Социально-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у специалиста в учреждении социальной сферы стационарного типа - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социально-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у специалиста в учреждении социальной сферы стационарного типа

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение 

Профессиональная деятельность специалиста в учреждении социальной сферы стационарного типа, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Особая напряженность труда, постоянные стрессовые ситуации, в которые специалист попадает в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, проникновение в суть его социальных проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его психическое и физическое здоровье, что приводит к эмоциональному выгоранию специалиста.  

Эмоциональное выгорание, или синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалиста социальной сферы, как и у других специалистов системы «человек - человек», возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как состояние физического и психического истощения, «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы. Это связано также с тем, что в своей деятельности такой специалист, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором»

По мнению  исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываясь на профессиональном развитии личности. 

Деятельность в учреждениях социальной сферы предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно-обоснованные методы отбора, адаптации специалистов и профилактики синдрома эмоционального выгорания. Проблема стрессоустройчивости и профилактики эмоционального выгорания специалиста социальной сферы представляет теоретический и практический интерес, обусловленный необходимостью поиска путей предупреждения его развития. На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению этого вопроса. 

Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определила выбор темы данного исследования: «Социально-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у специалиста в учреждении социальной сферы стационарного типа». 

Объектом данного исследования является деятельность учреждений социальной сферы стационарного типа по профилактике эмоционального выгорания у специалиста.    

Предмет исследования — социально-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у специалистов Детского дома № 19.   

Цель исследования: определение условий эффективной социально-педагогической профилактики для предупреждения развития синдрома эмоционального выгорания у специалиста в учреждении социальной сферы на основе анализа особенностей его формирования у педагогических работников Детского дома № 19, а также возможности их использования в других учреждениях стационарного типа социальной сферы.  

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

проявления синдрома эмоционального 1) исследовать причины, особенности и последствия формирования и выгорания у специалиста в учреждении социальной сферы стационарного типа на примере педагогических работников Детского дома № 19. 

2) раскрыть сущность и содержание социально-педагогической профилактики  эмоционального выгорания у специалиста в учреждении социальной сферы стационарного типа; 

3) апробировать меры социально-педагогической профилактики эмоционального выгорания и определить эффективные условия деятельности учреждения для предупреждения его формирования у специалистов Детского дома № 19. 

В ходе изучения феномена «выгорания» выдвинута следующая гипотеза

Предполагается, что социально-педагогическая профилактика – это комплекс мер, направленных на сохранение, формирование и развитие ресурсов устойчивости специалиста к профессиональному выгоранию, на развитие которого влияют: 

особенности его личности (тревожность, агрессивность, самооценка, уровень интеллекта, мотивы, которые преобладают у личности, интернальность); 

организационные факторы (условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения в коллективе, интенсивность физических, интеллектуальных, психоэмоциональных нагрузок); 

деятельность в нездоровой социальной среде. 

Так же предполагается, что условиями эффективной социально-педагогической профилактики выступают: 

оптимизация организационных условий труда;  

актуализация личностных ресурсов;   

реабилитационная работа со специалистами, имеющими признаки          выгорания (формы, направления работы, сенсорная комната). 

Для проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анкетирование, опросники, наблюдение, позволяющие определить наличие синдрома эмоционального выгорания и личностные особенности специалистов педагогического состава Детского дома № 19, влияющие на его формирование. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам. 

Новизна исследования заключается в уточнении и расширении представлений о факторах, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста Детского дома № 19 и поиске оптимальных условий для предупреждения его формирования. 

Практическая значимость данного исследования: с помощью предложенных авторами методов социально-педагогической профилактики специалисты учреждений социальной сферы стационарного типа получат возможность предупреждения их эмоционального выгорания, что создаст в коллективах здоровую атмосферу и остановит текучесть кадров.  

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики эмоционального выгорания у специалистов в учреждениях социальной сферы 

1.1. Синдром эмоционального выгорания у специалистов в учреждениях социальной сферы стационарного типа как феномен теории и практики  

В семидесятые годы прошлого столетия некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (специалистов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. 

Cиндром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный). Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, особенно у работающих в некоммерческом секторе: воспитателей и учителей, медицинских сестер и врачей, социальных работников и консультантов телефона доверия. Выгоранию подвержены и те, кто работает в сфере услуг и управления в коммерческой сфере: агенты по продаже, риэлторы, менеджеры, особенно среднего и высшего звена

Очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса. Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или

предложенных авторами методов социально-педагогической профилактики специалисты учреждений социальной сферы стационарного типа получат возможность предупреждения их эмоционального выгорания, что создаст в коллективах здоровую атмосферу и остановит текучесть кадров.  

