СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Скрыльникова С.В. 1
1ФГБОУ ВО «УЛГПУ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства является предупреждение детской инвалидности.

В Российской Федерации в настоящее время 1,6 млн детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями. Около миллиона детей с ограниченными возможностями нуждаются в материальной, психолого-педагогической и юридической помощи.

В современных условиях становится актуальной проблема успешного управления процессом социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Поиск эффективных средств психолого-педагогической коррекции и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями – одна из основных задач, поставленных перед современным обществом.

Ребенок с ограниченными возможностями должен успешно адаптироваться в социуме. Современный подход к проблеме детей с ограниченными возможностями связан с их адаптацией и абилитацией в социальной среде.

Степень разработанности. Проблемами социализации детей с ограниченными возможностями занимались такие ученые, как Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова и др. Теоретические проблемы социокультурной реабилитации исследуются многими учеными. Л.В. Мерцалова считает, что индивид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества; Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс; во-вторых, комплекс мероприятий. Терминологическое поле социокультурной реабилитации исследует О.А. Шабанова, определяя социокультурную

реабилитацию как систему «организационных приемов и методов

воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в

восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями».

Е.Л. Луценко разработал следующие принципы социокультурной реабилитации: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями. Проблемами социокультурной реабилитации в России занимались ученые Московского государственного университета культуры и искусств. Разработкой проблемы развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурной сфере занимались и российские ученые, психологи, педагоги: Ю.Д. Красильников, Е.О. Самохина, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар, Л.А. Акимова, М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Г. Киселева, М.П. Коновалова.

Приобщение детей, имеющих ограничения в физическом развитии, к творчеству является важнейшей задачей социокультурной среды Германии в целом и всех реабилитационных центров в частности. В творческой деятельности активнее идет процесс самоутверждения и самореализации, развитие нравственно-эстетических качеств личности, духовное развитие ребенка-инвалида. Теоретический, практический интерес к данной проблеме, а также заказ социума актуализировал необходимость создания реабилитационных центров на территории России. Главными составляющими в работе таких центров с особыми детьми являются индивидуально-личностный и дифференцированный поход к каждому ребенку, комплексность, непрерывность, систематичность и преемственность в реабилитационной работе.

На основании всего вышеизложенного темой статьи является «Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ»

Теоретические основы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сущность социокультурной реабилитации.

Понятие «социализация» можно охарактеризовать как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения . Социализация детей с ограниченными возможностями – процесс их взаимодействия с социальной средой, в результате чего формируются определенные качества личности ребенка. Одной из самых важных задач является абилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями к социальной реальности.

По мнению И.Н. Горбач, абилитация (abilitatio; лат. habilis – удобный, приспособительный) – лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни [1, с. 1].

Рассмотрим разные точки зрения ученых. И.Н. Горбач считает, что абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества [Там же. С. 2]. Или абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества [Там же. С. 3].

При этом социальная адаптация – это вид взаимодействия индивида или социальных групп с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования к определенным его участникам. С нашей точки зрения, социальная адаптация – процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установление соответствия социальным требованиям ценой запретов со стороны группы на определенное поведение [29].

В педагогическом словаре адаптация «(от ср.-век. лат. adapta-tio – приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к разл. условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутр. среды (т.н. гомеостаз). А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и макс, продолжительность жизни организма в разл. условиях окружающей среды» [2].

Адаптация (лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto – приспособлять, устраивать) – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях [3].

В современном обществе исследованиями социокультурной реабилитации занимаются специалисты разных областей науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Исследователи изучают этапы, факторы, стадии, аспекты социальной реабилитации.

В педагогике социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в общем виде рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. По мнению Л.В. Мерцаловой, инвалид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества [22, с. 63].

Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию, во-первых, как процесс; во-вторых, как комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе человека, интеграцию его в общество [24, с. 3].

Наиболее полно определен процесс социокультурной реабилитации в исследовании О.А. Шабановой: «Социокультурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями [32, с. 28].

Автор также рассматривает социокультурную реабилитацию как «комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.… Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга» [32, с. 32].

Такая трактовка процесса социокультурной реабилитации позволяет более успешно организовать реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

В словаре медикосоциальных понятий дается следующее понятие социокультурной реабилитации. «Реабилитация социокультурная – комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости» [28].

В материалах Википедии социокультурная реабилитация инвалидов – это «комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре, инвалид становится частью культурного сообщества» [30].

