Одним из основных целей Национальной доктрины образования в Российской Федерации является реализация исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Главным среди задач государства в сфере образования ставится гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, что подразумевает повышение уровня культуры и искусства в образовании, сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования. Исходя из этого, художественное образование призвано обеспечить подготовку творческих специалистов в сфере искусства, педагогов для системы художественного образования, а также приобщить граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
Проблема формирования эстетических представлений студентов является одним из важнейших пунктов теории и практики художественного образования. Тем не менее, исследования последних лет свидетельствуют о наличии определенных противоречий в данной области: с одной стороны, количественные показатели взаимодействия человека с искусством, а именно частота и продолжительность контактов вполне благополучны и не вызывают особой тревоги; с другой – уровень художественной воспитанности населения, особенно детей и молодежи, на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. В частности, наблюдается однообразие художественных интересов, преобладание интереса к видам и жанрам, не требующим интеллектуальных усилий. Отчасти причины сложившейся ситуации заключаются в существующей системе и способах художественно-эстетического воспитания.
Формально наиболее острыми недостатками в развитии эстетических представлений являются: снижение уровня художественной культуры молодежи, что проявляется в неразвитости художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления; невостребованность потенциала художественного профессионального и традиционного народного искусства как средства эстетического развития личности; недоступность для городского населения народных художественно-эстетических ценностей в результате сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры, а для населения регионов – богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к народному художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; ориентация учреждений профессионального искусства на коммерцию; невосполнимая утрата художественных ценностей, предметов народного творчества, религиозной утвари (разрушение, кража и вывоз за рубеж); утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества; превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; снижение уровня эстетического воспитания детей и подростков вследствие резкого сокращения дополнительного художественного образования в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи.
Художественные традиции каждого народа представляют собой самостоятельную область эстетической культуры и являются основой для развития национального художественного творчества как индивидуального, так и профессионального. Изучение формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента особо актуально тем, что этническая художественная культура тюркских народов как метаэтническая общность содействует построению «диалога» культур разных народов, выявлению общего и особенного в их традиционных художественно-эстетических представлениях.
Художественная деятельность есть специфическая область эстетической культуры, его продуктивной деятельности, поэтому художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры. Следовательно, её можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности. Понятие «совокупный» означает, что художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т. п.), включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (восприятие, создание, хранение) и обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков).
Формирование эстетических представлений творческой личности происходит во взаимосвязи эстетического и художественного воспитания студентов средствами национального, народного изобразительного искусства и предусматривает выработку системы художественных средств, взглядов и убеждений, воспитания эстетической чуткости и вкуса, стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, готовности к посильному проявлению себя в искусстве. Общеизвестно, что эстетическое развитие личности средствами искусства и есть основа художественного воспитания, соответственно, эстетическое развитие личности средствами народного изобразительного искусства является основой художественно-эстетического воспитания, которое обеспечивается в основном объемом знаний и сведений из области национального искусства и художественного творчества народа. Эстетические представления прививаются в образовательном процессе и представлены национально-региональным и вузовским компонентами.
Значимость эстетического компонента национальной культуры как основы формирования личности выступает на первый план в воспитательном инварианте. Эстетические представления личности, предполагая художественную направленность личности в области национального искусства, являются самостоятельной художественной деятельностью, индивидуальной для каждого человека. Таким образом, эстетические представления личности не могут развиваться без художественной культуры личности.
Образ культурного человека — это еще одна линия взаимосвязи культуры и образования. Данное явление описано через разные характеристики человека, его типологию и является предметом анализа и исследования разных наук. Являясь результатом не только образования и воспитания, самообразования и самовоспитания, но и воздействия других факторов, в том числе и культуры, образ культурного человека - явление историко-этническое. В разные эпохи у каждого народа в условиях той или иной цивилизации существуют свои идеалы культурного и образованного человека. Поэтому основные задачи эстетического воспитания молодежи отводятся общеобразовательным школам, учреждениям дополнительного образования, культурно-досуговым учреждениям (студиям, домам культуры и детского творчества и т.д.), художественным, этнографическим и историческим музеям, призванным формировать художественную культуру личности на примере лучших образцов мирового искусства. С этой целью планируется проведение недель детского народного творчества, детских народных праздников, смотров и конкурсов юных художников, тематических экспедиционных походов в центры ремёсел (г. Арск, п. Пестрецы, г. Казань и т.д.). Поэтому такой комплекс организационно-педагогических условий будет составлять основу этнохудожественного образовательного пространства.
Искусство не сможет в полной мере выполнить свою основную функцию становления «человека культуры», если в систему образования учащихся не будет входить подсистема этнохудожественного развития и образования. Следовательно, выявление основных принципов этнохудожественного развития личности (на основе национального изобразительного искусства) имеет потенциальное значение для переосмысления содержания и структуры образования в современной культурной ситуации возрождения и развития национальных культур.
На сегодняшний день проблема формирования эстетических представлений, и в том числе развития творческих способностей студентов в пространстве художественных традиций народа, осуществляется на глубоком понимании истории культуры, изобразительного искусства и всего наследия традиционной системы изобразительного творчества народа. Поэтому, рассматривая развитие художественной культуры студентов в образовательной области «Изобразительное искусство» в рамках регионального компонента, мы считаем, что основным критерием её развития является формирование эстетичнских представлений студентов.
Эстетическое пространство художественно-педагогического образования на разных этапах своего становления определяет одну из главных приоритетных целей региональной системы художественного образования - формирование ценностей народной (национальной) культуры, как культурологической составляющей личности студента.
Категориальный анализ позволил определить авторскую позицию относительно эстетических представлений, т.е. части культуры личности, где системообразующими элементами выступают эстетические отношения личности и соответствующая им система художественных ценностей: народные художественные традиции этноса; художественно-эстетические ценности народного искусства; бережное отношение''к природе края, семье, ценности педагогической профессии как носителя художественных традиций этнокультуры от поколение к поколению; ценности различных видов образовательной и воспитательной деятельности в институте,'как пространства, где присваиваются, сохраняются и воспроизводятся эстетические ценности татарского народа. К её структурно-функциональным элементам относятся: совокупность художественных ценностей — эстетических идеалов; художественно-педагогическая и творческая деятельность личности. В каждом регионе Российской Федерации идеи народности включаются в программу возрождения национального образования, концептуальными основами которого являются такие ведущие идеи и положения, как освоение национальной культуры, обогащение её культурой народов совместного проживания, ориентация человека на культуру как ценность, приобщение к ценностям мировой культуры, а также подготовка к профессиональной деятельности с учётом традиционного уклада, трудовых традиций народа и т.д. Динамическому развитию этнокультурного, в частности, художественного образования во многом способствуют позитивные изменения в национально-государственной политике. Орнаментальное искусство при правильном его использовании в преподавании учащимся и студентам имеет огромное воспитательное значение, в чем и заключается его педагогическая ценность. Оно расширяет и углубляет знания личности не только в узко специализированной области эстетического познания, но и в той области, с которой оно тесно связано, в частности, с историей, бытом, культурой, трудом, астрологией, физикой, химией, животным и растительным миром, мировоззрением, родным краем и т.д. Все названные области научного познания нашли отражение в национальном художественном творчестве, в том числе и татарском национальном орнаменте, знание которого не только обогатит духовный и материальный мир личности студента и будет совершенствовать профессиональные знания и умения, но и обеспечит разностороннее ее развитие.