К вопросу о квалификации преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу о квалификации преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из угроз экономической безопасности Российской Федерации является рост незаконного оборота финансовых ресурсов. Об этом свидетельствует мониторинг оперативной ситуации в финансовом секторе российской экономики.

Рост теневого оборота финансового сектора экономики обусловлен незаконным стремлением уклониться от уплаты налогов, хищением и обналичиванием денежных средств, их конвертацией и незаконным выводом капитала за рубеж, легализацией преступных доходов и др.

Таким образом, борьба с преступлениями в кредитно-финансовой сфере является одной из основных задач подразделений ЭБиПК МВД России.

Одним из наиболее сложных направлений в деятельности подразделений ЭБиПК является выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в кредитно-финансовой сфере, что требует реализации серьезных системных организационных и тактических мер, направленных на повышение ее эффективности. Прежде всего, речь идет о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, направленных на повышение информационной поддержки данного направления деятельности подразделений ЭБиПК, позволяющих:

Выявление признаков преступления;

Прогнозирование развития преступной деятельности;

Предложить и обосновать оперативно-розыскную версию;

Определить перспективы использования организационно-тактических и технических методов раскрытия преступлений, исходя из конкретной оперативной обстановки;

Планировать оперативно-розыскные мероприятия по документированию преступных действий лиц, совершающих преступления в кредитно-финансовой сфере и др.

Одной из важных проблем, снижающих эффективность работы подразделений ЭБиПК, является неточная предварительная уголовно-правовая квалификация действий проверяемых лиц, совершающих преступления в кредитно-финансовой сфере.

Наиболее распространенные механизмы совершения преступлений в сфере незаконного оборота денежных средств ранее квалифицировались сотрудниками ЭБиПК как незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ).

В соответствии со статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконной банковской деятельностью признается банковская деятельность (банковские операции) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) необходимо, либо с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо связано с получением дохода в крупном размере.1

В настоящее время очень трудно провести различие между статьей 172 Уголовного кодекса и статьей 171 Уголовного кодекса. Основной массой возбужденных уголовных дел по рассматриваемому составу являются дела в отношении организаторов, которые обналичивают деньги на разных площадках. Однако мнения юристов в этой области разделились, некоторые утверждают, что незаконную банковскую деятельность могут осуществлять только должностные лица кредитных организаций (руководители, учредители), тем самым следственные органы в ряде регионов на стадии реализации оперативных материалов подразделений ЭБиПК переквалифицируют деяние со статьи 172 УК РФ на статью 171 УК РФ (Незаконное предпринимательство).

Если сопоставить диспозиции этих статей, то можно сделать вывод, что незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ) является разновидностью незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ) и действует в отношении последней особой нормой.

Но законодатель не просто проводит различие между этими двумя нормами. Статья 2 ГК РФ перечисляет признаки предпринимательской деятельности, такие как: самостоятельность, предпринимательская деятельность на свой риск, ориентация на систематическую прибыль. Они являются базовыми и определяют сам характер предпринимательской деятельности, при этом указание на обязательную регистрацию лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует рассматривать как условие признания этой деятельности законной.2

То же самое можно сказать и о статье 172 УК РФ. Отнесение кредитных организаций к субъектам банковской деятельности не является существенным элементом, а лишь формальным условием, при котором эта деятельность признается законной. В связи с вышеизложенным лица, не являющиеся работниками кредитной организации, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 172 Уголовного кодекса.

То есть, если опираться на отсутствие содержательных признаков – цели, прибыли и т. д. деятельность не может рассматриваться как предпринимательская, но при отсутствии формальных признаков такая деятельность по своему содержанию соответствует определению предпринимательской или банковской деятельности, но не может быть признана законной. В уголовном законодательстве, в ст. 172 УК РФ, речь идет о банковской деятельности по существу, но незаконной по форме. Следовательно, уголовное право берет для описания признаков не все, а только существенные признаки этих видов деятельности из гражданского и банковского законодательства для описания характеристик соответствующих групп.

Для понимания и упорядочения положений статьи 172 УК РФ требуется разъяснение Пленума Верховного суда, но в наше время судебная практика в большинстве случаев рассматривает действия лиц как незаконную банковскую деятельность, так как сущность сделок схожа с банковскими.3

Существенными проблемами в раскрытии преступлений по незаконной банковской деятельности можно назвать схемы совершения преступлений в финансово-кредитной системе. Знание оперативниками типовых механизмов совершения данных деяний оказывает серьезное влияние на эффективность оперативно-розыскной деятельности подразделений МВД.

Как уже говорилось, при выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений, предусмотренных статьей 172 УК РФ, сотрудникам подразделений ЭБиПК приходится иметь дело с криминальными механизмами, направленными на незаконное обналичивание денежных средств. Преступники, пытаясь скрыть следы своей противоправной деятельности, стараются придать ей вид легальных, допускаемых законом хозяйственно-финансовых операций, сопровождающих обычные гражданские отношения.

