РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАВКАЗА В 20-30 ГОДЫ ХХ В. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАВКАЗА В 20-30 ГОДЫ ХХ В.

Полывянова А.Р. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внимательное изучение литературы, посвященной истории советской художественной культуры народов Кавказа, советского периода свидетельствует о том, что на исследования, проведенные в данной области историками культуры и искусства, довлели догматы узко понятой классовости и партийности. Значимость и полезность трудов наших предшественников, необходимо принять, то, что в этих работах главный интерес уделялся описанию и обобщению положительного навыка. В 90-е годы XX в. Заинтересованность к многочисленным историческим перипетиям послеоктябрьского периода снова увеличивается.

Изучение процессов, происшедших в духовной жизни горного края после Октябрьской революции в первые десятилетия советской власти предоставляют богатый материал для объективной оценки значения значимых перемен в строении художественной культуры народов Кавказа и их прогрессивных результатов. Историко-художественное развитие народов Кавказа 20-30-х годов было обусловлено как объективными, так и субъективными факторами, наиболее значимыми из которых считаются: особенность культурно-художественного наследия, темпы социально-экономического строительства, воздействие политико-идеологических установок.

При территориальном единстве и общности исторических судеб, однородности социально-экономического уклада жизни, общих черт в традициях и обычаях художественное сознание каждой из кавказских народностей обладало самобытными чертами, специфическими особенностями. В основном художественная культура горцев определилась сочетанием единства и многообразия. Этноязыковая пестрота края не помешала создать единую региональную эстетическую систему. Устное поэтическое творчество народов Кавказа имело много общего. Песни, сказки, поговорки, возникая у одного народа, переходили к другим народам, где приобретали специфические черты. Качества историко-типологического единства дополнялись, углублялись интенсивными и плодотворными контактами. Каждый народ вносил в устное народное творчество свои особенности, художественные нюансы и специфические черты композиционных приемов и изобразительных средств.

Исследование духовной культуры и художественного наследия народов Кавказа уже в дореволюционный период дает возможность сказать о тенденции к возрастанию общности. Обогащению кавказской художественной культуры способствовали свершения иных народов, их навык художественно-эстетического освоения мира. Сочетание культур происходил на уровне творческого взаимоусвоения тем, сюжетов, нравственно-психологического содержания, систем изобразительных средств, художественных стилей, образов и характеров.

Характерные черты историко-художественных и этнокультурных процессов на Кавказе конца XIX - начала XX вв., безусловно, отразились на специфике развития профессионального искусства республики в 20-30-х гг. Экскурс в историю формирования художественной культуры народов Кавказа сформирован с целью выделить то обстоятельство, что она не формировалась отдельно, а подвергалась взаимовлиянию и взаимопроникновению культур иных народов и в дореволюционный промежуток. Подчеркнем также направленность намечающегося развития профессионального искусства народов Кавказа в этот же промежуток. Однако процесс этот был неравномерным и во многом неоднородным. К профессионализации привлекали те виды и жанры искусства, для реализации которых были, хотя бы и ограниченные, возможности, как политического, так и социального и материально-финансового порядка. В целом дореволюционное искусство никак не рассматривается как система сформировавшегося высококлассного художественного творчества в общепризнанном значении данного определения. Однако в своих наилучших гуманистических достоинствах она стала питательной основой развития новейшей художественной культуры социализма.

Историки акцентируют внимание на два ключевых этапа в формировании кавказского искусства в 1917-1941 гг. Первый этап включает в себя 20-е годы. Данный промежуток характеризуется попыткой объединения нового идейно-эстетического содержания с существовавшими классическими формами художественного творчества. Изучаемый промежуток был особенно продуктивным в возрождении художественного творчества, укреплении его идеологических баз, увеличение искусствоведческих исследований в области изучения наследия этнической культуры, публикации сборников классиков кавказской литературы.

Мероприятием великой значимости в культурной жизни горцев стало открытие национальной театральной студии (1926 г.). Непосредственно данное обстоятельство говорит о начале истории развития кавказского профессионального театра, который стал ярким примером синтеза традиций европейского традиционного театра с отличительными чертами национального театрального искусства. Театрам уделялось максимальный интерес т.к. ясно понималось значимость этого искусства, легкодоступного и понятного широким массам, распространенного на национальных языках.

