МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Богданова Е.П. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экологический маршрут (экологическая тропа) – это специально оборудованный маршрут (оборудован: проложена тропиночная сеть, указательными знаками, аншлагами, вывесками, информационными стендами, картосхемами), проходящий через различные объекты социо-природной среды направленный на получение знаний и ценностных ориентиров в области: экологии, биологии, природопользовании, краеведении, географии и других областях[1].

Рассматривая вопросы истории создания экологических маршрутов можно сказать, что впервые экологический маршрут появился в США. В начале ХХ века лесничий БентонМаккей предложил проложить экологический маршрут (тропу) по Аппалачскому хребту, создать «заповедник для пешеходов». К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке США была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она стала любимым местом отдыха и общения с природой многих жителей Востока США.

В России первый экологический маршрут появился еще до революции 1916 г[2]. На сегодняшний день остаются актуальными экологические маршруты различной направленности:

- краеведческой;

- туристической;

- рекреационной;

- культурно-исторической;

- конфессионной;

- познавательной (учебной).

Разработка экологических маршрутов краеведческой направленности включает следующие основные методические шаги:

Необходимо определиться и выбрать территорию, на которой будет проложен экологический маршрут краеведческой направленности. Выбранная территория должна включать социально-природные объекты, которые будут характеризовать тот или иной район или регион, к примеру, значимые социально-природные объекты Курганской области.

Для полного понимания, какие именно объекты необходимо включить в экологический маршрут краеведческой направленности, обратимся к понятию «краеведение» - это полное изучение определенной части (территории) страны, города, деревни или других населенных пунктов конкретного географического региона[2]. Таким образом, выбор территории для оборудованного маршрута, необходимо руководствоваться выбором значимых объектов характеризующих конкретный регион.

Выбор и описание природно-социально значимых объектов конкретного региона. Примером природно-социально значимого объекта может стать музей, природный или архитектурный памятник (мемориал), различные природные сообщества. Составление и разработка информационных стендов и указателей для экологического маршрута краеведческой направленности. Информационный стенд должен содержать научную информацию об объекте (объектах).

Проложение маршрута через выбранные объекты. Составление картосхемы всего экологического маршрута краеведческой направленности, с нанесенными на карту природно-социально значимыхобъектов. Определение протяженности маршрута.

Разработка и конструирование оборудования для экологического маршрута краеведческой направленности: разработка указателей, информационных стендов о правилах поведения на специально оборудованном маршруте; информационных аншлагов, скамеек и урн.

Составление и оформление паспорта экологического маршрута, в котором указывается следующая информация: цель и задачи маршрута, протяженность маршрута, направленность маршрута, основные функции экологического маршрута, для какой категории граждан предназначен маршрут, географическое расположение экологического маршрута (географическое и природное описание территории, на которой расположен маршрут), информация о выбранных и наиболее значимых объектах, также в паспорт разработанного маршрута прикладывается картосхема[3].

Указать какие направления деятельности разрешены на оборудованном экологическом маршруте краеведческой направленности. Можно разработать и описать экскурсионные занятия на маршруте, разработать сценарий праздника краеведческого значения. Разработать и предложить рекомендации для посетителей экологического маршрута краеведческой направленности.

Основной целью экологического маршрута краеведческой направленности –знакомство (ознакомление, изучение) с социально-природными объектами эколого-краеведческого значения конкретного географического региона.

Основные задачи экологического маршрута краеведческой направленности:

- изучение природы конкретного региона;

- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края (малой Родины), уважительного отношения к истории, традициям и обычаям жителей региона (района);

- формирование ценностных ориентиров личности по сохранению природно-социально значимых объектов региона;

- развитие познавательной, творческой, общественной активности в ходе эколого-краеведческой деятельности[4].

Основные функции экологического маршрута краеведческой направленности:

- познавательная (просветительская);

- историческая (изучение истории родного края);

- природоохранная (бережное отношение к природе родного края);

- оздоровительная (укрепление физического и психического здоровья в ходе пеших прогулок по лесостепной территории);

- туристическая (социо-природные объекты привлекательные для регионального и межрегионального туризма);

- культурологическая (формирование экологической культуры по средствам непосредственного общения с природой).

Основные рекомендации по разработке экологического маршрута краеведческой направленности:

- детально изучить выбранную территорию, на которой будет проложен маршрут;

- изучить основные объекты краеведческого значения и их описать;

- привлечь к разработке экологического маршрута школьников, студентов, волонтеров и общественных организаций, заинтересованных в создании маршрута краеведческой направленности.

Список литературы

Бешко Н.Ю. Экологическая тропа. Методическое пособие для учителей. - Ташкент, 2010.- 53 с.

Дементьева Т.В., Юдина Н.Н., Лебедева Л.В., Громова Е.В. Экологическая тропа – перспекивная форма экологического просвещения и образования. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ Сборник научных статей по результатам XII Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. 2017. С. 171-175.

Ездина Е.В. Экологическая тропа – модель реализации экологического туризма на территории ООПТ. Труды Тигирекского заповедника. 2010. № 3. С. 39-40.

Маладаева О.К., Цырендоржиева Т.Б. Экологическая тропа как фактор экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности. Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. 2010. № 4. С. 45-47.

Просмотров работы: 316