Социокультурная реабилитация детей-инвалидов – комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации детей-инвалидов в стандартных социокультурных ситуациях [31].

Таким образом, понятие «социокультурная реабилитация характеризуется как процесс, комплекс мероприятий, система организационных приемов и методов воздействия, комплекс мероприятий, имеющий целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту.

Социокультурная реабилитация в обобщенном виде характеризуется как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями современной наукой чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого педагогами используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее социальное воздействие на детей с ограниченными возможностями и помогают им пережить эмоциональные переживания, снимают психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости. Педагогами могут использоваться арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психодрама (социодрама) — специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, самопознания, развития коммуникативных навыков и др.

Эффективность процесса социокультурной реабилитации поддерживается рядом принципов. По мнению Е.Л. Луценко, основными принципами социокультурной реабилитации являются: «индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями» [23].

Опыт практической и научной работы с детьми с ограниченными возможностями позволил определить основные принципы их социальной реабилитации. К ним относятся: 1) раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи; 3) непрерывность и завершенность; 4) индивидуальный подход в проведении реабилитации; 5) единство психосоциальных и биологических методов воздействия .

Адресность – качество действия, означает, что действие (поступок, эмоция, фраза) предназначены для определенного человека или нескольких человек [27].

В Оксфордском толковом словаре непрерывность – характеристика системы или процесса, которая отражает непрерывный, последовательный переход от одной стадии (ступени) к другой. Термин используется для обозначения физических переменных, психических состояний, социальных систем и т.д., в которых наблюдаются непрерывные изменения [25].

В Большом энциклопедическом словаре: преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций [12].

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями постоянно уточняется и дополняется. Происходит трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни общества.

Под социокультурной реабилитацией мы понимаем процесс, который позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социокультурных условиях, участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию для жизни, при этом используя систему организационных приемов и методов воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью оказания ему помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных функций организма.

Процесс социокультурной реабилитации поддерживается такими принципами, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.

Социально психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влияни­ем на развивающуюся личность огромного количества внеш­них и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и за­дачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как пол­ноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специ­альные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребен­ка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъ­екту самопознания самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии социально-реаби­литационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать мак­симальное влияние на развитие его как личности [15].

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

1. Умственная отсталость. Среди детей и подростков, имею­щих психическую патологию развития, наиболее многочис­ленную группу составляют умственно отсталые дети. Боль­шинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в перинатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебильностьДети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении яв­ляются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц [9].

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечают­ся задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематическо­го слуха. По-иному у них складываются соотношения в раз­

витии наглядно-действенного и словесно-логического мышле­ния. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не вы­полняет своей основной функции — коммуникативной.

Существенные изменения в физическом и психическом раз­витии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основ­ными ее особенностями являются:

— предпосылки развития личности складываются не в ран­нем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умствен­но отсталого ребенка формируется с большими отклонения­ми как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;

— первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь по­сле 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементар­ные действия с предметами;

— ограниченность средств общения (как речевых, так и не­речевых) приводит к тому, что умственно отсталые дети стано­вятся отверженными в среде сверстников. Желание самоут­вердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Раз­вивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их еще более отверженными в среде сверстников.

2. Эндогенные психические заболевания. К эндогенным психическим заболеваниям относят шизофрению, маниакаль­но-депрессивные состояния, генуинную эпилепсию и др.

Шизофрения — тяжелое психическое заболевание, характе­ризующееся

утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности и раз­нообразными психопатологическими расстройствами. Заболева­ние чаще всего связано с наследственным предрасположением и приходится в основном на подростковый и юношеский воз­раст. К изменениям личности при данном заболевании относят снижение энергетического потенциала (амотивационность), вы­раженную интровертированность (уход в себя, отчуждение от окружающих), эмоциональное оскудение, расстройства мышления и др. Выраженность психопатологических изменений может колебаться от легких изменений личности до грубой и стойкой дезорганизации психики.

Маниакально-депрессивный психоз — эндогенное забо­левание, протекающее приступами. Состояние веселости, воз­бужденности, активности (маниакальная фаза) сменяется заторможенностью, подавленностью (депрессивная фаза). Нередко болезнь характеризуется сменой маниакальных или депрессивных фаз. При выходе из болезненного состояния на­ступает практическое выздоровление. Заболевание может начаться в любом возрасте, но преимущественно в 12—16 лет. В большей степени этому заболеванию подвержены девочки на этапе препубертатного и пубертатного периодов. При дан­ном заболевании стойких психических нарушений и значи­тельных изменений склада личности и признаков дефекта не наблюдается.

