ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА НА МОРФО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА НА МОРФО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Антонова Г.Н. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объект исследования: система организации образовательного процесса учреждения интернатного типа

Предмет исследования: факторы, влияющие на адаптацию воспитанников лицея-интерната для одаренных детей.

Цель: выявить условия и факторы успешной адаптации и социализации, оказывающие воздействие на морфо-психофизиологические особенности воспитанников образовательного учреждения интернатного типа в новых социальных условиях проживания.

База исследования – система педагогического сопровождения адаптации подростков в учреждении интернатного типа.

Этапы исследования:

Разработка теоретического обоснования и модели влияния условий проживания на адаптацию подростков в образовательном учреждении интернатного типа.

Разработка методической системы педагогического сопровождения адаптации подростков в образовательном учреждении интернатного типа.

Педагогический эксперимент и его результаты.

Предметом деятельности «Курганского областного лицея-интерната для одаренных детей» является реализация образовательных программ основного общего и среднего общего образования дляодаренных детей, проживающих на территории Курганской области.

Школа-интернат – образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей [2].

Под термином «адаптация» понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды [1].

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Механизмами социальной адаптации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет и т.д.

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Учащимися лицея-интерната являются воспитанники 8-11 классов, поступившие из разных районов Курганской области.

Наибольшее количество учащихся из Кетовского (28 чел.), Юргамышского (19 чел.) и Сафакулевского (14 чел.) районов, из г. Кургана – 13 человек (рисунок 1).

Рис.1- Распределение поступивших по районам области

Рис.2 - Соотношение обучающихся по возрасту

Анализ возрастной структуры воспитанников лицея-интерната для одаренных детей показал преобладание среди них шестнадцатилетних подростков.

Рис.3 – Соотношение возрастных групп внутри классов

В возрастной структуре классов отсутствует однородность.

Одиннадцатые (11а и 11б) классы представлены группировками, состоящими из трех возрастных групп.

Рис.4 – Соотношение обучающихся по половым признакам

В целом, среди обучающихся 8-11 классов преобладают девушки.

Социально-демографическая характеристика семей воспитанников

Рис. 5 - Демографическая характеристика семей

Так, можно предположить, что у подростков 8,9 классов больше полных семей, в которых есть оба родителя, у учащихся 10в класса – скорее всего 1 родитель.

Рис 6 – Характеристика непонных семей

Рис. 7 – Характеристика многодетных семей

Рис. 8 – Характеристика малообеспеченных семей

В целом, проведенный социо-демографический анализ семейного окружения воспитанников лицея-интерната позволил выделить три основных проблемы большинства семей: неполные семьи (с одним родителем), многодетные семьи (с большим количеством разновозрастных детей нетрудоспособного возраста), малообеспеченные семьи, есть дети из приемных семей, есть подросток - инвалид.

Дети из этих семей имеют потребность в социальной адаптации по одной, либо по нескольким причинам сразу.

Все разнообразие проблем воспитанников можно разделить на две группы:

- проблемы, проявляющиеся в биометрических показателях подростков;

- проблемы, проявляющиеся в психофизиологических показателях подростков.

Над решением проблем биометрического характера работают, прежде всего, административно-хозяйственные службы, организующие комфортное проживание воспитанников.

Что касается проблем психофизиологического характера, в этом направлении работает психолого-педагогический коллектив, создающий эмоционально комфортный климат для развития и обучения воспитанников.

Динамика биометрических показателей подростков в период адаптации к проживанию в интернате

В среднем период биометрической адаптации длится 21 день. Как правило, у многих воспитанников он разный. Зависит от многих факторов и условий проживаний.

Если условия проживания приближены к домашним, то воспитанникам комфортнее проживать в корпусах среди своих сверстников.

В течение этих трех недель адаптации медицинский персонал проводит антропометрические измерения (роста, веса). На основании этих данных был подсчитан индекс массы тела.

В результате обработки полученных данных, медицинский персонал дает рекомендации к выполнению физических нагрузок.

Рис. 9 – Процентное соотношение юношей 8 и 9 классов по ИМТ

Результаты анализа показали, что 63,2 % юношей имеют нормальную массу тела, у 31,6 % воспитанника – недостаточная масса тела, 5,2 % имеют избыточную массу тела.

Динамика психофизиологических показателей подростков в период адаптации к интернатным условиям обучения

Результаты самооценка психических состояний

Рис. 10 – Самооценка психических состояний воспитанников

Показатели психического состояния (тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность) находятся в норме у 48- 29 % воспитанников, от 7 до 10 % воспитанников имеют высокий показатель по четырем состояниям.