20-е годы XX в. Характеризуются также возникновением первых публикаций согласно кавказскому искусствоведению и национальным эстетическим вопросам. Принципиальным значением обладали изучения по выявлению и отображению монументов общенародного зодчества, декоративного искусства, традиционных промыслов, развитию музейных фондов.

За исследуемые годы на Кавказе, а также и за его границами существовали многочисленные кадровый состав преподавателей, специалистов самых различных сфер народного хозяйства, а также культуры. Большую значимость в процессе подготовки сотрудников национальной интеллигенции и в распространении культуры и знаний сыграли вузы и средние специальные учебные заведения, открытые на Кавказе в 20-30-е гг. Огромным покорением культурной революции в республике стало внедрение общего преподавания для обучения детей и формирование учебных заведений на родных языках народов Кавказа. Только уже после Октябрьской революции сделалось допустимым открыть учебные заведения на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, азербайджанском, татском и ногайском языках, подготовить учебники, программы и пособия для них.

Большую значимость в культурном развитие народов Кавказа получил великий русский язык, язык межнационального общения, обеспечивший консолидацию народов республики в единый кавказский народ.

Второй крупной стадией в истории формирования художественной культуры народов Кавказа включают 30-е годы XX в. В республике ранее уже возникли творческие предпосылки с целью развития профессиональных форм в абсолютно всех типах искусства. В исследуемые годы стремительно шла процедура профессионализации театрального, вокально-хореографического, музыкально-исполнительного искусств, создавались новые традиции и в декоративно-прикладном искусстве. Творческими силами Кавказа выпущен ряд произведений, возникновение которых говорило об удачном изучении ими сложных, искусственных форм искусства. Творческие поиски обладали огромной значимостью для ускорения процесса формирования художественной культуры народов Кавказа. Наиболее активно выражается ведущая направленность взаимообогащения и синтеза культур народов.

В искусстве и литературе данного этапа четко выражается стремления к отображению новой реальности, закрепляется взаимосвязь литературы и искусства с жизнью. Кавказские художники, музыканты, литераторы, театральные деятели внимательно рассматривают актуальность, определенные проявления существования жизни с точки зрения исторической возможности движения общества вперед. Основными вопросами искусства и литературы 30-х годов был престиж победы социализма, героизм трудовых свершений, трудности развития новой личности, оценка и развенчание пережитков прошлого в сознании и быту.

Безусловно, высокая интенсивность формирования художественной культуры народов Кавказа, возникновение и формирование в ней в короткие сроки структурных форм профессионального творчества стали реальностью лишь в результате осмысления опыта более развитых и главным образом европейских культур. Углубление культурных взаимосвязей, планомерное увеличение обмена художественными ценностями, подходящие требования для исследования и заимствования, исторически сформировавшихся основ организации профессиональных коллективов, творческих союзов, структурных форм, художественных приемов, технических средств и т.д. провоцировали поиски местной художественной интеллигенции, раскрывая перед ней четкие возможности в формировании искусства.

Формирование художественной культуры народов Кавказа, развитие в ней профессиональных форм творчества представляет как многоплановый диалектический процесс, в котором классическое художественно-эстетическое освоение реальности стремится соединиться с восприятием новейших для этой культуры форм. В этом состоит основная и своеобразная закономерность формирования профессионального искусства Кавказа.

В исследуемые годы в художественной культуре народов Кавказа формируются 2 ключевых направления, которые существовали объективно обусловленными закономерностями историко-художественного процесса. Первое направление связано с формированием традиционно народных форм творчества и сплочение их с профессиональным. В этом аспекте в данные годы формируется творчество вокально-хореографических и хореографических коллективов, оркестров народных инструментов и декоративно-прикладное искусство Кавказа. Создатели художественных ценностей стремились пересмотреть изначальные народные формы и объединить их с новейшими художественно-эстетическими условиями периода.

Второе направление связано почти с восприятием новых, прежде незнакомых этой художественной культуре, традиционных форм. Данная направленность связывает подобные виды искусств как профессиональная музыка, живопись, графика, скульптура, театр и городская архитектура. Непосредственно в них наглядно наблюдается развитие новых разновидностей, жанров, обычаев, связанных с преобразованием системы художественных приемов.

