Не секрет, что для эффективного функционирования деятельности предприятия необходимо оптимизировать производство. С проблемой рационального распределения имеющихся ресурсов сталкивается каждое предприятие: как распределить ресурсы так, чтобы получить максимальную прибыль и уменьшить издержки производства? Эти вопросы задаёт себе каждый руководитель предприятия или фирмы. Для того чтобы увеличить результативность функционирования предприятия разрабатывают специальные комплексные мероприятия по повышению эффективности работы.
Экономическая эффективность производства – результативность производственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования.
В рыночной практике хозяйствования встречаются самые разные формы проявления экономической эффективности. Экономические и технические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования.
Существует множество показателей, которые характеризуют эффективность производственной деятельности. Например: рентабельность, ликвидность, производительность труда, трудоёмкость, материалоёмкость продукции, использование ресурсов, фондоёмкость и многие другие. Так же немаловажным показателем эффективности деятельности предприятия является его конкурентоспособность.
Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин – результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.
Сущность повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.
Данные результаты руководитель предприятия может увидеть и проанализировать согласно системе экономических показателей эффективности деятельности предприятия, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Система показателей экономической эффективности
Группа показателей эффективности |
Показатели |
1. Обобщающие показатели |
1.1 Темпы роста производства продукции 1.2. Производство продукции на 1 руб. затрат 1.3. относительная экономия 1.3.1) основных производственных фондов 1.3.2) нормируемых оборотных средств 1.3.3) материальных затрат (без амортизации) 1.3.4) фонда оплаты труда 1.4 Общая рентабельность 1.5 Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции |
2. Показатели эффективности использования труда |
2.1. Темпы роста производительности труда 2.2. Доля прироста продукции в результате повышения производительности труда 2.3. Экономия живого труда годового количества работников (по сравнению с условиями базисного года0 2.4. Отношение прироста заработной платы к приросту производительности труда |
3. Показатели эффективности использования основных фондов |
3.1. Фондоотдача 3.2. Производство товарной продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств |
4. Показатели эффективности использования материальных ресурсов |
4.1. Материальные затраты (без амортизации) на 1 руб. товарной продукции 4.2. Расход важнейших видов материальных ресурсов в натуральном выражении на 1 руб. товарной продукции |
5. Показатели эффективности новой техники |
5.1. Рост производительности труда 5.2. Снижение себестоимости продукции 5.3. Относительная экономия материальных ресурсов 5.4. Экономический эффект в результате внедрения новой техники |
6. Показатели эффективности капитальных вложений |
6.1. Удельные капитальные вложения: 6.1.1) на единицу производственной мощности (по важнейшим видам продукции) 6.1.2) на 1 руб. прироста продукции 6.2. Срок окупаемости капитальных вложений |
Анализируя данные показатели, можно охарактеризовать экономическую эффективность деятельности предприятия. Когда данный анализ будет проведен, руководству предприятия будет понятно каким образом и с помощью каких механизмов можно повысить эффективность деятельности предприятия.
Повышение показателей эффективности деятельности компаний в значительной степени так же зависит от оптимального выбора сырья и материалов для производства собственной продукции. Однако, не стоит забывать и про человеческий фактор, который является ведущим ресурсом с точки зрения повышения эффективности деятельности компании.
В современных условиях рыночной экономики для того, чтобы предприятие оставалось на плаву, оно должно быть конкурентоспособным по отношению к другим предприятиям. После того, как Россия вступила в ВТО, государство взяло курс на поддержание конкурентоспособности отечественного производителя с международными компаниями. Качество продукции — важный приоритет в деятельности международных организаций. Именно для этого руководству российских предприятий необходимо внедрять в деятельность своей организации систему менеджмента качества. Системы качества, соответствующие стандартам ISO серии 9000, являются инструментом эффективного решения проблем качества в организациях. Сертификат, который подтверждает соответствие этим требованиям, является необходимым условием конкурентоспособности продукции, производимой на предприятии.
Система качества касается всех аспектов предприятия:
качество используемого сырья;
стандартизация и проведение сертификации продукции;
разработка и осуществление программ повышения качества товаров и услуг;
снижение брака в производстве;
разработка стандартов и других нормативных документов регулирования качества товаров и услуг;
повышение квалификации рабочих и многое другое.
Управление качеством является основополагающей и ключевой функцией корпоративного менеджмента. Причём эта система важна не только для производственных предприятий, но и для организаций в сфере сервиса. Качество товаров и услуг организации выражается способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Оно включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя. То есть предприятие должно производить то, что нужно потребителю. От этого будет зависеть репутация фирмы. Потребителю необходимо получить надёжное и качественное изделие, соответствующее цене и также качественный и своевременный сервис.
Система менеджмента качества включает в себя действия, с помощью которых организация определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов, и устанавливает свои цели. Она управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Также она позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений. Ещё она предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг.
Причинами ввода в организацию системы менеджмента качества могут послужить следующие моменты:
Потребность рынка в сертифицированных товарах и услугах, независимо от размеров предприятия.
Улучшение имиджа организации, который даёт дополнительные бонусы при участии в конкурсах и тендерах.
Сертификация продукции является важным фактором в снижении рисков организации, тем самым увеличивается желание инвесторов дополнительно финансировать деятельность фирмы.
Сертификация продукции является важным фактором в снижении рисков организации, тем самым увеличивается желание инвесторов дополнительно финансировать деятельность фирмы.
Сокращение брака в производстве, тем самым сохраняется стабильность работы предприятия, уменьшаются издержки производства.
Постепенный рост показателей эффективности деятельности организации с вводом стандартов управления качества. К этим показателям относятся: рентабельность предприятия, ликвидность организации, производительность труда рабочих, трудоёмкость, материалоёмкость продукции, использование ресурсов, фондоёмкость, фондовооружённость и т. д.
Благодаря системе менеджмента качества происходит чёткое разделение и повышение ответственности участников сертифицированных процессов. В конечном итоге увеличивается общая управляемость организацией, что является положительным моментом для руководителя предприятия.
Таким образом, для того чтобы увеличить результативность функционирования предприятия необходимо внедрять систему менеджмента качества. Благодаря ней предприятие сможет: уменьшить брак в производстве, тем самым снизить издержки; увеличить качество продукции, а, следовательно, увеличить спрос на свою продукции и увеличить прибыль. И тем самым эти факторы помогут фирме быть более конкурентоспособной по отношению к другим фирмам в современных условиях мировой рыночной экономики.
Литература:
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.Минск:Тетра Систем, 2005. 688 с.
Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению организацией. Методы менеджмента качества. М.: Стандарты и качество, 2006. 180 с.
Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия. М.: Экономическое образование, 2003. 184 с. 9. Сафронова Н.А. Экономика предприятия: учебник. М.: Юристъ, 2008. 584 с.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. 412 с.
Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2002. 120 с.
Агарков А. П. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Агарков А. П.— М.: Дашков и К, 2015.– 204 c.
Магомедов Ш. Ш. Управление качеством продукции: учебник/ Магомедов Ш. Ш., Беспалова Г. Е.— М.: Дашков и К, 2013.— 336 c.
Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ С. Д. Ильенкова [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 c.