В таких схемах особую роль играют специально созданные хозяйствующие субъекты с целью обналичивания денежных средств преступным путем. Эти организации называются «фирмами-однодневками», с одной стороны они вполне легальны и отвечают основным критериям, которые предусмотрены в качестве обязательных требований для создания хозяйствующего субъекта, с другой стороны, фактически такие фирмы выполняют теневые функции с целью придания законного вида незаконным финансовым операциям.

В настоящее время роль таких "фирм-однодневок" в теневом секторе экономики с каждым годом возрастает. Изначально характер и механизмы их использования были достаточно примитивными (1-2 финансовые операции, направленные на вывод активов коммерческих организаций или получение невозвратных кредитов), затем в начале 2000-х годов использование таких фирм в криминальных схемах - вывод активов за рубеж, отмывание денег и балансирование налогооблагаемой прибыли стало неотъемлемой частью ведения бизнеса.

Вот пример оригинальной схемы незаконного снятия наличных денег: заказчик наличных денежных средств безналичным способом перечислял на расчетный счет так называемой «фирмы-однодневки» данные средства, которые впоследствии снимались директором либо представителем по доверенности, в кассе банка и за вычетом процента возвращались в наличной форме заказчику.

Эти схемы не представляли особой сложности для документирования преступной деятельности, так как для снятия наличных использовались конкретные люди, которые должны были прийти в кредитные организации, что существенно влияло на "формирование следов" незаконной деятельности. Кроме того, следы этой деятельности остались и в платежных документах, и в ордерах на снятие наличных со счета, чеках, доверенностях, камерах видеонаблюдения и т.д.

При этом практика документирования преступлений такими подразделениями ЭБиПК сложилась таким образом, что изначально сотрудники пытались получить фактические данные заказчика, который стремился получить такой незаконный бизнес. При этом минимальное внимание уделяется фиксации лиц организаторов, оказывающих услуги по обналичиванию денежных средств. Этот факт позволил организаторам преступных схем оставаться на свободе и совершенствовать криминальные механизмы. Например, появились схемы с использованием купли-продажи векселей, а вместе с распространением электронных платежных систем Visa или MasterCard стали применяться схемы, которые используют отдельные системы доступа к счетам "клиент-банк", средства переводятся на разные банковские карты, а затем снимаются с разных банкоматов, очень часто даже в разных регионах.

Использование этих схем сделало практически невозможным для подразделений ЭБиПК идентификацию в процессе документирования лиц, непосредственно осуществляющих снятие наличных, не говоря уже об установлении фактов возврата этих средств клиенту.

В современный период развитие организаций, занимающихся преступной деятельностью, достигло высокого уровня попыток интеграции преступных схем в правовые механизмы финансово-кредитной системы.

В связи с этим, оперативные подразделения столкнулись с фактами перечисления денежных средств организациям, которые реально осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, со стороны организаций «фирм-однодневок», тем самым это значительно снизило количество снимаемых денежных средств в наличной форме, а это уже полностью противоречит уже известным схемам незаконного обналичивания денежных средств.

Стал очевиден факт применения новой системы незаконного обналичивания. И впервые об этом явлении как о системе можно говорить в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц платежными агентами"4 и конкретизацией некоторых положений данного нормативного правового акта в Федеральном законе от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"5.

Эти акты были призваны сократить свободное обращение наличных денег в обход существующих правовых механизмов кредитных организаций. В соответствии с ними все средства, полученные от населения, не могли быть приняты без отражения в банковской системе страны (национальной платежной системе), ключевым субъектом которой может быть только кредитная организация, поскольку согласно статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности»6 денежные переводы являются банковской операцией, а исключительное право на осуществление банковских операций принадлежит кредитной организации на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).

Кроме того, Настоящий Закон определяет понятие банковского платежного агента (субагента) — юридического лица, не являющегося кредитной организацией, или индивидуального предпринимателя, которые привлекаются кредитной организацией с целью осуществления определенных банковских операций. Иными словами, банковским платежным агентом (субагентом) может быть любое лицо, владеющее технической сетью по приему платежей от физических и юридических лиц.

Согласно действующего законодательства, платежный агент (субагент) использует отдельный банковский счет для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц. Таким образом, платежный агент/субагент обязан иметь два банковских счета: один для основной деятельности (покупка оборудования, заработная плата оператора по приему платежей и др.), а другой для сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств зачисляются в полном объеме на этот счет.