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный). Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, особенно у работающих в некоммерческом секторе: воспитателей и учителей, медицинских сестер и врачей, социальных работников и консультантов телефона доверия. Выгоранию подвержены и те, кто работает в сфере услуг и управления в коммерческой сфере: агенты по продаже, риэлторы, менеджеры, особенно среднего и высшего звена

Очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса. Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или

количественной оценки. Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний: эмоциональном истощении – переживание опустошенности и бессилия; деперсонализации – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости); редукции личных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте

В более поздних исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания. Так, межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т.д. «Выгорающие» на работе люди часто возвращаются домой раздражительными и эмоционально истощенными. Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи или друзей. Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций. В организации ухудшается психологическая атмосфера, возрастают текучесть кадров, абсентеизм, конфликтность, снижаются количественные и качественные показатели работы. Выгорание – основной фактор профессиональной деморализации, отлынивания от работы, низкой производительности, конфликтности в семье и на работе, физической болезни и дистресса. Выгорание может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например снотворным. 

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень дорого обходятся организации.  

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших»

на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.  

Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Если личная жизнь не дает достаточных оснований для самоуважения и доказательств значимости, то «выгорающие» люди еще с большим усердием пытаются найти подтверждение смысла своей жизни и самоактуализироваться в работе. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от нее ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению запаса жизненной энергии человека

Специалисты, работающие в заведениях социальной защиты населения, постоянно сталкиваются со страданиями людей, вынуждены находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служат то утешителем, а то, напротив, – мишенью для раздражения и агрессии. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы.  

Деятельность в учреждениях социальной сферы - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания. Это связано с тем, что профессиональный труд такого специалиста отличает очень высокая психо-эмоциональная нагрузка.  

В современных условиях деятельность специалиста социальной сферы буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме», работа с «негативом», практически отсутствие конкретного результата, что ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации такой специалист ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля

Все ситуации рабочего общения, отягощенные высокой ответственностью за клиентов, сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью (когнитивной сложностью), становятся фактором риска выгорания специалистов. Выгорание – ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций, не просто результат, а следствие неуправляемого стресса.  

Последствия эмоционального выгорания специалистов социальной сферы могут проявляться в различных сферах:  

межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией, воспитанниками, в раздражительности и эмоциональной истощенности;  

установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;  

поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: воспитатель  выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;  

психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.  

Можно сказать, что специалистов социальной сферы по большей части не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у них соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья в коллективе является одной из наиболее актуальных задач, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития специалиста социальной сферы.  Забота о каждом сотруднике есть сохранение ресурса организации.  

 1.2. Содержание и методы социально-педагогической профилактики эмоционального выгорания. 

Эмоциональное выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить, и эти слова справедливы также в отношении выгорания.  

Чрезвычайно важным для специалиста социальной сферы является навык самообладания - показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание - это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.  

Профилактика эмоционального выгорания специалистов социальной сферы, оптимизация системы межличностных отношений в коллективе,

использование в работе социокультурных технологий способствуют повышению безопасности рабочей среды для всех ее участников, которая проявляется в показателях психологического здоровья. 

Социально-педагогическая профилактика – это система работы, направленная на сохранение, формирование и развитие ресурсов устойчивости специалиста к профессиональному выгоранию, целенаправленное воздействие на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

Поэтому особое внимание следует обратить на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома, и учитывать их при разработке профилактических программ. 

К основным факторам, способствующим формированию профессионального выгорания специалистов социальной сферы, относят: 

1) работу в «некоммерческом секторе»; 

2) высокую ответственность за своих подопечных; 

3) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку; 

4) самоотверженную помощь; 

5) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением; 

6) наличие ролевых конфликтов; 

7) необходимостью работать с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными результатами такой работы. 

Существует четыре группы симптомов, характерных для синдрома выгорания: 

физические - усталость, физическое утомление, истощение; нарушение веса, давление,  головокружения, бессонница, сердечные болезни и пр.; 

эмоциональные - недостаток положительных эмоций, безразличие и усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность и агрессивность, неспособность сосредоточится, потеря профессиональных перспектив, чувство одиночества; 

поведенческие – безразличие к еде, малая физическая нагрузка, чрезмерное употребление табака, алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение; 

социальные – отсутствие времени или энергии для социальной активности; уменьшение интереса к досугу, хобби; ограничение работой социальных контактов.  

