ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В условиях современного мира общество требует подготовки специалистов, обладающих информационно-коммуникационной компетентностью, способных повлиять на ход принятия управленческих решений, придать профессиональной деятельности инновационный характер. Одной из основных задач системы образования является подготовка кадров, обладающих навыками самостоятельного анализа и обработки информации с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ в образовательный процесс является одним из способов экономии времени, ресурсов, сил и средств, при этом преподаватель имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным.[2]

Актуальность применения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе обусловлена, тем, что внедрение новых образовательных технологий является не только необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос, поскольку студентам предпочтительней работать с цифровыми устройствами в сравнении с традиционными бумажными носителями информации.[3]

Цель исследования - обосновать необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в высшей школе.

Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании для активного вовлечения студентов в учебный процесс является одним из наиболее многообещающих направлений развития образования. Постоянно возрастающие мощность и универсальность технических устройств открывают новые возможности преподавания и обучения, позволяют расширять набор применяемых методов обучения преподавателям, а студентам, в свою очередь, – вносить свой вклад в решение образовательных задач. Инновационные педагогические технологии помогают повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого студента.[3]

Будущие экономисты должны обладать высоким уровнем информационной культуры. Под информационной культурой будущего экономиста понимается интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему ценностей, мотивов, знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности, отражающее уровень развития информационной компетентности, обеспечивающее личностный и профессиональный рост. Повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией, ее анализе, сравнении, классификации и обобщении, невозможно без использования многообразных быстро сменяющих друг друга средств ИКТ.[1]

Необходимость овладения навыками анализа и обработки информации обусловлена не только профессиональными функциями и задачами будущего экономиста, но и особенностями обучения в высшей школе экономическим дисциплинам:

запоминанием студентами больших объёмов информации и справочных данных;

экономического прогнозирования;

потребностью в наглядной демонстрации экономических процессов с помощью средств мультимедиа;

необходимостью пользования электронной библиотекой; экономическими информационными системами и базами данных для знакомства с новейшими достижениями экономических наук.[1]

Преимуществами обучения с использованием информационных технологий являются:

доступность для преподавателей и студентов;

возможность работать вне зависимости от места и времени, не зависимо от расписания занятий, послать необходимое сообщение;

возможность контролировать работу студентов и их успеваемость;

возможность применять такие формы обучения, как аудио или видео-лекции, презентации и пр.[2]

Применение информационных технологий в образовательном процессе не только облегчает усвоение учебного материала, помогает улучшить качество образования, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей студентов, а именно:

повышение мотивации студентов к обучению;

активизация познавательной деятельности;

развитие мышления и творческих способностей студентов;

индивидуализация учебного процесса за счет предоставления возможности студентам как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

формирование различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.

Преимущества совершенствования методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области экономических дисциплин определяются тем, что студенты осваивают новый материал в качестве активных участников процесса обучения. Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации, а также у них вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения. Студенты решают сложные практические задачи, анализируют ситуации, которые имеют место в профессиональной деятельности.

Использовать средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе можно, например, для составления презентации, создавая слайд-шоу. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Помимо лекционных занятий, технические устройства используются при закреплении знаний, студенты получают возможность работать в удобном темпе и обращать особое внимание на вопросы темы, которые вызывают затруднения.

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономики не исключает традиционной формы обучения, которая предполагает живое творческое и воспитательное общение. Напротив, способствует созданию новых позитивных факторов (к примеру, значительно повышает эффективность самостоятельной работы), применению новых форм общения с помощью компьютерных сетей. При разработке проектов, презентаций с использованием ИКТ и размещении их в сети Интернет обучающиеся приобретают знания и навыки, которые не сводятся к традиционным репродуктивным.[4]

По результатам опроса студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Экономическое образование»), можно сделать следующие выводы:

на вопрос «Как вы оцениваете использование ИКТ в процессе преподавания экономических дисциплин?», 82% студентов ответили положительно, 10% студентов ответили «скорее да, чем нет», 8% - «скорее нет, чем да), что подтверждает готовность будущих педагогов применять в образовательном процессе средства ИКТ.

По мнению студентов, использование информационно-коммуникационых технологий в процессе обучения позволяет быстро усваивать материал за счет наглядности, дает доступ к большому количеству информации, способствует внедрению новшеств в образовательный процесс.

Будущие педагоги считают, что недостатками использования средств ИКТ являются: трудности в организации учебного процесса, технические сложности работы с оборудованием.

Заключение. Таким образом, исходя из теоретического анализа применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения экономическим дисциплинам, можно сделать следующие выводы о целесообразности их внедрения:

при изложении нового материала средства ИКТ позволяют визуализировать информацию;

при закреплении программного материала появляется возможность применения различных обучающих программ;

в системе контроля и проверки можно использовать программы с тестированием;

в самостоятельной работе студентов применяются энциклопедии, развивающие программы, электронные библиотечные системы и т.д.;

средства ИКТ участвуют в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей студентов.[3]

При обоснованной организации образовательного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся. Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, приобретает все большие перспективы, несут в себе огромный потенциал для развития учебной деятельности.

Список литературы

Николаева Татьяна Петровна Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплин направлений "Экономика" и "финансы и кредит" // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. №5. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompyuternyh-tehnologiy-v-prepodavanii-distsiplin-napravleniy-ekonomika-i-finansy-i-kredit (дата обращения: 21.01.2020).

Челнокова Елена Александровна, Кузнецова Светлана Николаевна, Набиев Рамиль Джабраилович Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №3 (20). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-ekonomicheskih-distsiplin-v-vuze (дата обращения: 22.01.2020).

Ямалетдинова А.М., Медведева А.С. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе // Вестник Башкирск. ун-та. 2016. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 20.01.2020).

Яменко О.П. Информационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9791 (дата обращения: 22.01.2020).

Просмотров работы: 4