, что привело даже к появлению такой проблемы, как блокировка счетов компаний и предпринимателей, открытых в банках, массовые отказы в заключении договоров с банковским организациями, в открытии счетов, создание дополнительных барьеров в деятельности предпринимательских субъектов, увеличение объемов работы судов в связи с массовой подачей жалоб.

В целом же относительно сложившейся ситуации, О.В. Пантюшов делает вывод, что положения рассматриваемого акта нацелены на противодействие фирмами-однодневками и легализации преступных доходов, но имеют такие издержки как негативные последствия для добросовестных налогоплательщиков. [8, с.27-32]

Принятие Федерального закона № 115-ФЗ и введение уголовной ответственности за использование преступных доходов в легальной экономике является действенной мерой, однако, есть весомые основания сомневаться в их действенности. В науке отмечается факт неэффективного применения легальных инструментов противодействия легализации преступных капиталов правоохранительными органами.

Показатели статистики демонстрируют крайне малое число расследуемых преступлений в данной области. По данным за 6 месяцев 2019 года по ст. 174 УК РФ осуждено всего 2 человека, по ст. 174.1. УК РФ – 10 человек. За весь 2018 год по аналогичным статьям уголовного закона было привлечено к ответственности соответственно 15 и 18 человек. Очевидно, что на самом деле не столь малое число указанных преступлений совершается.

Указанные цифры обусловлены высокой латентностью преступлений и значительными затруднениями в процессе их расследования. П.П. Ищенко обращает внимание, что расследуется оно по остаточному принципу, не сложилась практика осуществления целенаправленных действий по обнаружению признаков данных преступлений. Только при окончании расследования преступлений, в ходе которых были обнаружены деньги или имущество, полученные в результате преступной деятельности, предъявляется обвинение также и в отмывании этих средств. [5, с.49-54]

Р.А. Лавроненко также делает акцент на отсутствии ориентированности органов предварительного расследования на обнаружение и успешное расследование преступлений данного вида, отсутствии знаний о схемах легитимации денег и других вещей, регулярно присутствующих нарушениях в работе. К примеру, зачастую присутствует возбуждение уголовных дел по отдельным фактам легализации преступных доходов, что дает возможность искусственным путем завысить количественные показатели. [6, с.16-20]

Сложности в расследовании создает и транснациональный характер рассматриваемых преступлений, образованность субъектов отмывания и недостаток мастерства сотрудников, низкий уровень тактики применения ими специальных знаний и т.д.

Для повышения эффективности расследования и противодействия преступлениям, сопряженным с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма, есть множество предложений. Однако в первую очередь необходимо обратить внимание на потребность в совершенствовании навыков сотрудников в расследовании, выявлении признаков указанных преступлений, в повышении уровня взаимодействия органов предварительного расследования с Росфинмониторингом России для получения полной информации о движении финансовых активов.

Сложности создает и отсутствие единого перечня признаков легализации, отсутствие разработанного алгоритма действий по вскрытию, письменному оформлению и проведению следственных действий по преступным деяниям, указанным в ст.ст.174, 174.1 УК РФ. Соответственно, есть объективная потребность в их разработке.

Также существует потребность в привлечении специалистов, поскольку основная часть расследования зачастую связана с анализом бухгалтерских документов, сложной для понимания не профессионалами в данной области. Эффективным в данном случае представляется проведение судебно-бухгалтерской экспертизы. Необходимо и повышение уровня профессиональных практических знаний сотрудников правоохранительных органов в сфере финансов и экономики, специфики осуществления хозяйственной деятельности.

В заключение можно сделать вывод, что преступления, связанные с узакониванием средств, добытых посредством преступных деяний, и финансированием терроризма ныне представляют собой преступные деяния, отличающиеся особой опасностью, международным характером. Однако практика борьбы с ними не очень успешна. Для полноценной борьбы с преступлениями необходимо усиление сотрудничества правоохранительных органов с органами финансовой системы, международного сотрудничества, повышения уровня квалификации лиц, осуществляющих расследования, разработка единых методик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 2019. № 44. Ст. 6175.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418; Собрание законодательства РФ. 2019. № 31. Ст. 4430.

Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. 86 с.

Жубрин Р.В. Надзор за исполнением законов при расследовании легализации преступных доходов // Законность. 2016. N 5. С. 14 - 17.

Ищенко П.П. О некоторых проблемах применения уголовно-правовых мер защиты российской экономики от криминальных инвестиций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 2. С. 49 - 54.

Лавроненко Р.А. Проблемы в деятельности правоохранительных органов при выявлении, раскрытии и расследовании легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе // Российский следователь. 2018. N 3. С. 16 - 20.

Опыхтина Е.Г. Развитие законодательства о кредитных организациях на современном этапе // Юрист. 2019. N 8. С. 50 - 56.

Пантюшов О.В. Право банка на отказ в открытии расчетного счета организации // Вестник арбитражной практики. 2018. N 4. С. 27 - 32.

Решняк М.Г. Ответственность за финансирование терроризма и экстремизма, совершение отдельных преступлений террористического характера, в контексте территориального и экстерриториального действия уголовного закона. // Черные дыры» в российском законодательстве». 2015. № 6. С.54-58.

Яковлев А.Б. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как вид финансового контроля // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 5. С. 86 - 92.

Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации и иных лиц, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам за 6 месяцев 2019 года [Электронный ресурс]. - http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5081 – Загл. с экрана.

Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации и иных лиц, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам за 12 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]. - http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894 – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 26