При обучении масляной живописи и технологии выполнения натюрморта с применением традиционных национальных атрибутов, и при условии применения этнических мотивов в его художественном изображении, а также при овладении целого комплекса навыков при его постановке и организации художественно-изобразительного пространства, открывается путь для решения разнообразных предложений художественного решения изображаемых объектов, грамотному использованию национальных традиций, орнаментальных элементов и декора. Пути творческой трансформации современных изобразительных школ изучения масляной живописи в рамках выполнения работ с использованием национального колорита орнамента в действительности разнообразны. Каждый преподаватель, обучающий современным техникам, специфики и этапам масляной живописи, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, манерой исполнения, по своему подходит к переосмыслению в выборе источника для своей трактовки художественного образа самого натюрморта.
Вместе с тем, большое значение в профессиональной подготовке студентов в рамках изучения масляной живописи большое значение имеет место декоративно-прикладное искусство, в том числе и широкое использование орнаментики. Итак, при создании художественного образа национального натюрморта необходимо осознанное профессиональное решение и более полное определение роли самого декора в изделии. Декоративные элементы, такие как орнамент, в национальном натюрморте являются прежде всего дополнением, подчиненным общей форме какого-то изделия изображающегося в нем. Рассматривая прикладное и узорное искусство в национальном натюрморте, можно отметить, что каждый элемент, каждая деталь несет определенную функциональную нагрузку, подчиненную композиционному решению художественного образа. В ходе проведенного исследования развития художественной воспитания у студентов, в рамках реализации заданий по художественному изображению натюрморта с национальным колоритом, замечено, что современные преподаватели изобразительного искусства, а именно в процессе преподавания художественных дисциплин пользуются разнообразными элементами структуры национального сюжета, в том числе и, используя широко их в учебных постановках. Так же при решении данных художественно-изобразительных задач применяют разные методы проектирования и художественного составления натюрморта, в том числе и традиционные схемы композиции и выбора материалов. Преподаватели применяют материалы и способы постановки предметов, сочетая их с современными тканями, силуэтом, с технологией традиционных орнаментальных элементов национального узора, элементами декора и отделки, свойственных только определённому традиционному национальному натюрморту, образные характеристики национальных традиционных предметов, трансформация или стилизация первоисточника (сохранение структуры, форм и видов). Конструирование или составление натюрморта целенаправленно ориентированное на использование глубоких народных традиций в процессе обучения, обращает внимание к отношению роли национальной посуды и декора в общем композиционном строе натюрморта. В работе со студентами при создании натюрморта с определенным национальным колоритом, народное традиционное искусство, органически соединяя педагогику и процессы, изобразительного творчества активно способствует гармоническому развитию личности. В зависимости, от цели учебного занятия по разработки и написанию натюрморта с национальными атрибутами и элементами, в процессе изобразительного творчества студент создает свой живописный почерк в соответствии со своим видением объектов и характером.
Преподаватель живописи, прежде всего, характеризуется активным творческим поиском использования сочетания новейших техник, этнических элементов разнообразного характера в современном обучении, при организации постановок на основе элементов натюрморта. Так, например, при обучении создания художественной постановки из предметов быта, используя этнические элементы, необходим поэтапный и грамотный подход к этому непростому делу нужно овладение целого ряда навыков. Набросок, кратковременный эскиз, и тем более вдохновение, является первым этапом при работе над натюрмортом. За ним следует этап композиционного и художественного решения рисунка до определенного момента, или другими словами доработка рисунка, эскиза. Вообще-то этот этап также можно назвать зарисовкой, так как на этом этапе происходит быстрый набросок и по времени и по работе над деталями. Последний и завершающий этап работы над натюрмортом - технологический. То есть идет выбор и дальнейшая работа, в какой-то выбранной ранее технике соответствующей данной постановке.
Таким образом, для передачи молодому поколению культурных национальных традиций - народный натюрморт, имеющий давнюю традицию, выступает в данном исследовании, как предмет и объект сохранения и передачи культурных народных традиций.
