Исследование у студентов уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Исследование у студентов уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте

Косторнова В.Д. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стратегии поведения в конфликтной ситуации во многом определяет успешность личности в области построения межличностных отношений, выступают основой для эффективного социального функционирования, особенно на одном из важных этапов социального становления - юношеском возрасте [1].

Агрессия рассматривается в психолого-педагогической литературе как одна из форм разрушающего поведения, которое противоречит социальным и нравственным нормам, приносит физический, моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт. В Большом психологическом словаре под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния, является агрессивное поведение. Агрессия как действие представляется в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. В западной психологии принято выделять три основных подхода к трактовке данной категории. Западные ученые Р. Бэрон и Д. Ричардсон называют А. Басса автором первого подхода, при котором под агрессией рассматривается любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим; реакция, физическое действие или угроза такого действия способны уменьшить свободу или генетическую приспособленность другого человека. Иной точки зрения придерживается Л.

Берковиц, определяя агрессию как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы и проявляется в демонстрации недружелюбного отношения и антипатии к конкретному человеку, в желании ему зла. Третья точка зрения, высказанная Д. Зильманом, ограничивает употребление термина «агрессия» только попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Разница между агрессией и враждебностью, по мнению ученого, заключается в том, что враждебное поведение имеет целью нанесение, скорее, морального, нежели физического ущерба, а агрессивное поведение нацелено на причинение морального и физического ущерба. Многие отечественные авторы настаивают на различии понятий «агрессия» и «агрессивность». Так, С. Л. Колосова понимает под агрессией индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность же рассматривается как свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. По мнению А. Г. Долговой, сущность агрессивного поведения заключается в проявлении мотивированных внешних действий, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. Тема «агрессивное состояние» очень актуальна в наше время, так как в современном мире агрессия, как средство выживания. Мне очень интересна эта тема, потому что сейчас агрессия присутствует у взрослых, в том числе среди подростков и детей. Агрессивные тенденции резче всего оказываются у подростков. Потому что этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.

В психологической науке отсутствует единственное определение понятия «агрессия». Однако большинство считают, что агрессия – это форма поведения, которая направлена на причинение физического или психологического вреда живому существу. Также стоит различать понятие «агрессия» и «агрессивность». Агрессивность – это устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. Большинство современных авторов негативно оценивают агрессивное поведение. Однако некоторые авторы считают, что агрессивность имеет и позитивную сторону: она может проявляться в активности и инициативности.

Нет необходимости доказывать важность предотвращения подобных состояний. По статистическим данным, 30% педагогов имеют признаки вегетососудистой дистонии; 53% - склонность к невротическим нарушениям; до 79% работников образования имеют хронические заболевания, в основном психосоматической природы. Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «эмоциональное выгорание», профессиональные деформации и деструкции. У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Иначе говоря, показатели профессионального здоровья учителей нельзя назвать даже удовлетворительными [4].

А. Басс и А. Дарки выделяют следующие пять видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость);

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д);

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д);

5. Негативизм (оппозиционное поведение).

 В частности, показана связь стратегии поведения в конфликтной ситуации с особенностями эмоционально-волевой регуляции поведения, типом реакции на фрустрацию, личностными качествами, акцентуациями характера [2],  способностями и интеллектом [3].

Агрессивные действия всегда вредны, но степень этого вреда зависит как от агрессора, так и от человека, который оказывает сопротивление. Очень важным является эмоциональный компонент агрессивного состояния. Одним из первых эмоциональных компонентов агрессивного состояния выделяют гнев. Агрессия не возникает сама по себе. Слова, поступки, или внешность жертвы, какие-то ассоциации могут способствовать появлению агрессивного поведения. Чтобы лучше разобраться и выявить агрессию, проведем эксперимент.

