РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ « ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ « ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН»

Полывянова А.Р. 1, Бессонова И.Г. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития художественно-образного мышления студентов педвузов является одной из самых актуальных, стоящих перед педагогами и исследователями на сегодняшний день. Большинство студентов не могут на должном уровне составить композицию эскиза, выстроить колорит, грамотно выделить композиционный центр и т.д.

Для создания художественного образа у студентов необходимо развивать такое качество восприятия, как наблюдательность. Как известно, И.К. Айвазовский писал свои картины не с натуры, а используя собственные наблюдения. Творческая деятельность невозможна без наблюдения, которое позволяет заметить в природе то, что затем ложится в основу художественных произведений. Отсутствие наблюдений в изобразительной практике делает невозможность образа.

Особенность формирования художественного образа предполагает движение и становление внешних качеств предмета, явления к внутренним. Образное сопоставление - это характеристика одного изображаемого предмета через другой. Сопоставление позволяет охарактеризовать изображаемый предмет, раскрыть его изобразительное значение и

Формирование замысла может осуществляться не только умозрительно, но и в процессе непосредственной работы с изобразительным материалом. Без глубокого, серьезного замысла не может быть подлинного искусства, глубокого, содержательного и волнующего.

Искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно - образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человечества. Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню интеллектуальной и творческой развитости человека, к технической и культурной образованности и соответственно к уровню подготовленности молодёжи к профессиональной деятельности. Развитие технократической цивилизации, практикуемых в ней методов воспитания и образования привело к тому, что в работе головного мозга доминирует левое полушарие, которое обеспечивает формально-логическое(понятийное) мышление и речь. Правое полушарие, отвечающее за непосредственное чувственное восприятие мира, ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество и интуицию, у большинства людей находится в угнетенном состоянии - это показали исследования английского физиолога Экклза. Этим объясняется столь малое число людей с ярко выраженными талантами. Дисбалансом активностей полушарий объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами, насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами «левополущарного» человека являются: «цель оправдывает средства». Гармонизировать работу головного мозга, повысив активность правого полушария, возможно с помощью различных методик развивающих образное мышление. Для нашего времени характерна изменчивость, сложность, хаотичность жизненных явлений, что определяет необходимость воспитывать в современном человеке такие качества личности, как умение обобщать (это ускоряет процессы поиска оптимальных путей в решение проблемных ситуаций); умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую. Всё это требует хорошо развитого образного мышления - важного психического процесса, определяющего творческий потенциал человека. Проблема развития образного мышления продолжает быть особенно актуальной в области подготовки людей к художественной деятельности и преподаванию художественных дисциплин. Искусство на современном этапе идёт в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большая символичность, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Однако большинство даже образованных людей ориентированы до сих пор на поверхностно-натуралистическое восприятие произведения изобразительного искусства. В современном мире, с его бешеным темпом жизни это становиться ненужным. Многолетний труд над одной картиной теперь неактуален. Остается только суть искусства, сама идея художественный образ, почти знаковый и сильно воздействующий на сознание и подсознание человека. Образное мышление как цельное отражение, способность к многократному оперированию представлениями и синтезированию новых образов «является одним из существенных условий успешности творческой деятельности в различных областях теории и практики».Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности студента, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям, развитию творческого, образного мышления, памяти, художественных способностей, формирования эстетического понимания сути происходящего. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры преподавателя специальных дисциплин, хорошо сформированным у него образным мышлением. Осуществляющий художественно-эстетическое обучение и развитие учеников, он должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую, творческую деятельность, совершенствовать изобразительные умения и навыки. Проблема заключается в слабой развитости образного мышления студентов, вследствие чего, они оказываются в затруднении создавать художественные образы в композиционных работах. Преподаватели большое значение уделяют обучению технике, законам композиции, а развитие образного мышления и эстетическое воспитание остается, как правило, в тени. Студенты занимаются срисовыванием натуры, не вкладывая в свои работы основ художественного образа. Имея опыт преподавания композиции у студентов декоративно-прикладного направления и анализируя работы студентов 1-2 курса выявлена значительная нерешенная научно-педагогическая задача - слабая развитость образного мышления студентов, как одной из ведущих художественных творческих способностей. Недостаточное внимание уделяется практической деятельности и теоретической подготовке в отношении формирования образного мышления. В процессе наблюдения проблемы развития художественно-образного мышления рассматривался ряд аспектов - изучение причин слабого роста мыслительного процесса и разработка новых методов диагностики данного вида деятельности, устранение и предупреждение этих нерешенных задач на ранних этапах творческого развития студента. Проблема