Профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов социальной работы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов социальной работы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ литературных источников показывает, что около 80% специалисты помогающих профессий подвергаются синдрому профессиональному выгоранию, а у 10% на фоне данного явления развивается хронические заболевания и депрессивные состояния. Такие последствия обусловлены тем, что помогающие профессии требуют от специалиста больших затрат энергетических и эмоциональны ресурсов, а из-за того, что подобные профессии предполагают постоянное взаимодействие с другими людьми сопряженное с конфликтами, то расход ресурсов происходит вплоть до полного истощения, что не проходит бесследно для самой личности специалиста. Социальная работа выполняет важные социальные функции для общества, и от специалистов данной профессии будет зависеть качество тех самых функций, в случае же выгорании специалистов данной сферы будет иметь только негативный характер. Именно поэтому, вопрос о профилактике профессионального выгорания специалистов социальной работы является актуальным на сегодняшний день.

Большой теоретический фундамент по вопросу профессионального выгорания составляют труды Х. Дж. Фрейденбергера, К. Маслач, К. Кондо, Л.М. Митиной, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и других.

Поскольку данная статья носит характер ознакомления с темой профессионального выгорания и социальной профилактики, мы оперировали такими методами, как анализ литературных источников, обобщение, сравнение, описание, интерпретация,

Основу понимания о профессиональном выгорании заложил в 1974 году Х. Дж. Фройденберг, когда зафиксировал, что из-за длительной профессиональной деятельности у работников психиатрической больницы возникает чувство разочарования, усталости и деморализации. Такое состояние и предшествующие ему факторы были названы «профессиональным выгоранием» [8].

На сегодняшний день проблем профессионального выгорания признается на мировом уровне, это подтверждает тот факт, что в 2019 году синдром профессионального выгорания был включен в классификацию болезней Всемирной организацией здравоохранения в качестве фактора влияющего на здоровье населения. Профессиональное выгорание определяется как синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен [7].

Разные ученые называют данные явления по-разному – «психическое выгорание», «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание» и т.д. но все сходятся во мнение, что данный феном наносит негативное воздействие на личность индивида, и происходит это в процессе накопления стресса, возникающего в профессиональной деятельности.

В книге «Синдром психического выгорания: мифы и реальность», автором которой является Орел В.Е., приводятся следующие стадии профессионального выгорания [2, с.96 с]:

Стадия энтузиазма характеризуется усердием и энергичностью индивида при выполнении трудовых обязанностей;

Стагнация характеризуется тем, что у человека начинает накапливаться недовольство и другие негативные факты напрямую связанные с работой, поэтому на данном этапе начинает главенствовать удовлетворение своих потребностей, которые тесно связано с рабочим графиком, нагрузкой и вознаграждением.

Фрустрация характеризуется усилением существующей симптоматики, которое затем влечет за собой развитие большего количества симптомов, но уже на аффективном, когнитивном и физическом уровне.

Для стадии апатии характерно эмоциональное, умственное и даже физическое отстранение человека от профессиональной деятельности.

Как уже было сказано ранее социальная работа относится к типу профессий «человек-человек», поскольку предметом ее деятельности являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности и др. [4, с. 9].

Таким образом, специалист по социальной работе работает с самым непредсказуемым объектом деятельности - человеком. Постоянные взаимодействия с людьми, направленные на защиту, помощь, поддержку и обеспечение, требуют от специалиста вложения и напряжения всех его сил и ресурсов, поскольку в противном случае он не выполнит своих трудовых обязательств [4, с. 10].

Научное сообщество подразделяет причины, которые оказывают прямое воздействие на развитие синдрома профессионального выгорания, на следующие группы: личностные, социальные и организационные. Е.И. Антипова и Д.З. Шибкова рассматривают причины развития профессионального выгорания специалиста по социальной работе через риски профессиональной деятельности [1, с. 1533]:

Социальные риски связывают с особенностями выполняемой работы, которые включают, во-первых, высокую эмоциональную напряженность из-за постоянства и частоты межличностных контактов с клиентами и их родственниками, коллегами и другими специалистами, которые оказывают помощь при решении проблем клиентов; во-вторых, высокие умственные напряжения, требующего постоянного переключения с одного типа интенсивного труда на другой; в-третьих, не смотря на выше сказанное, существует и монотонность трудовых действий при заполнении однотипной документации.

К организационным рискам можно отнести многофункциональность специалистов социальной работы, поскольку многие трудовые обязанности являются размытыми и сильно расширенными, что требует дополнительных рабочих часов.