Агрессивное поведение различается по гендерному признаку. Среди особенностей агрессивного поведения можно отметить склонность к физическому воздействию, вплоть до жестоких драк; порча имущества; шантаж; унижение и оскорбление. В социальной группе был проведен тест на агрессивность. Исходя из результатов теста, можно сделать выводы, что большинство людей агрессивны. Оказалось, что агрессия опрошенных относится к разным видам: вид физической агрессии оказался у 2 людей из 10, вид косвенной агрессии у 6 из 10, вид раздражения у 3 из 10, вид вербальной агрессии у 2 из 10, вид негативизма у 1 из 10.

Некоторые психологи и ученые утверждают, что агрессию нельзя держать в себе, и что негатив надо выплескивать. Но я не соглашусь с этим мнением. В качестве своего главного аргумента приведу описание эксперимента проведенным Брэдом Бушменом в 2002 году. Он показал, что перенесение агрессии на неодушевленный объект тоже не помогает ее снизить, а только увеличивает. Испытуемых для начала разозлили оскорблениями. А потом разделили на три группы. Первой группе дали задание колотить боксерскую грушу, думая про обидчика. Второй группе дали колотить грушу, но не поручили думать про обидчика, а объяснили, что это физкультура. Третья группа участников ничего не колотила, а просто сидела спокойно. После задания у всех участников измерили гнев. И те, кто колотил грушу с мыслями об обидчиках не только не уняли свой гнев, а усилили его. А те, кто сидел тихо, были вполне в спокойном состоянии.

Выходит, что выброс раздражения, гнева, агрессии никак не дает спокойствия, только лишь увеличивает враждебные чувства. Индивид никак не убирает подобным способом раздраженность, со временем он только превращается в злую фурию. И агрессия - это не вода и пар, которую нужно выплеснуть или выпустить, а скорее огонь, который может немного тлеть и немного вспыхивать. Но если его раздувать, он разгорается все сильнее. А потом мы удивляемся, почему споры в супермаркетах, метро или между соседями заканчиваются дракой, стрельбой или того хуже убийством.

Таким образом, для того, чтобы агрессивное поведение не нанесло ущерб нам самим и окружающим, людям дана возможность рассуждать и мыслить. В нашем обществе придуманы правила поведения, которые большинство людей стараются соблюдать, в конечном счете, есть юмор и сопереживание, которые способствуют преодолению агрессивного состояния.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать ряд следующих выводов. Среди будущих педагогов отсутствуют люди с высоким уровнем эмпатии, то есть у них не сформировано умение сопереживать другим людям как ценное качество личности. Это можно объяснить юным возрастом и недостаточным социальным опытом студентов.

Большинство респондентов контролируют собственные эмоциональные проявления, однако часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. При организации работы специалистов по развитию эмпатии как профессионально важного качества педагога может быть использован в качестве ресурса для построения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Уровень эмпатии влияет на формы проявления агрессии. Людям с нормальным (средним) уровнем эмпатии не свойственна физическая агрессия, они чаще выражают свое раздражение и гнев через косвенные формы или вербальную агрессию. Важное место в формировании агрессивного поведения занимает критичное отношение к себе (чувство вины), то есть направленность личности на себя. Для студентов, не понимающих эмоционального состояния других и затрудняющихся в установлении взаимопонимания с окружающими, наоборот, свойственны применение физической силы и готовность к проявлению негативных чувств по отношению к другому человеку.

Практическая значимость проведенного эмпирического исследования заключается в возможности использования психологами профессионального образования полученных результатов для эффективного проектирования тренингов, круглых столов и других форм работы по формированию эмпатийных способностей и снижению агрессии у будущих педагогов.

Литература

Басова А.Г. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 627631.

Камнева Е.В., Никулина А.М. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера студентов / Е.В. Камнева, А.М. Никулина // Особенности формирования личности будущего финансиста в период инновационного развития России: сб. науч. тр. / Финансового университета при Правительстве РФ. Тула, 2011. С. 28-37.

Прудникова И.И. Взаимосвязь интеллекта и способностей со стратегиями поведения студентов в конфликтах/ И.И. Прудникова // Наука - образованию, производству, экономике материалы ХХ1(68) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2-х томах. 2016. С. 120-121.

 Налчаджян, А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 736 с.

Просмотров работы: 37