Анализ текущей следственной практики подразделений ЭБиПК позволяет классифицировать организации, участвующие в процессе обналичивания, на 3 категории (по их функциональному назначению):

Организации категории «А». Как правило, учредителями являются только учредители этой организации. Компания имеет офис в аренду только для него и штат около 10 человек. Эти сотрудники участвуют в функционировании механизмов платформы обналичивания и зачастую не знают о противоправном характере деятельности компании. Обычно это курьеры, охранники, водители, инкассаторы. Фирма имеет бухгалтера и регулярно отчитывается (часто показывая небольшую прибыль). Эти организации являются первым звеном для вывода денежных средств на расчетный счет, на который поступают средства от клиентов кассового обслуживания. Бухгалтер и менеджер осведомлены о незаконном характере деятельности, и их роль заключается в представлении интересов в правоохранительных и налоговых органах с целью подтверждения ведения финансово-хозяйственной деятельности и наличия финансовых связей с клиентами. Ведут свою деятельность только в финансовом секторе страны.

Организации категории «В». Как правило, учредителями являются учредители 2-3 таких организаций. Арендуется офис для 3-4 подобных организаций. Менеджер также может быть руководителем нескольких подобных фирм. Один бухгалтер ведет 3-4 из этих организаций. Как правило - дача нулевой отчетности. Их роль заключается в поддержке фирм категории «А» (выравнивание балансовых и налоговых показателей, если это необходимо). Ведут свою деятельность только в финансовом секторе страны, являются основными «контрагентами» фирм категории «А».

Организации категории «В». По аналогии с фирмами категории «Б» учредителями являются учредители 3 и более аналогичных организаций. Финансовая отчетность представляется только для предотвращения блокирования счетов налоговыми органами. Эти организации никогда напрямую не ведут свою деятельность с фирмами категории «А» и тем более с клиентами. Они являются конечными получателями средств от фирм «Б» и переводят их за пределы Российской Федерации. Схемы сокрытия редко используются, когда руководитель такой организации, в целях усложнения работы, в частности, органов внутренних дел, после перечисления денежных средств со счета своей компании за рубеж, обращается в полицию с заявлением о мошеннических действиях со стороны иностранных компаний, выразившихся в недоставке товаров (выполнении услуг) за деньги.

Такое функциональное подразделение этих организаций помимо усложнения документирования процесса обналичивания позволяет усложнить и документирование подразделениями ЭБиПК процессов вывода средств за рубеж.

Изучение преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью, может быть полезно для совершенствования существующих и разработки новых методов деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и выявлению категорий рассматриваемых преступлений.

Список литературы:

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63 ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

См., например: приговор 1-207/2013 (31.10.2013, Ленинский районный суд г. Иваново (Ивановская область)); приговор 1-540/2013 (08.08.2013, Люблинский районный суд (г. Москва)); приговор 1-259/2013 (23.07.2013, Дорогомиловский районный суд (г. Москва)); приговор 1-26/2013 (1-388/2012;) (10.07.2013, Басманный районный суд (г. Москва)); приговор 1-263/2013 (20.05.2013, Кировский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1-201/2013 (10.04.2013, Советский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1-104/2013 (07.03.2013, Ленинский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1-148/2013 (04.03.2013, Советский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1 -66/2013 (15.02.2013, Дзержинский районный суд г. Перми (Пермский край)); приговор 1-19/201 3 (1-339/2012) (15.01.2013, Таганский районный суд (г. Москва)); приговор 1 -89/2012 (28.12.2012, Каякентский районный суд (Республика Дагестан)); приговор 1-557/2012 (25.12.2012, Советский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)) и др.

Собрание законодательства РФ. 2009. № 23, ст. 2758.

Собрание законодательства РФ. 2011. № 27, ст. 3872.

Собрание законодательства РФ. 1996. № 6, ст. 492.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63 ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954

2 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

3См., например: приговор 1-207/2013 (31.10.2013, Ленинский районный суд г. Иваново (Ивановская область)); приговор 1-540/2013 (08.08.2013, Люблинский районный суд (г. Москва)); приговор 1-259/2013 (23.07.2013, Дорогомиловский районный суд (г. Москва)); приговор 1-26/2013 (1-388/2012;) (10.07.2013, Басманный районный суд (г. Москва)); приговор 1-263/2013 (20.05.2013, Кировский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1-201/2013 (10.04.2013, Советский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1-104/2013 (07.03.2013, Ленинский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1-148/2013 (04.03.2013, Советский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)); приговор 1 -66/2013 (15.02.2013, Дзержинский районный суд г. Перми (Пермский край)); приговор 1-19/201 3 (1-339/2012) (15.01.2013, Таганский районный суд (г. Москва)); приговор 1 -89/2012 (28.12.2012, Каякентский районный суд (Республика Дагестан)); приговор 1-557/2012 (25.12.2012, Советский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)) и др.

4Собрание законодательства РФ. 2009. № 23, ст. 2758.

5Собрание законодательства РФ. 2011. № 27, ст. 3872.

6Собрание законодательства РФ. 1996. № 6, ст. 492.

Просмотров работы: 52