Все эти симптомы отражаются и на интеллектуальном состоянии специалиста и проявляются следующим образом: 

уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; 

уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); 

увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток интереса к жизни; 

увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; 

цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; 

малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); 

формальное выполнение работы

Симптомы сотрудников складываются в показатели профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т.е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в организации.  

Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на межличностных отношениях сотрудника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения. Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон. Она включает три группы симптомов (факторов): эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. 

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. 

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. 

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе. 

Выгорание – это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно бороться. Жертвой выгорания может стать любой специалист. Это связано с тем, что

разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой из организаций. Синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той или иной составляющей в динамику его развития различен. Специалисты в области стресс-менеджмента полагают, что выгорание заразно, подобно инфекционной болезни. Иногда можно встретить «выгорающие» отделы и даже целые организации. Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших»

Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации, трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия. 

Основная задача профилактики эмоционального выгорания специалистов учреждений – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья профессионала. Знание факторов и методов решения проблемы синдрома профессионального выгорания позволит администрации и специалистам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома. 

Можно выделить методы, применяемые для решения проблемы возникновения эмоционального выгорания у сотрудников в учреждениях социальной сферы стационарного типа. 

Профилактическая работа

оптимизация организационных условий труда;  

актуализация личностных ресурсов.   

реабилитационная работа со специалистами, имеющими признаки          выгорания (формы, направления работы, сенсорная комната). 

Выделяются два направления работы со специалистами: профилактическая и коррекционная.  

Профилактику эмоционального выгорания необходимо проводить в двух направлениях:  

1) оптимизация организационных условий труда специалиста:  

организация рабочего места специалиста предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что сотрудники, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные ютиться в тесных «голых» кабинетах или вообще не имеющие закрепленных за ними

мест работы и постоянно «скитающиеся»;  Последствия эмоционального выгорания специалистов социальной сферы могут проявляться в различных сферах:  

межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией, воспитанниками, в раздражительности и эмоциональной истощенности;  

установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;  

поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: воспитатель  выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;  

психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.  

Можно сказать, что специалистов социальной сферы по большей части не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у них соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья в коллективе является одной из наиболее актуальных задач, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития специалиста социальной сферы.  Забота о каждом сотруднике есть сохранение ресурса организации.  

 Заключение. 

В данной работе «Социально-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у специалиста в учреждении социальной сферы стационарного типа» описаны теоретические основы социально-педагогической профилактики формирования синдрома эмоционального выгорания у специалиста социальной сферы, проведено исследование наличия эмоционального выгорания у специалистов Детского дома № 19 и определены социально-педагогические условия его профилактики. В ходе исследования была достигнута цель: определены условия эффективной социально-педагогической профилактики для предупреждения развития синдрома эмоционального выгорания у специалистов в учреждениях социальной сферы на основе анализа особенностей его формирования у

педагогического состава Детского дома № 19, которые возможно использовать в других учреждениях стационарного типа социальной сферы. 

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:   

1) исследованы причины, особенности и последствия формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у специалистов в учреждениях социальной сферы стационарного на примере педагогического состава Детского дома № 19. 

2) раскрыта сущность и содержание социально-педагогической профилактики  эмоционального выгорания у специалистов в учреждениях социальной сферы стационарного типа; 

3) апробированы меры социально-педагогической профилактики эмоционального выгорания и определены эффективные условия деятельности учреждения для предупреждения его формирования у специалистов Детского дома № 19. 

Исследование темы показало, что у специалистов Детского дома         № 19 присутствует эмоциональное выгорание: 

высокий уровень у 9,3% 

средний уровень у 53,12% 

низкий уровень у 37,5%.  

В меньшей степени выгоранию подвержены мужчины, специалисты, состоящие в браке, в возрасте от 41 до 55 лет и с опытом работы более 7 лет.  

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу: социально-педагогическая профилактика – это комплекс мер, направленных на сохранение, формирование и развитие ресурсов устойчивости специалиста к профессиональному выгоранию, на развитие которого влияют: 

особенности его личности - тревожность, агрессивность, самооценка, неудовлетворенность собой, уровень интеллекта, уровень квалификации и образования; 

организационные факторы - условия и организация труда, нестабильность в системе, стаж профессиональной деятельности, возраст, отношения с непосредственным руководителем, отношения в коллективе, отсутствие положительных оценок, поощрений в работе, интенсивность физических, интеллектуальных, психоэмоциональных нагрузок; 

деятельность в нездоровой социальной среде — работа с «немотивированными», «трудными» клиентами, работа в негативной социальной среде, практически отсутствие видимых результатов деятельности. 

