В настоящее время количество безработных велико. Лишь в разные периоды, согласно статистике, число безработных граждан либо сокращается, либо, к сожалению, растет.
По данным Росстата уровень безработицы в феврале 2018 составил 5%. Уровень занятости населения — 59,3%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,8 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения.
По данным на 1 марта в органах службы занятости населения состояло на учете 799 тыс. безработных, что на 2,7% больше по сравнению с январем 2018 года.
Уровень безработицы среди сельских жителей (8,1%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,1%). — почти в два раза.
Больше всего безработных среди городских жителей — 62,9%. Доля женщин среди безработных составила 46,2%, молодежь до 25 лет — 19,9%, лица, не имеющих опыта трудовой деятельности — 25,4%.
Безработица - один из ключевых макроэкономических показателей государств, в том числе влияющий на социальную сферу.
В 2014 году эксперты предрекали новый всплеск безработицы, когда экономический кризис в России только начинал развиваться, цены на нефть стали стремительно падать, за ними рубль, а инфляция начала расти. Но прогнозы не оправдались - массовых сокращений и увольнений не случилось.
По сравнению с мировыми статистическими данными российский показатель безработицы выглядит совсем неплохо. Так, в США во время пика кризиса 2008-2009 годов уровень безработицы достиг почти 10%. Средний уровень безработицы в ЕС в настоящее время ниже 10%, это считается успехом, так как почти 8 лет назад индекс превышал 12%. В разгар экономического кризиса в таких странах, как Испания, Греция, Италия эта цифра достигла 40%.
На вопрос, как России удается избегать такой ситуации, ответила Татьяна Малеева, директор Института социального анализа и прогнозирования при Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС): «С 1990-х годов в России разрабатывается собственная модель рынка труда, отличающаяся от западной. В то время как в большинстве стран мира компании сокращают производство и численность персонала во времена экономических потрясений, в России, опасаясь обострения социальной напряженности, все участники рынка ведут себя совершенно иначе. Вместо того, чтобы увольнять неэффективных работников, работодатели предпочитают снижать заработную плату. Кроме того, российский рынок труда прибегает к системе скрытой безработицы, при которой работников переводят на сокращенную неделю, отправляют в неоплачиваемый отпуск или уменьшают их часы и темпы производства. Рабочие с радостью принимают эту систему, а все из-за небольшого количества реальных альтернатив - риск не найти новую работу пугает людей даже в крупных мегаполисах. Государство также вполне удовлетворено таким поведением работодателей и работников, так как это гарантирует, что никогда не будет большого притока людей, ищущих пособия по безработице в России».
Как рассказал министр труда РФ Максим Топилин, сейчас разрабатывается план мероприятий по занятости женщин, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком.
Современные исследования проблем безработицы направлены на изучение причин и последствий безработицы, анализ особенностей поведения безработного на рынке труда, его личностных характеристик. Интересны в этом плане исследования проблемы поведенческих особенностей безработных как новых субъектов труда, проведённые группой учёных из г. Новосибирска: А.А. Гордиенко, Г.С. Пошевневым, Ю.М. Плюсниным. В результате исследования были выделены типы безработных по поведенческим стилям и особенностям психоэмоционального реагирования на жизненно неблагополучные ситуации. Учёными - социологами из Санкт-Петербурга и Ярославля, под руководством М.Г.Гильденгерша проведены социологические обследования, в результате которых были выявлены особенности безработицы в России, её формы, структуры и социальные последствия. Экономические аспекты безработицы представлены в работах Е.Баладского, Э.Бородянского, Г.Волынского, А.Кашепова, А.А.Никифоровой, Ф.Прокопова. Соколова Г.Н., Неверовская Я.В. провели исследования социально-профессиональной ориентации безработных в условиях формирующегося рынка труда.
Основой социальной работы с клиентами службы занятости является Конституция РФ и Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации".
Основываясь на эти документы создаются государственные стандарты оказания услуг и административные регламенты, в которых прописывается технология работы с клиентами службы занятости (административные процедуры).
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [1].