Теоретическая и методологическая неопределенность в понимании преемственности повергли к определенному нигилизму в отношении к родным языкам кавказских народностей, к фольклору и культурному наследию прошлого. Но отрицательное отношение к национальным традициям не спровоцировало вытеснение из культурного обихода множества национально-специфических форм.

Взаимовлияние кавказской с русской культурой не привело к обеднению национального своеобразия художественного творчества в промежуток особенно активного, ускоренного движения. Свойственные этому процессу качественные скачки, ведущие к преображению традиционной системы художественной культуры, на наш взгляд, кроме того не оборвали органической преемственности процесса национального художественного формирования. Также в полном понимание кавказским народом культурного навыка иных народов не было механическим переносом, как это стараются обосновать определенные ученые в последние годы, готовых стандартов структурных форм одних национальных художественных систем в другие. Созидательное применение европейского и русского культурного навыка, их достижений провоцировало последующее современное формирование художественной культуры народов Кавказа.

Невзирая на недочеты, которые определенные ученые стараются возвеличить в невиданную высоту, достижений на пути формирования художественной народной культуры края было значительно больше. Непосредственно в 20-30-е годы XX в. была заложена основа тому, что спустя некоторое количество времени небольшая горная страна стала популярна для всего мира благодаря творчеству народного поэта Кавказа Расула Гамзатова. Этому замечательному человеку выдалась величайшая участь своим великолепным талантом, силою духа открыть Кавказ не только на карте мира, однако и в человеческих сердцах.

Объективно оценивая исторический процесс формирования народов Кавказа, не скрывая недочеты, однако и не умаляя достижений, немаловажную отличительную черту 20-30-х годов XX в. необходимо наблюдать в том, что непосредственно в данный промежуток формировались высокохудожественные устои кавказского искусства, влиянием которых оплодотворено без исключений дальнейшее его формирование. Основную проблему - воспитание нового человека - кавказские творцы художественных ценностей осуществили. В республике неизмеримо возрос общественно-политический уровень работающих, бытовая культура, сформировались новые убеждения также взаимоотношения, были воспитаны сотни тысяч кавказцев-интернационалистов и патриотов, возникли межнациональные браки, расширилась зона проживания народа.

Заключительное десятилетие XX века привело к непостоянности в политической и экономической жизни страны, что значительно негативно отразилось в следующем формировании художественной культуры народов Кавказа. Прошла эйфория от объявленной, но, в реальности, вымышленной независимости, ни литература, ни искусство никак не сумели выбраться из вакуума. Неопределенность в задачах в каком государстве мы проживаем, и в какой будем жить, недостаток настоящих эталонов не дают возможность творцам художественных ценностей проецировать перспективу, чем во все периоды и занималось искусство.

Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа развивалось трудными способами, удерживая собственную индивидуальность. Акцентирование художественно важного в практических предметах, находящихся вокруг человека повсюду, одаряло их специальными свойствами, совершенствуя человеческий мир наиболее стабильным перед лицом грозной горной природы и пред угрозами, исходящими со стороны соседей.

Наличие всенародных промыслов Северного Кавказа на сегодняшний день располагается под опасностью: оно с трудом выдерживает конкуренцию с фабричными продуктами. Но предоставление этнического своеобразия связано не только с возрождением ритуалов, сохранением языка, однако также с применением обычаев декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа. При этом важно не просто копировать готовые, сформировавшиеся фигуры также краски всенародного искусства, но применять непосредственно сам характер и принципы, на которых оно строилось.

Литература:

1 Магомедов А.Д. Город златокузнецов: Из истории художественных и общественных традиций с.Кубани.Махачкала,1998.-С.5.

2 Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана.-Махачкала,1989.С.345.

3 Магомедов Д.М. Искусство в системе художественных культур.-Махачкала,1988.С.6-15.

4 Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана.Махачкала,1984.-С.10-66.

5 Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура.М.,1982.-С.112-115.

6 Магомедов Д. Развитие социалистических национальных художественных культур.М.,1979.-С.75-130.

7 Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана.-М.,1971.

8 Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.,1957.-С.396-397.

9 Веймарн Б. Искусство Северо-Кавказского края//Искуство.1936.№4.-167с

10 Рославцева Л.И. Декоративно-прикладное искусство народов Кавказа ХVII-ХХ вв.

Просмотров работы: 58