Учитывая специфику традиционной технологии работы масляными красками, как в современный период развития живописи, так и более раннего времени, она раскрывает ответы на вопросы использования национального колорита в современной практике изобразительного творчества и в том числе живописи. Многие преподаватели художественных дисциплин, в том числе живописи и рисунка разработали учебные пособия по созданию живописных плотен. Они включают в себя рекомендации использования современных средств техник живописи маслом, на базе национального натюрморта, его особенностей и с учетом как композиционного, так и колористического направления, использование этнических материалов и орнаментальных мотивов.
Необходимо отметить, что включение национального стиля в натюрморт невозможно без использования этнических мотивов. Следовательно, в учебном процессе по работе над национальным натюрмортом особое внимание необходимо уделить истории орнаментального искусства и изучение этапов развития орнамента на территории Кавказа.
В соответствии этапам исторического формирования северокавказского региона, возможно, констатировать, что оно находилось в прочной связи с бесконечной войной и постоянной борьбой за выживание. В данном исследовании можно предположить, что именно развитие декоративно-прикладного искусства и визуальной части художественной воспитания народов Кавказа, распространялось, прежде всего, покоряясь этим факторам. Оно строго, а порой даже аскетично и монументально как местный пейзаж, оно не знает регулярности, так как ее нет ни в горном ландшафте, ни в рабочей деятельности людей, живущих в этих условиях. К основным характеристикам искусства народов Кавказа большинство исследователей относят его максимальную незатейливость и естественность, открытость формулирования художественно-изобразительной мысли. Более того, всякое изделие кавказских мастеров отличает наличествующий в них художественный образ. Во многом выявлению образа содействует и веками произведённая форма, и отчетливый, соразмерный силуэт, и традиционность самого орнамента изделия. Итак, орнамент на Кавказе – это не просто декор. Северокавказское орнаментальное искусство вплоть до XIX века сохранило свой архаичный характер, образованный на древнейших суждениях о мире. Традиционность в системе народного северокавказского орнамента акцентирует насущность проблемы и условия существования коллектива, отображает его историческую память, этническую, межнациональную специфику взаимоотношений человека и природы. Архаичность орнамента народов Кавказа, характерна определением целого ряда признаков: геометричность изображения его элементов, свободная композиция, простота, лаконичность, но не однообразность. Собственно эти характеристики остро отличают его от искусства остальных стран ислама и от самого искусства Европы. Традиционность орнамента народов Кавказа обычно строится на чередовании или элементарном соединении геометрических фигур: розеток разных видов, треугольников, ромбов, крестов, спиралей, двуспиралей и т.п. Примечательность, этого факта, прежде всего в результате особенности развития культурно-политических и хозяйственно-экономических связей, которые имели место на Кавказе с соседними странами – Ираном и Турцией, искусство мусульманского Азербайджана . В то же время, необходимо отметить, что христианские, по вероисповеданию Армения и Грузия были сильно подвержены влиянию соседних стран, но это касалось не горной области Большого Кавказа, включающей в свою восточную часть Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Многовековая константность горской воспитания не поддавалась этому влиянию, не смотря на то, что и была очень поколеблена в XIX веке, в пору религиозного подъема, побуждавшего кавказских горцев видеть себя частью мусульманского мира. Из истории, безусловно, известен факт, что с приходом ислама начинается строительство мечетей, имеющих типично «мусульманский» облик, но этого не произошло на Кавказе. Так, например, дагестанские или чеченские мечети так и не приобрели купола. Ислам, пришедший на смену языческим и христианским верованиям, преобразовал внутреннюю, духовную часть жизни горцев, но не поменял взгляды их материального воспитания, и в частности не справился с местными традициями народного декоративно-прикладного искусства.
Подобным образом, неординарный характер декоративно-прикладного искусства народов Кавказа сформировывался и определялся в конкретно-исторических условиях. А именно, в узких взаимоотношениях с религией и находился в суровых регламентированных условиях с окружающей средой. Обычаи орнаментики Кавказа наиболее броско наблюдаются в изделиях ткачества и чеканки.