Эпилепсия — заболевание головного мозга, характеризую­щееся разнообразными расстройствами в виде малых и боль­ших судорожных эпилептических припадков. Чаще всего признаки заболевания эпилепсией возникают в возрасте до 15 лет. Классический исход генуинной эпилепсии — наруше­ния интеллектуальной способности вплоть до выраженного слабоумия и деформации личности.

В личностной сфере у страдающего эпилепсией наблюда­ется замедленность всех психических процессов, склонность заострять внимание на деталях, обстоятельность, невозмож­ность отличить главное от второстепенного и др. По мере раз­вития эндогенных заболеваний увеличивается риск к форми­рованию дефектов личности, что может вызвать затруднения в психокоррекционной работе.

3. Реактивные состояния, конфликтные переживания, асте­нии во многом обусловлены условиями обучения и воспитания детей. У одних детей в результате социальной дезадаптации, неуспеваемости в школе наблюдаются неврозы, у других — ас­тении, у третьих — психопатические реакции.

Названные состояния развиваются вследствие умственных и физических перегрузок, нарушений микросоциальных контактов в кругу сверстников, в семье и др. Перечисленные отклонения харак­теризуют так называемые пограничные состояния, переход от нормы к патологии. Их относят к группе болезненных со­стояний, в основе которых лежат психогенные невротические и астенические состояния, конфликтные переживания. Для нев­ротических состояний у детей более всего характерны страхи (фобии), соматовегетативные (энурез, привычная рвота) и дви­гательные расстройства (логоневроз, тики, истерический па­ралич).

С возрастом эти расстройства могут принимать более затяжной характер. Названные нарушения накладывают от­печаток на динамику нервно-психического состояния ребенка или подростка в виде дисгармонии в развитии личности, изме­нений в познавательной и потребностно-мотивационной сферах личности.

Основной путь нивелирования у детей и подростков душев­ных переживаний и преодоления чувства своей неполно­ценности — создание для них нормальных межличностных взаимоотношений и активное включение в

продуктивное взаи­модействие со сверстниками.

4. Аномалии личности при задержке психического разви­тия (ЗПР). Причиной аномалий личности могут быть задерж­ки психического развития или психический инфантилизм различной этиологии. Инфантилизм — это сохранение в пси­хике и поведении подростка, юноши, взрослого свойств и осо­бенностей, присущих детскому возрасту [10].

К.С. Лебединская выделяет следующие основные типы ЗПР детей:

1) Конституционального происхождения или гармо­ничный инфантилизм. У детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего воз­раста.

2) Соматического происхождения. Основные причины за­держек психического развития данного типа — хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и пси­хический тонус и вызывающие стойкую астению. Нередко наблюдается задержка эмоционального развития — сома­тогенный инфантилизм. Для него характерны боязливость, неуверенность, проявление переживаний, связанных с ощу­щением своей неполноценности и др.

3) Психогенного происхожденияЗадержки данного типа порождены неблагоприятными условиями, препятствующи­ми нормальному формированию личности ребенка. Психотравмирующие факты приводят, как правило, к стойким нарушениям сначала вегетативных функций, а затем и пси­хического, в первую очередь, эмоционального развития [11].

4) Церебрально-органического происхождения (органиче­ский инфантилизм). Причины: интоксикации, травмы, не­доношенность и др. Встречается чаще других и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в

по­знавательной, так и в эмоционально-волевой сферах. Признаки ЗПР данного типа проявляются в запаздывании формирова­ния различных функций: ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

Таким образом, личностная незрелость бывает как патоло­гическая, так и непатологическая. Патологическая форма — предмет рассмотрения психиатрии. Непатологическая форма наиболее распространена среди детей школьного возраста. Коррекцией названной формы психической незрелости зани­маются педагоги, психологи, семья, школа. Индивид, у ко­торого наблюдается инфантилизм при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии, отличается, прежде всего, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Эта особенность может выражаться в несамостоятельности реше­ний, чувстве незащищенности, в заниженной самооценке, по­вышенной требовательности заботы о себе со стороны роди­телей, в разнообразных компенсаторных реакциях в виде фантазирования, эгоцентризма и др. Незрелые в личностном отношении дети могут хорошо учиться, однако из-за детско­сти, типичной для более младших детей, они неусидчивы, за­трудняются выполнять волевые усилия, такие дети требуют постоянного контроля.

