ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Коваленко Т.П. 1
1Орловский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий актуальны в современных условиях. При этом очень важным является обеспечение конкурентоспособности производственных предприятий. Решающим условием конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках в условиях рыночной экономики является обеспечение качества товаров и услуг с одновременным поиском резервов снижения затрат.

По мнению М. Портера [5] на основе зависимости между долей рынка и доходностью инвестиций существует два наиболее важных фактора формирования и реализации конкурентных преимуществ:

- уровень издержек;

- уникальность продукции, которая воспринимается потребителем.

Соглашаясь с первым пунктом, стоит отметить, что конкурентные позиции производственных предприятий определяются их способностью производить продукцию высокого стандартизированного качества с затратами меньшими, чем у конкурентов. С позиций концепции управления затратами приведенное выше утверждение можно сформулировать, как необходимость их минимизации без потерь в качестве товара и физическом объеме товарной продукции.

Как известно, существует несколько типов стратегий создания конкурентных преимуществ предприятия, ключевая из которых есть так называемая «стратегия лидерства в издержках (или цены)». При данной стратегии центром внимания предприятия при разработке и производстве продукта являются издержки. Она направлена на становление ниже среднего уровня цен на рынке, снижение издержек производства товара в сравнение с конкурентами. Такая стратегия позволяет создать защиту против сил конкуренции (товары-заменители, новые и действующие конкуренты, посредники и поставщики). Производственной характеристикой фирм, применяющих стратегию «лидера по расходам» является девиз «Никто не сделает это дешевле» [3, с. 125]. Поддерживая мнение В.П. Демидовец [2, с. 118], можем утверждать, что «в соответствии с кривой опыта повышение объемов реализации продукции способствует дальнейшему снижению общих издержек производства и укреплению позиции предприятия как лидера отрасли». На основе проанализированной стратегии представим ее виденье схематично (рисунок 1).

Рисунок 1 – Реализация стратегии лидерства на основе издержек

Разработано автором на основе [2]

Изучая связь «экономии» и конкурентоспособности предприятия, следует отметить, что отдельно от производственных расходов следует контролировать расходы на сбыт и административные расходы. В качестве показателей, которые следует отслеживать, рекомендуется выбрать соответствующие расходы в расчете на единицу реализованной продукции (в разрезе ассортимента) и на 1 руб. товарной продукции. Ответственность за выполнение нормативов сбытовых расходов должна быть возложена на руководителя отдела сбыта, а административных расходов – на директора. Кроме того, руководитель предприятия должен нести ответственность за полную себестоимость изготовленной продукции заставлять его отслеживать расходы по всем центрам ответственности.

Обобщая ранее изложенные результаты исследования, сформируем схему процесса разработки конкурентных стратегий производственных предприятий (рисунок 2).

Рисунок 2 – Процесс управления затратами производственных

Разработано автором на основе [1; 4; 6]

Так, информационной основой принятия решения о стратегических направлениях формирования и удержания конкурентных преимуществ должны стать результаты анализа и оценки конкурентоспособности предприятия и факторов, которые на нее влияют. Обязательным при этом является проведение соответствующего исследования по сравнению с конкурентами.

Таким образом, обоснование выбора тех или иных направлений укрепления конкурентных позиций производственных предприятий осуществляется на базе прогноза потенциального эффекта и возможного роста уровня конкурентоспособности. Такое прогнозирование целесообразно осуществлять на основе исследования математических моделей процесса обеспечения конкурентоспособности субъектов бизнеса на инновационной основе.

В целом же управление затратами связано с повышением конкурентоспособности предприятия за счет сокращения себестоимости продукции.

Как следствие, предприятие сможет устанавливать более низкую, по сравнению с конкурентами, цену на товар аналогичного качества, не сокращая при этом, рентабельность и создавая определенный запас прочности [1]. Существование запаса прочности обеспечивает субъекту рынка ряд преимуществ, которые включают:

1) возможность получения большего, чем у конкурентов, прибыли (в случае установления одинаковых с конкурентами цен);

2) способность удерживать ценовое преимущество за счет сохранения неизменной цены в случае неблагоприятной конъюнктуры на ресурсных рынках;

3) способность удерживать ценовое преимущество за счет реализационной содержание цены в случае неблагоприятной конъюнктуры на рынках сельскохозяйственной продукции.

В основу процесса формирования институтов следует положить принцип экономичности, то есть минимизации затрат (как материальных, так и нематериальных). Поэтому объектом институционализации должны быть только те источники неопределенности, которые существенно влияют на конкурентоспособность. Для этого необходимо:

1) идентифицировать факторы прямого воздействия, которые формируют конкурентоспособности предприятия;

2) выявить факторы опосредованного действия, влияющие на уровень конкурентоспособности, однако не принимают непосредственного участия в формировании;

3) оценить степень и характер действия факторов косвенного воздействия на уровень конкурентоспособности предприятия;

4) на основе полученных результатов, выделить факторы, имеющие действительно существенное влияние;

5) идентифицировать источники неопределенности, характерные для существенных факторов.

Итак, конкурентоспособность предприятия формируется под влиянием конкурентных преимуществ и неопределенности, которые лежат в основе управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования. Рассмотрев основополагающие связующие аспекты конкуренции и расходов, считаем, что в дальнейших исследованиях необходимо конкретизировать методические основы управления конкурентоспособностью в пределах отдельных подпроцессов управления конкурентоспособностью, а именно относительно затрат. Это позволит сформировать систему мероприятий по снижению негативного воздействия неопределенности на конкурентные позиции предприятия.

Список использованных источников

The Interaction of Resources and Labor Productivuty: Scientific background report to the Scoping Study / A. Stocker [et al.]. Vienna : Sustainable Europe Research Institute (SERI), 2015. 204 p.

Демидовец В.П. Базовые конкурентные стратегии. Стратегия лидерства на основе издержек. // Коспект лекций : Тема 4. Электронная библиотека БГТУ. 2014. С. 118-141. URL: https://elib.belstu.by/bitstream/123456789/9973/1/tema-lekcii-4_bazovye-konkurentnye-strategii.pdf

Корецкий М.Х., Дегтяр А.А., Даций А. И. Стратегическое управление: учебное пособие. М .: ЦУЛ, 2007. 240 с.

Матвеева О.Л. Издержки производства как первооснова конкурентоспособности хозяйственной деятельности предприятий. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izderzhki-proizvodstva-kak-pervoosnova-konkurentosposobnosti-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiy

Портер М. Стратегия конкуренции и методика анализа отраслей и деятельности конкурентов. К.: Основы, 1997. 451 с.

Хараджян Л.В. Разработка организационно-экономического механизма и методического обеспечения маркетингового управления конкурентоспособностью корпорации в условиях развивающихся коммуникаций : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет». Краснодар, 2014.

Просмотров работы: 18