Склонность к суицидальным реакциям

59 % воспитанников имеют низкий показатель склонности к суицидальным реакциям.

У 31 % воспитанника показатель ниже среднего, у 9 % воспитанников – средний показатель, по 0,5 % воспитанников имеют показатели склонности к суицидальным реакциям выше среднего и высокий (рисунок 11).

Рис. 11 – Склонность к суицидальным реакциям

На формирующем этапе эксперимента реализована методика педагогического сопровождения обучающихся, которая базировалась на создании следующих условий:

психолого-педагогических

1. Гуманизация отношений в системе ребенок-педагог.

2. Обеспечение социально ценной мотивации

3. Эффективная диагностика успешности процесса социальной адаптации подростков и др.

организационно-педагогических

1. Актуализация знаний работников образовательного учреждения об особенностях социальной адаптации подростков разного возраста.

2. Использование игровых методик в организации воспитательно-образовательной и коммуникативно-творческой деятельности.

3. Включение подростков в работу кружков, ориентированных на формирование взаимодействия, сотрудничества взаимопомощи, поддержки и др.

социально-педагогических

1. Стимулирование расширения сферы приложения опыта подростков в воспитательно-образовательной и коммуникативно-творческой деятельности. 2. Создание ситуаций, стимулирующих включение подростков в разнообразные благотворительные акции и др.

Результаты формирующего этапа эксперимента

Нормальные условия проживания, выражающиеся в четко выполняемом режиме питания, учебного труда и отдыха, организации смены видов деятельности (умственная деятельность) и физические нагрузки (занятия физическими упражнениями и спортом) изменили картину биометрических показателей.

Результаты антропометрических измерений

Рис. 12 – Процентное соотношение воспитанников ГБОУ «Лицея-интерната для одаренных детей» по ИМТ

Общее количество воспитанников, обучающихся в ГБОУ «Лицей-интернат для одаренных детей» составляет 175 человек, из них 61,3 % воспитанников имеют нормальную массу тела, у 27,4 % воспитанников – недостаточная масса тела, 6,5 % имеют избыточную массу тела, у 4,8 % - ожирение (рисунок 12).

Динамика психофизиологических показателей подростков

Психо-физиологические качества личности проходят корректировку и изменение в течение длительного времени.

У воспитанников ГБОУ «Лицея-интерната для одаренных детей» очень высокий уровень учебной мотивации. На ее формирование оказывают влияние несколько показателей, в том числе эмоционально-психологический настрой, учебно-познавательный мотив, стремление к творчеству и самосовершенствованию, внешние факторы, в том числе – социальные.

Рис. 13 – Экспресс-диагностика самооценки

Завышенный уровень; 2- Адекватный; 3- Заниженный уровень

Около 55 % воспитанников имеют адекватную самооценку, они умеют правильно оценивать свои возможности и приоритеты. Как правило, такие подростки адаптируются быстрее к новым условиям проживания.

7 % воспитанников имеют завышенный уровень самооценки, порой переоценивают свои возможности.

У 38 % воспитанников – заниженный уровень самооценки, они чувствуют себя неуверенными.

На успешную адаптацию оказывает влияние учебная мотивация, заинтересованность подростков в получении новых знаний, учебный процесс, формы его организации.

Рис. 14– Акцентуации характера воспитанников 10-11- классов

Заключение

Гипертимный тип начинает доминировать среди поведения подростков к концу первого года обучения. Такие подростки выбирают творческую деятельность.

Выявлено, что одно из полагающих особенностей успешной адаптации является эмоциональная среда, в которой находится подросток.

Адаптации у подростков отличаются. Это связано с возрастом, подростки 8-9 классов адаптируются быстрее, чем подростки старших классов.

Так совершенно новый коллектив класса создается из воспитанников 8 класса, а вновь прибывшие подростки старших классов поступают в уже сформировавший коллектив. В этом случае ребята, которые учатся здесь с 8 класса, охотно примеряют на себя роль наставника.

Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив.

Правильно выбранное направление обучения и комфортные условия проживания, соответствующие психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, могут благоприятно сказываться на адаптацию учащихся, несмотря на новые требования, а связанные с периодом адаптации невротические явления будут наблюдаться гораздо реже, эффективность обучения повысится.

Список литературы

1. Бородюк Н. Р. Адаптация. Новое в приспособлении к окружающей среде. М.: «Глобус», 1998. — 88 с.

2. Шипицына. Л.М. Психология детей-сирот. - Новосибирск: наука,1992.

Просмотров работы: 20