Введение.Эта тема действительно актуальна на сегодняшний день, так как на данный момент молодёжь не очень хорошо относится к спорту, либо же лень убивает их желание заниматься спортом. В этой теме мы исследуем и изучим научную и психологическую литературу по заданной теме, чтобы выявить всё о спортивной жизни современного студента СПО.
Объект исследования – спорт и физическое воспитание.
Предмет исследования – спорт в жизни студента.
Метод исследования – наблюдение (изучение документации)
Задачи:
Исследовать, изучить научную литературу психологическую по заданной теме.
Выявить, исследовать, изучить, рассмотреть основные определения и формулировки, касающиеся темы.
Цель работы: выяснить и определить степень важности и влияния спорта и физического воспитания на современного студента СПО.
Основная часть.Воспитание – это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств.
Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.
Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет) , в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
систематичность;
динамичность.
Следующий принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определённой мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложении, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре.
Кроме того, наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное – создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.
Принцип доступности обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях студентов.
Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены.
Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет 4 фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение 2 дней подряд.
Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке всё более трудных заданий по мере выполнения предыдущих.
Физические упражнения – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями – средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.
Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.
Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.
Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю».
Спортивная подготовка проводится в спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, недостаточно только личного желания студента, необходимая определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае не только «ты выбираешь, но и тебя выбирают».
Это связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения, ставятся задачи повышения спортивной квалификации, регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факультета, вуза.
Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований.
Важную роль в организации межвузовских соревнований играет общественное объединение студентов и сотрудников высших учебных заведений -Российский студенческий спортивный союз (РССС), созданный в 1993 г. Он призван консолидировать усилия всех причастных к студенчеству организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы и студенческого спорта. Российский студенческий спортивный союз устанавливает и поддерживает международные студенческие спортивные связи, являясь коллективным членом Международной федерации университетского спорта.
По результатам студенческих соревнований, проводимых РССС, определяются составы команд студентов на международные соревнования. Самыми значимыми международными студенческими соревнованиями являются Всемирные студенческие игры, которые называются универсиадой. Всемирные студенческие игры проводятся один раз в два года: каждый нечетный год - летние и каждый четный год – зимние.
Спорт, в свободное время - неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких- либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.
Самостоятельные занятия - одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время.
Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений. Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы [1].
Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток.
Опорно-двигательная система представляет собой набор костей, суставов, мышц, сухожилий и связок. Когда человек совершает движения, происходит мышечное сокращение в результате согласованной работы центральных нервов. Во время регулярных тренировок мышечные волокна утолщаются. Это приводит клетки к энергетическому состоянию, которое зависит от наличия в организме достаточного количества минералов, витаминов, кислорода и питательных веществ.
Студентам следует грамотно распределять нагрузку на суставы, иначе можно заработать такие заболевания, как остеоартроз, артроз и остеохондроз, результатом чего являются разрушенные суставные хрящи. Для оптимального опорно-двигательного развития необходимо обеспечить свой организм необходимыми витаминами и минералами. Очень важную роль при этом играет витамин С, стимулирующий развитие соединительных тканей сухожилий и связок, а также фосфор и кальций, придающие костям твёрдости.
Умеренные и регулярные спортивные занятия благотворно влияют на сосуды, так как помогают предотвратить тромбоз вен и варикоз нижних конечностей. Благодаря физическим нагрузкам происходит значительное увеличение в крови эритроцитов, что позволяет лучше снабжать ткани кислородом, в результате чего кровеносные сосуды становятся упругими и эластичными.
У спортсменов за одно сокращение сердце способно перекачать больше крови, чем у тех, кто избегает физических нагрузок. Поэтому специалисты рекомендуют заниматься спортом даже людям пожилого возраста, чтобы вовремя предотвратить такие заболевания, как ишемия, атеросклероз и гипертония.
Лёгкие человека, который пренебрегает спортом, значительно отличаются по размеру от лёгких спортсмена. При регулярных тренировках происходит увеличение лёгочной ёмкости, в результате расширения бронхов, а также открытия дополнительных воздушных мешочков - альвеол. Спорт позволяет намного улучшить кровоснабжение внутренних органов человека, благодаря чему происходит бесперебойное достаточное поступление кислорода в организм.
Постоянные физические нагрузки повышают процесс вентиляции лёгких, в результате чего спортсмены реже встречаются с такими болезнями, как воспаление лёгких и бронхит, увеличивается и жизненная емкость легких.
Физическое развитие необходимо всем, ведь спорт достаточно сильно влияет на здоровье человека.
У регулярно тренирующихся людей количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов, задача которых - нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы - способность противостоять неблагоприятным условиям среды [4].
Однако прежде, чем приступать к тренировкам, необходимо выяснить индивидуальные физические возможности, чтобы выбрать такой вид спорта, который будет не в тягость и по душе. Это может быть пешая прогулка, небыстрый бег, езда на велосипеде, аэробика, плавание или фитнес. Каждая из этих форм движения оказывает положительное влияние на здоровье человека, однако, всё же необходимо соизмерять свои физические способности. Ведь чрезмерные нагрузки могут не только спровоцировать тяжёлое заболевание, но и быть достаточно опасными для человеческого организма [2].
Заключение.Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными. Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации[3].
Литература
https://works.doklad.ru/view/mdZ4IzU5bp8.html
https://otherreferats.allbest.ru/sport/00643334_0.html
http://mgsu.ru/rezultat_monitoringa/Rol_fiz_kulturi.pdf
4.http://www.champio.ru/news/Kak_zhe_vliyayut_na_dykhanie_zanyatiya_sportom%3F