Субъекты рынка труда:
а) работодатель – наниматель, которые могут быть представлены различными фигурами, в зависимости от узаконенной структуры отношений. Имеют возможность диктовать свои условия, так, как только они определяют количество, качество рабочих мест и устанавливают цену на рабочую силу;
б) наемные работники – свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств к существованию и индивидуальному воспроизводству. Они отвергают или принимают условия работодателей и имеют ограниченные возможности влиять на них. Поэтому возникает необходимость в посредниках, роль которых выполняет государство;
в) государство – является третьим субъектом, активно воздействует на происходящие процессы на рынке труда, как непосредственно регулируя эти процессы (оказывая услуги по трудоустройству, профообучению и профориентации, информируя субъектов рынка труда), так и применяя методы экономического принуждения через антимонопольное законодательство, сферу обращения, бюджетные, денежно-кредитные рычаги. Государство как партнер на рынке труда обеспечивает баланс интересов его субъектов. Благодаря регулирующему воздействию государства рынок труда становится важнейшим элементом социального функционирования экономики и воспроизводства рабочей силы. Для достижения этих целей государство создает необходимые условия и закрепляет их в законодательных и других правовых актах. Их основными положениями являются:
- свобода предложения рабочей силы, т.е. при наличии условий для добровольного выбора профессии, вида деятельности с учетом как индивидуальных, так и общественных потребностей;
-свобода спроса на рабочую силу, т.е. найма и увольнения работников всеми работодателями (как в лице государства, так и частных предпринимателей) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, условий труда, его оплаты, защиты интересов граждан в виде компенсаций незанятым;
- свободное начисление и выплата заработной платы при соблюдении установленного законом гарантированного минимума;
- запрет на принуждение к труду и строгая ответственность должностных лиц за нарушение этого условия;
- законом гарантируется всем незанятым гражданам, желающим трудиться, бесплатное оказание информационной и консультационной помощи при трудоустройстве, профориентации и профессиональной подготовке, материальная поддержка в случае отсутствия подходящей работы. В то же время законом не предусматривается и не гарантируется предоставление рабочих мест всем желающим [2, с.16].
Клиент службы занятости – это гражданин, ищущий работу или организация, ищущая работников.
Граждане, обращающиеся в службу занятости:
1. Ищущие работу- это любой гражданин в возрасте с 16 лет (в исключительных случаях- с 14 лет). Выделяют работу с отдельными категориями граждан:
• инвалиды;
• несовершеннолетние, желающие работать в свободное от учебы время;
• другие граждане, испытывающие трудности в поиске работы.
2. Безработные.
Безработица означает неспособность найти работу. Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится излишним населением. По определению Международной организации труда, безработный – это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места [3, с.25].
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Безработными не могут быть признаны граждане:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
• осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
3. Работодатель.
Подбор работодателям необходимых работников осуществляется с учётом требований к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности), квалификации или должности), требований к кандидатуре работника, уровню его профессиональной подготовки и квалификации, опыту и навыкам работы, а также персональных данных граждан.
Подбор работодателям необходимых работников осуществляется с использованием программно-технического комплекса, содержащего регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банк работников).
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается.
Главной задачей социальной службы занятости является трудоустройство граждан, ищущих работу и поиск подходящих работников для работодателей. Поэтому особое внимание я уделю технологии организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, в котором прописаны технологические процедуры.
Остальные технологии способствуют ускорению поиска работы, внушают гражданам уверенность в своих силах, помогают сориентироваться на рынке труда и определить свои реальные возможности.