М.И. Буянов, Г.Е. Сухарева выделяют два вида личностной незрелости у детей и под­ростков — гармоничный и дис­гармоничный [5].

Гармоничный — это необычный, но нормальный харак­тер. Данный тип инфантилизма обычно обнаруживается с 7—8 летнего возраста: ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В его поведении преобладают капризность, жажда удовольствия, игровые интересы. Такие дети отли­чаются неусидчивостью, неспособностью сделать вывод из ошибок и из опыта других людей. Их постоянно что-то отвле­кает. Они легко смеются, а также легко обижаются и пла­чут. К 10—12 годам у большинства подобных детей

черты психологического инфантилизма уменьшаются. К 20—25 го­дам —проходят, человек как бы дозревает и сравнивается со сверстниками. Одной из причин появления незрелости яв­ляется изнеживающее воспитание, когда ребенка искусст­венно ограждают от сложностей жизни и выполняют все его капризы.

Дисгармоничный инфантилизм. Индивиды, относящие­ся к данному виду незрелости, чаще всего попадают в поле зрения медицины. У дисгармоничных инфантилов встречают­ся те же свойства, что и у гармоничных, но какая то одна или несколько черт характера резко выделяются: у одних может преобладать возбудимость, у других — слабоволие, у третьих — склонность ко лжи и т. д.

Выделяют три варианта дисгармо­ничного инфантилизма:

1. Возбудимый вариант. У таких детей на первый план вы­ступает горячность, легкая взрывчатость, они очень часто во всем видят несправедливость, часто скандалят, дерутся, но по­том приходят быстро в себя, раскаиваются и тут же забывают о своих обещаниях.

2. Неустойчивый вариант. Основными признаками являют­ся болезненное слабоволие, несамостоятельность, неумение и неспособность довести до конца любое дело. Как правило, из неустойчивых инфантилов формируются пьяницы, тунеядцы, с которыми очень трудно сладить.

3. Истерический вариант. Встречается несколько реже, чем предыдущие, и свойственен только девочкам. Естественно, сте­пень психической незрелости бывает различной. Успешность ее коррекции зависит от названного фактора и тех мер, которые принимаются по отношению к таким детям с целью коррекции их развития.

5. Люди с психопатическими формами поведения. Люди от­личаются друг от

друга по темпераменту, характеру, поведе­нию, интеллекту и т. п. В процессе развития человеческой личности и психики в силу влияния различных факторов неизбежно возникает вероятность того, что некоторые лично­стные свойства гипертрофируются. Таких личностей с край­не выраженными и одно плановыми свойствами характера, неспособных достаточно длительное время жить без конфлик­тов и выполнять каждодневные обязанности, называют пси­хопатическими .

Психопаты — это люди, обладающие тяжелым характе­ром, от которого страдают они сами, но в еще большей сте­пени окружающие. Этот трудный характер приводит таких субъектов к постоянным ссорам с окружением, и в первую очередь с теми, с кем они чаще всего общаются. Они предъ­являют к окружающим повышенные требования, зачастую в конкретных условиях невыполнимые. Не умеющие подчи­няться, они не способны выполнять длительное время руко­водящую роль, вызывая к себе отрицательное отношение вспыльчивостью, нетерпимостью, высокомерием и другими резко выраженными чертами характера.

Проблема психопатий — это не проблема интеллекта, это проблема эмоций, воли и совести. Прежде всего, совести. Со­весть — это внутренний судья, внутренний контролер наше­го поведения. При психопатиях личность формируется таким образом, что она не может быстро усвоить то, что хорошо, а что плохо. Именно психопатам ничто, как правило, не мешает в жизни, их ничего не останавливает, они часто ока­зываются на виду [17, с. 27].

Л.К. Акатов выделяет несколько форм психопатии:

Истероидная форма. Характерна эксцентричность, неес­тественность, театральность поведения, жажда признания. Лица с этой формой психопатии отличаются повышенной вну­шаемостью, наклонностью устраивать публичные сцены.

Взрывчатая эксплозивная форма.Для этой формы пси­хопатии характерна несдержанность, невозможность тормо­зить свои аффекты, агрессивность, негативизм, застревание на мелочах, конкретность мышления.

Эпилептоидная формаблизка к взрывчатой форме. Как следует из названия, эпилептоид, то есть похожий на эпилеп­тика, имеет эпилептические черты характера, проявляющие­ся в чрезмерной скупости, педантичности, аккуратности, въедливости ит. д.