Осетинский и дагестанские орнаменты слывут одними из самых классических и древних в культуре Кавказа, который развивался в этническом плане на протяжении многих тысячелетий. Историки и археологи обнаруживали его на одежде, посуде, орудиях труда, надгробных камнях и прочих вещах. Данные узоры, по мнению большинства исследователей, носили в некотором смысле священный характер, и как следствие имели обереговый смысл, поэтому его зачастую наносили на мебель, так, на изголовья кроватей, на кресла, а в богатых домах им могли украсить и опорные столбы, арки домов и ворота. При этом орнаменты всегда заключали в себе некие «послания», шифр и особое содержание. Так, например, на надгробных плитах орнаментально высекались изображения того, что умерший возьмёт с собой в потусторонний мир, а также иные мотивы.
Объекты быта украшались более упрощенно и элементарно – штрихами, кружками, спиралями, зигзагообразными линиями и т. д. Все же, уже к концу II тысячелетия до н. эры орнаменты в целом стали более усложненными по своему художественному и изобразительному характеру – стали возникать геометрические изображения животных и растений. Так, например, одним из самых распространенных изображений существовала баранья голова с крутыми рогами, её не только наносили в качестве орнамента, но также изготовляли в виде скульптур. Вообще небольшие скульптуры головок животных часто украшали рукояти кинжалов воинов, а также, нередко и головные уборы женщин. Это тоже носило своего рода магическое значение – головы животных служили амулетами, тотемными знаками, и наделялись функцией защиты человека.
Изображения при этом делались самые разные: главным образом, это были замысловатые геометрические узоры, составленные из множества спиралей и завитков, линий и ромбов. К ним добавлялись схематические изображения птиц и зверей – голов павлинов, быков. Часто изображения животных пропадали в общем ансамбле, так как изображались стилизованно, так что только специалист по кавказскому искусству мог распознать, что тот или иной символ в действительности изображает голову животного. Основные элементы осетинской орнаментики в 1-3 веках нашей эры были очень сложные по выполнению плетёные узоры, которые сочетали в себе животные мотивы – головы зверей и птиц среди завитков растительного орнамента. В этот период именно растительные мотивы имеют большую популярность, так как обработка земли и животноводство становятся первыми и главными занятиями, а, следовательно, всё народное искусство, верования и убеждения сводились именно к этим занятиям.
В какие-то моменты исторического периода с развитием изобразительного процесса постановка натюрморта и техника его письма начинает усложняться. Форма и развитие видения бытовых предметов, то есть сам натюрморт определяют развитие материальной воспитания общества – от простого к сложному, от реалистического до стилизации. В национальном натюрморте особое значение имеет не только форма национальных предметов, но и цвет, материал, орнаментальные элементы, по поверью обеспечивающие защиту от злых духов и сглаза.
Итак, использование художественно-образных особенностей орнамента народного искусства Кавказа в натюрморте, сохранение заложенных в него художественных смыслов, духовного и исторического опыта нации для современных преподавателей живописи и рисунка при обучении является в наши дни перспективным. Разработка современных образов национального натюрморта с использованием этнических элементов таких как орнамент, его колористического решения, применение национальных предметов, декора и орнамента является крайне важным при преподавании живописи. На сегодняшний день главной задачей при создании натюрморта является эстетический и духовный комфорт при его восприятии. Использование природных форм, орнаментов, оригинальности колористического решения проникнутого эстетизмом все это включает в себя современная живопись. При подготовке педагогов изобразительного искусства и дизайна современные преподаватели должны быть хорошо ориентированы в разных направлениях, не только в педагогике, но и психологии и т.д. Наряду с этим они должны иметь представление и быть в поисках этнических корней, сочетание элементов современности и фольклорной воспитания с богатым наследием, многовекового культурного опыта, вместе с тем при создании проживание момента отдельной исторической эпохи. Воссоздание натюрморта тех или иных периодов и национального решения с актуализацией отдельных элементов, практически буквальное цитирование их первоисточника современными художниками специализирующихся в области натюрморта, обладает комплексом специфических средств реализации педагогического потенциала при формировании художественной воспитания у студентов.