Рассмотрим подробнее услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Технологии предоставления государственной социальной услуги в филиалах Кадрового центра включает:
• анализ сведений о гражданине, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, или уточнение и введение в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения следующих сведений о гражданине:
профессия (специальность),
квалификация,
должность,
вид деятельности;
знания, умения, навыки и компетенции, позволяющие вести профессиональную деятельность, их уровень и объем;
наличие медицинских показаний или медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, учёбы;
• информирование гражданина о порядке предоставления государственной услуги, направлениях профессиональной ориентации;
• ознакомление гражданина с методами, методиками, используемыми при профессиональной ориентации граждан, формами тренингов и технологий профессиональной ориентации граждан;
• предложение гражданину пройти тестирование (анкетирование) по методикам, используемым при профессиональной ориентации граждан, выбрать способ тестирования (с использованием соответствующего программного обеспечения или в письменной форме);
• проведение тестирования (анкетирования) в соответствии с выбранным гражданином способом;
• обработка материалов тестирования (анкетирования) гражданина;
• предложение гражданину пройти тренинг по профессиональной ориентации;
• проведение тренинга по профессиональной ориентации при согласии гражданина;
• подведение итогов тренинга по профессиональной ориентации и обсуждение его результатов;
• проведение профессиональной консультации с использованием методов интервьюирования (беседы) на основании результатов тестирования и тренинга, включая:
выявление факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной) деятельности, профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
знаний о содержании и условиях труда выбираемой профессии;
требованиях к профессиональным знаниям, умениям и навыкам;
профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина;
соответствия профессиональным стандартам, требованиям, предусмотренным Единым тарифноквалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
ознакомление гражданина с результатами тестирования (анкетирования);
ознакомление гражданина с возможными видами профессиональной деятельности;
оформление и выдача (направление) гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендуемые виды профессиональной деятельности, занятости и компетенций;
приобщение к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения экземпляра заключения о предоставлении государственной услуги;
• внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Другие услуги, предоставляемые в филиалах Кадрового центра:
1. Государственная услуга по психологической поддержке безработных граждан, технология социальной работы которой направлена на выявление основных проблем, препятствующих трудоустройству, профессиональной самореализации, карьерному росту; проведение с безработным гражданином тренинговых занятий и (или) психологических консультаций, направленных на снятие психоэмоциональной напряженности и состояния тревожности, формирование позитивного отношения к трудностям, возникающим в процессе поиска работы; подготовка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям; обсуждение рекомендаций с безработным гражданином и определение направлений действий безработного гражданина по их реализации [4].
2. Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, технология социальной работы которой направлена на обучение заявителя методам и способам поиска работы, технологии поиска работы, обсуждение оптимальных действий при поиске подходящей работы и трудоустройстве; обучение заявителя технологии составления резюме; обучение методике проведения переговоров с работодателем; обучение методам самопрезентации [5].
3. Государственная услуга по проведению государственной экспертизы условий труда, технология социальной работы которой направлена на проведение исследований и изменений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров) [6].
4. Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в Ульяновской области, технология социальной работы которой направлена на сбор, обобщение, анализ статистических, информационных и других материалов о положении на рынке труда в Ульяновской области для подготовки запрашиваемых сведений согласно заявлению заявителя [7].
5. Государственная услуга по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, технология социальной работы которой направлена на подбор вариантов работы для безработного в другой местности.
6. Государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан, технология социальной работы которой направлена на подготовку бизнес-плана и получения знаний и навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности гражданином, принявшим решение о целесообразности осуществления предпринимательской деятельности [8].
7. Государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, технология социальной работы которой направлена на:
• подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
• подбор работодателю необходимых работников с учетом требований к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности) или должности), уровню профессиональной подготовки и квалификации, опыту и навыкам работы, содержащихся в сведениях о потребности в работниках, при наличии в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о гражданах, выразивших согласие на передачу своих персональных данных работодателю [9].
8. Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ, технология социальной работы которой направлена на подбор гражданину вариантов общественных работ исходя из сведений, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, о свободных рабочих местах (вакантных должностях) для участия в общественных работах на основании заключенных договоров [10].
9. Государственная услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, технология социальной работы которой направлена на назначение ответственного специалиста непосредственно занимающимся сопровождением инвалидов.
Кроме того, безработным гражданам оказывается такая услуга, как осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Государственная услуга по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, технология социальной работы которой направлена на осуществление социальных выплат в виде:
1) пособия по безработице;
2) стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
4) материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой страховой пенсии по старости [11].
Для повышения эффективности работы службы занятости проводятся ярмарки вакансий. Ярмарка вакансий – это мероприятие в сфере карьеры и трудоустройства, основными участниками которой являются работодатели, которые демонстрируют имеющиеся вакансии, карьерные возможности для выпускников и специалистов, продвигают бренд своей компании как работодателя.
Список использованной литературы
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации".
Чукреев П.А., Корытова Е.В.Ч 887 Занятость населения и её регулирование: Учеб. пособие / П.А.Чукреев, Е.Е. Корытова. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. – 212 с.
Экономическая теория: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан.
Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда.
Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Ульяновской области.
Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.
Административный регламент предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ.
Административный регламент предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.