эта общепедагогическая и она связана со многими теоретическими и практическими художественными дисциплинами. С давних пор над решением её работают не только художники педагоги, но и архитекторы, дизайнеры и представители многих других специальностей. Смысл процесса образного мышления - научиться видеть и воспринимать окружающее с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа. Наряду с задачами освоения общих законов композиции особого внимания заслуживают умения и навыки выражения вещей и предметов не только самих по себе, но и отношение к ним человека данной эпохи и окружающего мира вообще. Всё это возможно при определенном уровне сформированности образного мышления. При отсутствии творческого подхода в понимании художественного образа, составляющего основу особого языка создаваемого произведения, наследие мастеров прошлых поколений не воспринимается с художественно-образной точки зрения, что в свою очередь приводит к безынициативному, шаблонному отношению студентов к умению анализировать и обобщать особенности любого предмета и явления. На занятиях живописью студенты работают в основном самостоятельно, за исключением редких советов преподавателей и ни о каком художественном мышлении многие и не подозревают - просто срисовывают натуру: начиная с отдельных предметов и вырисовывая все без разбора, как фотоаппарат. А ведь в задачи эволюции, прежде всего, входит развитие умственных способностей человека. И потому человек-«творец» становится актуальным в XXI веке. Академическая школа, пройденная ребятами в художественных школах, уже дает навыки в художественном ремесле. В инстите эти же знания углубляются, закладываются основы специальной грамотности и мастерства, формируется мировоззрение художника-педагога, развивается способность преобразовывать, обобщать реальность, анализировать, синтезировать компоненты композиции, обобщать и классифицировать по различным показателям определенных групп для создания художественного образа. Художник не тот, кто может списать точно с натуры - это ремесленник, а тот, кто может преобразовать, обострить реальность, мыслить образами «Творить». У «творцов» особый тип мышления, который нужно упорно развивать. Однако эта сфера деятельности очень сложна для студента, и он не может ещё охватить такой широкий спектр проблем, а преподаватели в этом направлении не в полной мере объясняют и показывают студентам как надо работать. Следовательно, необходимым становится хорошая подготовка преподавателей специальных дисциплин, владеющих всеми методами и приёмами творческой деятельности и эффективными формами обучения. Поэтому, кроме теоретических основ композиции и их практического применения в работах, ему необходимо с уметь в доступной для студентов форме рассказать о процессе художественного творчества, вовлечь учеников в творческие поиски. Необходимо воздействие на эстетическую природу зрительного восприятия студентов, способствующее эмоциональному настрою и возрастанию потребности в осуществлении творческой деятельности. Эффективным методом такого воздействия является наблюдение учащихся за созданием изображения. Наглядный показ процесса получения творческой работы является одним из приёмов работы преподавателя специальных дисциплин, активизирующим мыслительно-творческую деятельность студентов и развивающим творческие способности. Главная задача современного преподавателя не только чётко и понятно объяснить студентам теорию композиции, но главное научить творчески мыслить, выявить в студенте его творческую индивидуальность. Выполнение творческих работ с художественной точкиз рения студентами художественно-графических факультетов педвузов имеет ценное значение в формировании и развитии у будущих учителей декоративно-прикладного искусства знаний, умений и навыков показа приемов и последовательности рассуждения и выполнения творческой работы. Поэтому методически осмысленная и обоснованная творческая деятельность является средством формирования художественно педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. Анализ практики обучения студентов показал, что вопрос формирования и развития образного мышления недостаточно разработан. Конкретные задания на развитие образного мышления на занятиях композицией (натюрморта) студентов не просматривают, за исключением домашних заданий в которых студенты делают множественные ошибки, порой, не представляя смысла сделанного.От нерешенности этой проблемы в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства. Теоретический анализ существующих исследований, посвященных вопросам художественно-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства, также не освещает данной проблемы. Например, профессиональной и художественной подготовке студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов посвящены научные труды известных деятелей образования: B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беды, Е.В. Шорохова, В.П. Зинченко, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, А. А. Унковского. Исследований художественно-педагогических способностей, творческого таланта, объединяющих специальные дисциплины и методику их преподавания, в настоящее время недостаточно. В основном, труды в данном направлении, посвящены проблемам в преподавании по живописи. Таковы научные разработки Ю.П. Шашкова, Г.В. Беды, В. С. Кузина, А.А. Унковского, Б.Г. Смирнова, Е.В. Шорохова и др. Педагогический аспект формирования образного мышления на примере выполнения системы композиционных упражнений рассматривал Д.В. Маслов, .П.П.Чистяков заложил основы методической системы преподавания композиции в частности художественного образа. Огромный вклад в исследование вопросов композиции внес П.Н. Волков. В своем исследовании Е.В. Шорохов разработал систему формирования композиционных навыков, раскрыл многие творческие понятия, ранее не изученные. Но специальных исследований по формированию у студентов художественно-образного мышления в процессе преподавания композиции не проводилось.

Список используемой литературы

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 2010

2.Сокольникова Н.М. Основы композиции. 3 часть. -Обнинск: Титул, 1996.

Просмотров работы: 117