Аффективная форма.Люди, страдающие такими психо­патиями, выделяются неустойчивым настроением, которое может быть повышенным (гипоманиакальным) или понижен­ным (депрессивным).

Паранойяльная форма(параноики). Они недоверчивы, по­дозрительны, конфликтны или замкнуты, склонны к бре­довым построениям, идеям, отношениям. Они часто считают себя обойденными, ущемленными, имеют врагов, которые якобы специально действуют против них. Эти больные неред­ко вступают в сутяжную борьбу с окружающими, проявляя мстительность, злопамятность.

Шизоидная форма.Лица с этой формой психопатии — чудаки, «не от мира сего», странные. Часто они живут в от­рыве от действительности, бывают эмоционально холодны и сверх меры рациональны, часто находятся в особых отно­шениях с семьей, не имеют привязанностей

[17, с. 29].

Для многих психопатических личностей характерно ан­тисоциальное поведение. Психопатические свойства обнару­живаются в детстве; у большинства детей и подростков ста­новятся заметными в школьном возрасте; затем, примерно у 60 % таких лиц психопатические свойства начинают постепенно уменьшаться. Большую роль в этом играет

целенаправленное воспитание, ориентированное на компен­сацию и подавление ненормальных свойств характера (спо­койная обстановка дома, в школе, отсутствие примеров для дурного подражания). У остальных психопатические свойст­ва продолжают доминировать в характере и даже обостряются в подростковом возрасте. Обычно в 25—50 летнем возрасте психопатические свойства заметно уменьшаются, но после 55—60 лет характер у многих вновь ухудшается.

При психопатиях (во всех ее формах) имеются дефекты личностного развития, в основном в моральной сфере. Такие люди отличаются жестокостью, бесчувствием, бессовест­ностью. Поэтому в процессе воспитания необходимо культи­вировать в больных детях отсутствующие у них свойства и, в первую очередь, чувство вины за совершенный проступок. [17, с. 31].

Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.

Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять

недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.

Формы и методы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Под реабилитацией детей с ограниченными возможностями понимается система мероприятий, цель которых - быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни.

Основная цель ранней социально-реабилитационной работы - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более

эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель ранней социально-реабилитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относится к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

Социально - культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями – комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь детям с ограниченными возможностями здоровья достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях. 

Наиболее полно определен процесс социально – культурной реабилитации в исследовании О.А. Шабановой: «Социально - культурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно - досуговой деятельности или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями потенциальными возможностями[32].

Автор также рассматривает социально-культурную реабилитацию как «комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социально - культурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Это не просто

включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга» [32].

Такая трактовка процесса социально - культурной реабилитации позволяет более успешно организовать реабилитацию детей с ограниченными возможностями. В словаре медикосоциальных понятий дается следующее понятие социально-культурной реабилитации. «Реабилитация социально-культурная - комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости»

Социально-культурная реабилитация в обобщенном виде характеризуется как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями современной наукой чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого педагогами используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее социальное воздействие на детей с ограниченными возможностями и помогают им пережить эмоциональные переживания, снимают психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости.

Педагогами могут использоваться арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психодрама (социодрама) - специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, самопознания, развития коммуникативных навыков и др.

Для более успешной социально – культурной реабилитации детей с ОВЗ используются следующие методы:

1. Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

2. Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.

3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты.

4. Пескотерапия – метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Арттерапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Для арттерапии используется музыка, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. [20]

6. Игротерапия – метод коррекционного и реабилитационного воздействия на детей с использованием игры, Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами

7. Рисование как средство реабилитации позволяет ребёнку ощутить и понять

самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. [19, c. 15].

8. Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [22, c.19].

9. Библиотерапия – это специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Эффективность процесса социокультурной реабилитации поддерживается рядом принципов. По мнению Е.Л. Луценко, основными принципами социально - культурной реабилитации являются: «индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями» [21, с.22].

Опыт практической и научной работы с детьми с ограниченными возможностями позволил определить основные принципы их социальной реабилитации.

К ним относятся:

1) раннее начало реабилитационных мероприятий;

2) ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи;

3) непрерывность и завершенность;

4) индивидуальный подход в проведении реабилитации;

5) единство психосоциальных и биологических методов воздействия .

Адресность - качество действия, означает, что действие (поступок, эмоция, фраза) предназначены для определенного человека или нескольких человек .

