Актуальные проблемы семей, воспитывающих «особых» детей - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Актуальные проблемы семей, воспитывающих «особых» детей

Ахмерова А.Р. 1
1УлГПУ им. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современным обществом в настоящее время отчетливо осознается, что здоровье населения, рост инвалидности, решение социальных проблем и реабилитация семей, имеющих детей-инвалидов составляют единый и неделимый процесс, и, развиваются во взаимосвязи. Они взаимодействуют в необходимых нравственных, художественных, интеллектуальных качествах личности современного человека.

Инвалидность детей является одной из первых социальных проблем. В последние годы наше государство изменило свой взгляд на эту проблему. Теперь основной акцент делается на реабилитацию инвалидов, а не только на материальную помощь: пенсии, льготы. Проблема детей – инвалидов затрагивает все стороны общественной жизни: от нормативно – правовой системы и социальных учреждений, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Увеличению численности детей с ограниченными возможностями способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей, детская заболеваемость, рост травматизма и другие. Особое внимание уделяется социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов. Содержание этого процесса должно отражать процесс прогрессивных изменений качеств личности инвалида. Это возможно лишь при соблюдении принципов системности и структурной гибкости в отборе содержания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [1, c.121].

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большой занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное – специфическим положением в семье ребенка–инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Решение проблемы инвалидов, максимальная их интеграция в общество, обеспечение равных прав является одним из важнейших приоритетов социальной политики [3, c.63].

Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования [1, c.123].

В условиях рыночной перестройки содержания и структуры экономических отношений возникла необходимость разработать новые принципы и подходы государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями [2, с. 64].

Таким образом, целесообразно совершенствовать технологии социальной работы с семьями, имеющими детей- инвалидов, а в настоящее время это технологию социального посредничества, потому что для многих из семей она является жизненной необходимостью. Без нее невозможно эффективное использование в социальной работе с данными семьями технологий социального сопровождения, социальной адаптации, социальной реабилитации, социального страхования и др. Социальный работник в роли посредника соединяет в своей работе функции адвоката, социального терапевта и координатора всех услуг, необходимых семьям, имеющим детей-инвалидов.

Библиографическая ссылка.

Чаплинская Е.В. Социальная реабилитация семей, имеющих детей-инвалидов, как технология социальной работы // Наука и современность. 2013. № 21. С. 121 – 128.

Холостова Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации: учебное пособие / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. – М. : Дашков и Кº, 2015. – 752 с.

Дашкина А. Н. // Социальная работа . – М.: ООО «Адаманть». 2015. С.63

Просмотров работы: 7