Социальная работа с подростками девиантного поведения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальная работа с подростками девиантного поведения

Патрикеева Н.А. 1
1Ульяновский государственный педагогичекий университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы в России массовый характер, что привлекает интерес исследователей в междисциплинарном поле: социологии, медицины, ювенальной юстиции. В РФ с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

В литературе, наряду с понятием «девиантное поведение», встречаются другие термины, характеризующие отклонения поведения: «патологическое», «аморальное», «асоциальное», «делинквентное», «незаконное», «противоправное» поведение. В связи с этим понятие «девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых и психически больных людей, то суживается до социально-психологического, характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц.

Состояния, обозначаемые термином «девиантное поведение», имеют ряд специфических особенностей, которые не позволяют рассматривать нарушенное поведение в одном ряду с «классическими» вариантами психической патологии. При этом всякий раз встает вопрос: являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания, в том числе патологии личности, или это психологическая особенность переходного возраста, дефект воспитания практически здорового подростка? Ответить на этот вопрос однозначно бывает трудно, а подчас невозможно. По мнению авторов Королева В.В., Ковалева В.В., основное отличие заключается в том, что нарушения поведения не являются чисто клиническим феноменом. Выделение их осуществляется на основе оценки социальной значимости совершаемых действий. При совершении антиобщественных действий психические (клинические) отклонения у каждого из участников могут ни в чем не проявляться или даже отсутствовать. Поэтому при наличии пограничной психической патологии вообще нельзя говорить о девиантном поведении как о самостоятельном феномене. Оно должно рассматриваться как одно из проявлений клинических форм патологии личности.

Под девиантным поведением подростков мы понимаем систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности подростка.

В научной литературе существуют различные подходы к классификации причин девиантного поведения в подростковом возрасте. Это обусловлено, прежде всего, тем, что проблема поведенческих отклонений является многоаспектной и исследуется философией, правом, социологией, криминологией, психиатрией, психологией, педагогикой. Каждая из названных наук имеет свои методологические подходы к изучению данной проблемы, свою терминологию, свое понимание механизмов возникновения девиантного поведения подростков. Общепризнанной классификации причин девиантного поведения подростков нет.

На основе анализа научной литературы, учитывая взаимосвязь биологического и социального факторов развития личности, особенности физиологического, психологического развития подростка и специфику среды, мы выделили основные группы детерминант, оказывающих решающее значение на возникновение девиантного поведения подростков, к которым мы отнесли следующие: медико-биологические, социально-психологические, психологические, общие (социальные) причины.

Профилактика и коррекция девиантного поведения представляет собой процесс, направленный на преодоление девиантности молодежи. Следовательно, необходимо выстроить систему факторов, обуславливающих эти процессы, что позволит определить комплекс педагогических условий, необходимых для их осуществления.

Концептуальной основой социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье в нашем исследовании выступила социальная идентичность в концепции социального познания и социального воспитания Г.М. Андреевой.

Содержание учебного пособия отражает современное состояние проблемы девиантности в подростковом возрасте и её решение в педагогической науке и практике. Теоретический анализ проблемы сочетается с практическими выводами автора, поскольку в основу написания некоторых разделов настоящего учебного пособия были положены материалы опытно-экспериментального исследования по данной проблеме.

Заключение. Необходимо создание методической системы воспитательно-реабилитирующей среды отношений, способствующей тому, чтобы стимулы предыдущей среды обитания ослабевали и прежние поведенческие стереотипы сменяли новые формы реагирования и отношений. При этом задачей реабилитационных усилий должно стать формирование стойкого иммунитета к воздействиям асоциальной среды, так как многие воспитанники после выпуска из пенитенциарных учреждений имеют высокий риск возвращения в среду, из которой они поступили. Безусловно, это задачи государственного уровня.

Список используемой литературы

1. Jesse, Russell Девиантное поведение / Jesse Russell. - М.: VSD, 2017. - 504 c.

2. Аддиктивное поведение подростков. - М.: Красико-Принт, 2016. - 128 c.

3. В мире подростка / ред. А.А. Бодалев. - М.: Медицина, 2016. - 296 c.

4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2014. - 240 c.

5. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 119 c.

6. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. - М.: Питер; Издание 3-е, 2015. - 208 c.

7. Зубец, А.Н. Маркетинг на финансовых рынках. Поведение потребителей / А.Н. Зубец. - М.: Приор, 2016. - 176 c.

8. Иванов, Д.Ю. Критическое поведение неидеализированных систем / Д.Ю. Иванов. - М.: [не указано], 2016. - 425 c.

9. Кийосаки, Р.Т. Богатый папа, бедный папа для подростков / Р.Т. Кийосаки, Ш.Л. Лектер. - М.: Попурри, 2015. - 160 c

Просмотров работы: 7