В Оксфордском толковом словаре: непрерывность - характеристика системы или процесса, которая отражает непрерывный, последовательный переход от одной стадии (ступени) к другой. Термин используется для обозначения физических переменных, психических состояний, социальных систем и т.д., в которых наблюдаются непрерывные изменения [25].

В Большом энциклопедическом словаре: преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций [11].

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями постоянно уточняется и дополняется. Происходит трансформация, обусловленная новой социально -культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни общества.

Таким образом, под социокультурной реабилитацией мы понимаем процесс, который позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социально - культурных условиях, участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию

для жизни, при этом используя систему организационных приемов и методов воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью оказания ему помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных функций организма. Процесс социокультурной реабилитации поддерживается такими принципами, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.

Список использованной литературы

1. Абилитация [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://neurodoctor.ru/2008/08/03/abilitaciya-i-reabilitaciya.html (дата обращения: 27.04.19).

2. Адаптация [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=976 (дата обращения: 21.03.19).

3. Адаптация Педагогический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/pedagogics/Adaptacija-24/ (дата обращения: 21.02.19)

4. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] / М.М. Айшервуд. –М.: ВУ, 2009. – 86 с.

5. Барабошина, И.А. Технологии социокультурной реабилитации [Электронный ресурс] / И.А. Барабошина. – 2006. – Режим доступа:http://www.allbest.ru/o-2c0b65635b3ac68a4d43a89421316c27.html (дата обращения: 21.04.2019).

6. Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка инвалида: учеб. пособие / М.А. Беляева. – Екатеринбург: АМБ, 2001. – 120 с.

8. Богуславский, М.В. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори [Текст] / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. – М.: МЦМ, 1994. – 146 с.

9. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Академик. – 2000- 2010. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru (дата обращения: 21.04.2019).

10. Большой Энциклопедический словарь. Адаптация (социальная) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php?ID=922&pg=0&w=%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D (дата обращения 24.03.19).

11. Большой энциклопедический словарь. Преемственность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/ synonym/Preemstvennost192560.html ( дата обращения: 28.04.19).

12. Быков, Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество [Текст] /Д.А. Быков //Дополнительное образование. – 2006. – №1. – 26 с.

13. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/898/word/abilitacija (датаобращения: 24.03.19).

14. Гадирова, Н.Г. Реабилитация детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной среде Германии [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Г. Гадирова. – М., 2002. – 243 с.

15. Горбач, И.Н. Абилитация. Википедия [Электронный ресурс] / И.Н. Горбач. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E1%E8%EB%E8%F2%E0%F6%E8%FF (дата обращения: 14.03.19).

16. Грачев, Л. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации [Текст] / Л. Грачев // Соц. Обеспечение. – 1994. – №8. – С. 42-47.

17. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение [Текст] / Междунар. Федерация дет. орг., Дет. Орден милосердия, Фонд Форда, Моск. представительство. – М.: Кошкин дом, 1999. – 122с.

18. Долгих, И.Е. Социокультурная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями [Текст] / И.Е. Долгих //Литературно педагогические Лихановские чтения (г. Белгород, 19-20 декабря 2006 г.). – Белгород: Константа, 2007. – С. 135-139.

19. Ерошенков, И.Н. Культурно досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: Лекция / И.Н. Ерошенков. – М.: МГИК, 1994. – 32 с.

20. Жданко, Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] / Т.А. Жданко // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2012. –№4. – Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhdanko_t.a._sistemno-deyatelnostnyy_pod_podhod.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

21. Лукомская, И.Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]: автореф. дис.…канд. пед. наук / И.Л. Лукомская. – М.,2004. – 188 с.

22. Мерцалова, Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы [Текст] / Л.В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. – 363 с.

23. Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов: на примере Еврейской автономной области [Электронный ресурс]: дис. ... канд. соц. наук / Е.Л. Луценко. – Хабаровск, 2007. – 173 с. – Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-invalidov-naprimere-evreiskoi-avtonomnoi-oblasti#ixzz2HCHrY7Sf (дата обращения:20.04.2019).

24. Моздокова, Ю.С. Совершенствование технологических процессов социокультурной реабилитации инвалидов [Текст] / Ю.С. Моздокова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 23.

25. Оксфордский толковый словарь по психологии [Электронный ресурс]//Непрерывность / под ред. А. Ребера. – 2002. – Режим доступа:http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/nepreryvnost (дата обращения:28.04.19).

Просмотров работы: 1350