Условиями эффективной социально-педагогической профилактики в Детском доме № 19 выступают: 

соблюдение режима работы и четкая определенность должностных инструкций и обязанностей; 

правильная организация рабочих мест в соответствии с принятыми нормами и требованиями: удовлетворительное общее санитарное состояние, закрепленность мест за каждым сотрудником; 

доверительные отношения с непосредственными руководителями у большинства специалистов, что способствует благожелательной атмосфере в структурных подразделениях; 

отлаженная система охраны труда сотрудников; 

наличие социальной поддержки; 

наличие условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации специалистов. 

Диагностика эмоционального выгорания выявила  озабоченность сотрудников слабым взаимодействием между структурными подразделениями; отсутствием уверенности в завтрашнем дне; не видением себя в будущем в этой профессии из-за неопределенности в  понимании дальнейшей реорганизации учреждения, невысокой оплаты труда и слабой оценки со стороны руководства их деятельности.  

Именно поэтому помимо имеющихся условий профилактики выгорания большое значение имеют так же и следующие: 

предварительное информирование руководителями сотрудников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой; 

организация специальных процедур, которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми; 

эмоциональная поддержка руководства, поощрение и одобрение  деятельности специалистов учреждения.  

проведение совместных мероприятий, направленных на сплочение коллектива и обобщение профессионального опыта - организация семинаров, тренингов, марафонов, деловых игр, супервизорских групп и групп профессиональной поддержки, праздников как на территории учреждения, так и за его пределами.  

Результатом этого исследования стали разработки рекомендаций по социально-педагогической профилактике эмоционального выгорания для эффективной деятельности учреждения, которые были предложены руководителям и специалистам Детского дома № 19.  

Так же апробирована клубная работа, целью которой было сохранение психологического здоровья специалистов и профилактика их эмоционального выгорания при помощи снятия внутреннего напряжения сотрудников и повышения эмоционального тона. Работа клуба предполагала как расслабление участников путем релаксации, так и активное физическое действие, а также возможность свободного обсуждения различных тем и отдыха.  

Результатом использования предложенных авторами рекомендаций  и клубной работы стало ослабление напряженности и тревоги у большинства специалистов и повышение их эмоционального тона. 

Практическая значимость исследования обусловлена возможностями

правильная организация рабочих мест в соответствии с принятыми нормами и требованиями: удовлетворительное общее санитарное состояние, закрепленность мест за каждым сотрудником; 

доверительные отношения с непосредственными руководителями у большинства специалистов, что способствует благожелательной атмосфере в структурных подразделениях; 

отлаженная система охраны труда сотрудников; 

наличие социальной поддержки; 

наличие условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации специалистов. 

Диагностика эмоционального выгорания выявила  озабоченность сотрудников слабым взаимодействием между структурными подразделениями; отсутствием уверенности в завтрашнем дне; не видением себя в будущем в этой профессии из-за неопределенности в  понимании дальнейшей реорганизации учреждения, невысокой оплаты труда и слабой оценки со стороны руководства их деятельности.  

Именно поэтому помимо имеющихся условий профилактики выгорания большое значение имеют так же и следующие: 

предварительное информирование руководителями сотрудников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой; 

организация специальных процедур, которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми; 

эмоциональная поддержка руководства, поощрение и одобрение  деятельности специалистов учреждения.  

проведение совместных мероприятий, направленных на сплочение коллектива и обобщение профессионального опыта - организация семинаров, тренингов, марафонов, деловых игр, супервизорских групп и групп профессиональной поддержки, праздников как на территории учреждения, так и за его пределами.  

Результатом этого исследования стали разработки рекомендаций по социально-педагогической профилактике эмоционального выгорания для эффективной деятельности учреждения, которые были предложены руководителям и специалистам Детского дома № 19.  

Так же апробирована клубная работа, целью которой было сохранение психологического здоровья специалистов и профилактика их эмоционального выгорания при помощи снятия внутреннего напряжения сотрудников и повышения эмоционального тона. Работа клуба предполагала как расслабление участников путем релаксации, так и активное физическое действие, а также возможность свободного обсуждения различных тем и отдыха.  

Результатом использования предложенных авторами рекомендаций  и клубной работы стало ослабление напряженности и тревоги у большинства специалистов и повышение их эмоционального тона. 

Практическая значимость исследования обусловлена возможностями

Список использованных источников и литературы 

Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 10.  

Андреева Н.Ю. Особенности профессионального выгорания как нарушенной идентичности / Н.Ю. Андреева // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 9.  

Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у работников социальных служб/ Работник социальной службы. - 2008. - N 1.  

Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов — Волгоград: Учитель, 2009.  

Просмотров работы: 26