Личностные риски составляют конкретные особенности личности, как темперамент, характер и многое другое, которые могут просто не соответствовать предъявляемым требованиям профессии, конечно человек может работать в любом случае, но сил затрачивать он будет в несколько раз больше. Но даже если особенности личности соответствуют выбранной работе, повышенная напряженность работы переходит в хроническую форму потому, что человек не успевает восстановить собственные силы и ресурсы, выходит на работу и начинает вкладывать из резервных источников, что еще больше опустошает.

Возвращаясь к определению профессионального выгорания необходимо вспомнить, что данное явление возникает в результате накопления стрессов. Как известно из психологии стресс носит негативный характер, поскольку возникает в результате неудовлетворения потребностей, а потребность это некое внутреннее напряжение, которое человек стремится снять.

Состояние личности прямо влияет на эффективность ее профессиональной деятельности, если же она прибывает в постоянном негативном состояние, то это будет оставлять отпечаток на всем, чем она занимается. От качества выполнения трудовых каждого отдельного задач зависит благополучие всего общества, на всех уровнях, начиная от физического здоровья и заканчивая моральным состоянием.

Именно поэтому важно вмешиваться в процессы, которые носят деструктивный характер, каковым и является синдром профессионального выгорания. Важно не просто работать с негативными последствиями, но и создать такие условия, в которых подобное явление не будет развиваться. Существует такие меры, которые как раз стремятся купировать разрушающие феномены в самом начале, к таким относятся профилактические действия.

У таких авторов как Ю.В. Гончаренко и М.В. Петровская, можно найти определение профилактики эмоционального выгорания, авторы вкладывают понимание, что это совокупность предупредительных мер, реализуемых с помощью целесообразных социально-психологических технологий, воздействующих непосредственно на причины возникновения эмоционального выгорания, его содержание и симптомы проявления [3, с. 4530].

Далее приведем несколько профилактических действий, для удобства данные действия будут разделены на те же группы, что и риски, которые связаны с возникновением синдрома профессионального выгорания:

В рамках организационного плана можно предпринять проведение внутренних мероприятий, направленных на повышение и формирование привлекательности работы в организации и усиление эмоциональных связей с рабочим коллективом.

В социальном плане необходимо проводить информирование самих специалистах о профессиональном выгорании и обучать их техникам и приемам бесконфликтного общения [6].

В личностном плане Е.В. Холостова и Л.И. Кононова выделяют два самых главных компонента это саморегуляция и рефлексия т.е. необходимо ознакамливать с конкретными методами и приемами, с целью снятия напряжения и проработки эмоций у специалистов, которые подвержены выгоранию [5, с. 81].

Конечно же это не полный список профилактических действий, и сама профилактика не является панацеей, поскольку признаки возникновения синдрома являются довольно индивидуальными, а значит профилактика также должна учитывать индивидуальные особенности специалиста.

Резюмирую выше сказанное, нужно ответить, что синдром профессионального выгорания признано в качестве проблемы на мировом уровне, причины возникновения синдрома кроятся не только внутри человека, но и в обстановке окружающей его, а точнее в трудовых условиях и взаимодействующих со специалистом людях. Ученое сообщество производит поиск по решению проблем связанных с профессиональным выгоранием, в качестве одной из технологии выделяется профилактика, которая может включать различные методы различной направленности.

Список литературы

Антипова, Е.И., Шибкова, Д.З. Психофизиологические риски обусловленные условиями труда специалистов социальной сферы / Е.И. Антипова, Д.З. Шибкова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-7. - С. 1532-1537.

Орел, В.Е. Синдром психического выгорания: мифы и реальность / Орел В.Е. - Харьков: Гуманитарный центр, 2014. - 296 с.

Петровская, М.В., Гончаренко, Ю.В. Психологическая культура преподавателя военного вуза как условие профилактики эмоционального выгорания / М.В. Петровская, Ю.В. Гончаренко // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-20. - С.4528-4532.

Приступа, Е. Н. Теория социальной работы: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Приступа. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 414 с.

Теория социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 345 с.

Аскерова, Е.В. Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания у социальных работников / Е.В. Аскерова // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - [Интернет-ресурсы]. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001735 (дата обращения: 24.01.2020).

Всемирная организация здравоохранения. - [Интернет-ресурсы]. URL: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/(дата обращения: 24.01.2020).

Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия. Специфика, профилактика, возможности коррекции - Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. - [Интернет-ресурсы]. URL: https://psyjournals.ru/cepp/issue/45362_full.shtml (дата обращения: 24.01.2020).

Просмотров работы: 19