Следует отметить, что орнаментальное искусство и введение его в образовательное пространство, как в высшей, так и в средней специальной художественной школе, в процессе обучения живописи, в том числе и масляной, неизменно будет нести своеобразный отпечаток национального колорита. Источник такой национальной оригинальности преобладает в социально-историческом существовании этой или иной нации, в обусловленных особенностях ее внутренней жизни, изобразительных и художественных традиций. Межнациональное выражается в тематике и проблематике декоративно-прикладного творчества, а так же в воздействии на этот вид искусства, климата и географической среды (это особенно отчетливо это прослеживается в архитектуре, и в декоративно-прикладном творчестве), а так же в характере и поведении людей той или иной национальности. Вместе с тем, специфика национальной орнаменталистики и колорита может найти свое выражение в художественном языке, т. е. обнаруживаться как в содержании, так и в форме художественных произведений. Национальная орнаменталистика как было подмечено выше, наиболее непосредственно и полно находит свое проявление как в народном художественном творчестве, так в жанрах рисунка и живописи. Так же, вполне естественно, что она может быть опосредована в любых жанрах и формах искусства, хотя нередко обнаруживается косвенными, опосредствованными способами. Связи с народным творчеством являются одним из источников усиления национального звучания в профессиональном, в то числе и декоративном, художественно-изобразительном искусстве, например в живописи. Так, например, если словесный язык всегда национален и связанное с ним искусство нуждается в переводе на другие языки, то художественный язык тех видов искусства, которые не связаны со словом, хотя и обладает некоторыми национальными особенностями, но по сути своей интернационален, понятен людям разных наций, и такие произведения не нуждаются в переводе, наиболее непосредственно помогая сближению народов (музыка, хореография, изобразительное искусство и др.). Так как существенные аспекты жизни нации на протяжении долгого времени оберегаются поколениями, то и межнациональное в искусстве также обладает устойчивостью. Вместе с тем в истории мировой художественной культуре, в том числе и декоративно-прикладном творчестве происходят взаимодействие и взаимообогащение межнациональных культур, предпосылкой которых является общечеловеческое обогащениехудожественно-изобразительных произведений, значительных не только для одного народа, но для многих или даже для всех народов мира. Чем значительнее культурный уровень национального существования народа, тем шире национальные связи и тем деятельнее подключение искусства в международные контакты и обеднение его традициями других художественных школ. На увеличение международных основных принципов в изобразительном искусстве, прежде всего воздействуют глобальная проблематика современного мира и обширное формирование средств массовой коммуникации, ведущее к сближению народов.
Итак, при решении вопроса реализация технологий развития художественной воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки к дизайнерской и художественной деятельности на примере выполнения натюрморта с этническими мотивами Кавказа нами, прежде всего, выявлено, что современная педагогика, направлена на выявление художественной воспитания. В свою очередь художественная культура не развивается изолированно, на ее организацию оказали мощное влияние социальные процессы геополитического характера - глобализация. Глобализация как процесс позволяющий формировать единое мировое сообщество, при этом сохранив уникальность и самобытность его отдельных составляющих, позволяет современным педагогам сделать понятие этнос более емким, стремиться к общему универсальному сочетанию всех его компонентов.
Литература:
Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов/Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Борытко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2006.-59 с.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. 2-е изд., доп./ Н.Е. Щуркова.-М.: Педагогическое общество России, 2005.- 224 с.
Концепция художественного образования в Российской Федерации// Искусство в школе.-2002.-№2.С. 84-86.
Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся/Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А.-Казань, тип. ГЖИ,1993.-88 с.
Фатхулин М.Ф. Воспитание специалиста.-Казань,1990.
Творческий процесс и художественное воспитание / отвюред.Б.Ф.Егоров-М.,1978.
Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории//Сов.педагогика.-1977.-№1.