Социальная профилактика семейного неблагополучия - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальная профилактика семейного неблагополучия

Капралова Ю.А. 1
1ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном российском обществе научные исследования приводят факты снижения внимания к семье, семейному образу жизни,семейной политике. Данные ценности не воспринимаются государством в числе приоритетных направлений и, как следствие, в этой сфере нарастают негативные тенденции: значительный рост семейного насилия, социального сиротства, одиночно-холостяцких настроений, увеличение числа альтернативных форм брака и родительства без юридического оформления, разводов и малодетных семей.

Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одной из главных задач является социальная профилактика семейного неблагополучия.

Нами было проведено исследования в детском саду. В исследовании участвовали 30 детей и их родители.

Нами проводилось тестирование с семьями на предмет комфортности их пребывания в семьях их детей. В случае выявления низкого уровня комфортности, воспитатели выходят на контроль проверки условий жизни детей, соблюдения родителями прав и законных интересов детей, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения родителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, отражаются итоги тестирования и проведенной профилактической работы.

В профилактике семейного неблагополучия нами проводилась информационная и образовательная работа с родителями, законными представителями, детьми, специалистами, работающими с детьми.

По профилактике социального неблагополучия семьи нами разработана программа «Научись слышать своих детей», целью которой является оказание педагогической, психологической, социальной, правовой и иной помощи семьям по вопросам воспитания, развития и организации полноценной жизнедеятельности детей. Реализуется по нескольким тематическим направлениям:

1. «Азбука семейного благополучия» - повышение родительской компетентности в вопросах грамотного воспитания и всестороннего развития ребенка как личности.

2. «Мы вместе» - организация клубной деятельности с родителями.

3. «Обычная работа с необычными детьми» - организация деятельности родителей и детей с ограниченными возможностями

Данная Программа реализуется при взаимодействии всех специалистов ДОУ (воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре). Нами составлялся план работы с семьей, согласно которого проводятся патронажи семей, беседы, занятия

Первое направление - «Азбука семейного благополучия» - повышение родительской компетентности в вопросах грамотного воспитания и всестороннего развития ребенка как личности.

В этот блок мы включили:

- дистанционное консультирование через почтовый ящик: вопросы и предложения, слова благодарности родителей.

- Разработка и создание буклетов и брошюры: «Золотые правила для родителей», «Как воспитывать гиперактивного ребенка», «Ребенок имеет право на жизнь без насилия», «Права и обязанности ребенка», «Права и обязанности родителей, ответственность».

- Информационные листы на стенде «Это все для Вас»: «В первый раз мы идем в детский сад», «Социальная адаптация и готовность детей к школе», «Правила поведения и общения», «Пять тактик семейного воспитания» и др.

- Индивидуальное консультирование: «Как организовать досуг в семье»; «Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей»; «Формирование у детей культуры поведения в общественных местах».

- Беседы (о семейных традициях, о непослушании ребенка в семье, о воспитании детей с РДА, о результатах диагностики социального развития воспитанников и т. д.)

- Групповое консультирование: Основные нормативно-правовые документы по защите прав детей», «Защита прав ребенка и правовое воспитание в семье»; «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада», «Как организовать отдых ребенка в летний период», Консультации для родителей «Наказывая, подумай», «Поощрение и наказание ребенка в семье», «Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультации ребенка и родителей по методике «Соломенная башня» (на определение взаимоотношений в семье).

- Для семейного чтения разработаны и распространены памятки по темам «Роль отца в воспитании мальчика», «Рекомендации родителям по воспитанию без физического наказания», «Конфликт», «Похвала как средство воспитания», «Бить или не бить своего ребенка», «Профилактика уходов ребёнка из дома», «Искусство быть родителем», «Детская агрессия».

Второе направление - «Мы вместе» - организация клубной деятельности с родителями.

Целью работы данного клуба является оптимизация детско-родительских отношений через грамотно выстроенное общение и совместную деятельность с ребёнком. Встречи проводятся в форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме встречи, задают вопросы, формулируют проблемы, участвуют в обсуждении. Подразумевается обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (в форме игры, тренинга).

В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого-педагогических знаний (беседы за круглым столом, тренинги, так и совместных мероприятий с родителями и детьми. Проводились такие занятия семейного клуба, где была организована совместная деятельность взрослых и детей: «Вместе дружная семья», «Как общаться с ребенком».

Нами организованы:

- Семинар-практикум для родителей «Стиль семейных отношений»

- Семейно-развлекательная игра «Моя семья»

- Совместная деятельность родителей и детей (фотоколлаж, рисунки, поделки) «Моя счастливая семья», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».

В конце каждого заседания Клуба участники анализируют полученную информацию и впечатления, делятся своими мыслями и ощущениями. Практический материал создается для того, чтобы создать во внутрисемейных взаимоотношениях позитивный настрой, улучшить микроклимат в семье, принимать других такими, какие они есть.

Третье направление - «Обычная работа с необычными детьми» - организация деятельности родителей и детей с ограниченными возможностями. С родителями проводятся беседы об исполнении родительских обязанностей по воспитанию, содержанию ребенка с ОВЗ и пропаганды здорового образа жизни на темы: воспитание ребенка, реабилитация детей, меры социальной поддержки семей, пропаганда здорового образа жизни. Методика «Традиция» (научить отражать в семье чувства как позитивные, так и негативные).

Таким образом, реализация Программы по социальной профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ позволяет наладить детско-родительские отношения, повысить уровень семейной культуры, сформировать навыки самопомощи и саморазвития, совершенствовать родительскую эффективность через безусловное принятие ребенка. Тем самым оказывается поддержка родителям с разным опытом родительства. Следовательно, главным результатом социальной профилактики семейного неблагополучия является предотвращение его вероятности.

Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Упр. дошкол. образоват. учреждением. - 2012. - № 4. - с.17-23

Воронцова М.В. ДубровскаяТ.А. «Семьеведение» Учебное пособие. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2011г.

Гончарова, Т. «Неблагополучные семьи и работа с ними» [Текст] // Народное образование 6. - 2009г.Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема /А.С. Никончук // Социально-педагогическая работа. - 2014. - №4. - 54 с.

Пейн М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / под ред. Дж. Кемплинга. - М.: Академия, 2007. - 400 с.

Просмотров работы: 15