В последние годы государство уделяет большое внимание предупреждению преступности, сокращению ее роста, что, безусловно, правильно и нашло свое отражение в принятии Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1, в отмене многочисленных приказов МВД РФ об определении эффективности работы правоохранителей относительно показателей предыдущих лет. Бесспорным остается лишь тот факт, что предупреждение преступлений возможно лишь путем воздействия на личность предполагаемого преступника.
Изучение статистических данных и криминологических характеристик преступности дает возможность определить основные ее тенденции, что в свою очередь позволяет выделить проблемные направления, оптимально распределить ресурсы или даже модернизировать систему правоохранительных органов, а также эффективно предупреждать разнообразные криминогенные факторы.
В юридической литературе все чаще встречается термин «ситуационное предупреждение преступлений». Данный тип стратегии противодействия преступлениям называют реформаторским (в отличие от эволюционного), поскольку он направлен на нейтрализацию криминогенной ситуации, то есть на совокупность обстоятельств, или условий, способствующих совершению преступлений. Базовым положением этой концепции является то, что вместо того, чтобы рассматривать основные проблемы, которые заставляют людей совершать преступления, ситуационное предупреждение преступности фокусируется на выявлении факторов, которые позволяют совершать преступления, а затем устранять или смягчать эти факторы. Таким образом, концепция по существу доказывает, что широкие модели социального поведения являются результатом того, что отдельные субъекты принимают решения на основе своих собственных предпочтений, а также ограничения, с которыми они сталкиваются, и информацию, доступную в любой конкретной ситуации, используя разум, а не инстинкт для руководства их действиями.
В современном научно-практическом представлении ситуационное предупреждение преступности (SCP) – это криминологическая перспектива, которая направлена на сокращение преступности и которая выходит за рамки системы правосудия. SCP рассматривает уголовное право в более ограничительном смысле, как только часть антикризисных усилий в области управления. Оно требует тщательного анализа конкретных видов преступлений (или проблем), с тем чтобы выявить ситуационные факторы, способствующие их совершению. Затем разрабатываются методы вмешательства, для того чтобы манипулировать связанными ситуационными факторами. Теоретически этот подход уменьшает преступность, делая невозможным совершение какого-либо криминального действия, независимо от мотивации или намерения преступника. Таким образом, фокус SCP отличается от фокуса других криминологических теорий, поскольку оно направлено на сокращение возможностей для совершения преступлений, а не на наказание или реабилитацию преступников.2
Под профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних понимается совокупность мер, разрабатываемых государственными органами, учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению всех видов девиантного поведения, а также разработку конкретных мероприятий по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних.3
Меры предупреждения девиантного поведения среди несовершеннолетних должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, улучшение социальной среды, повышение занятости молодежи. Считаем, такие меры должны быть направлены как на предупреждение правонарушающего поведения непреступного характера и преступности в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетия. «Профилактика девиаций у несовершеннолетних должна быть обучающе-воспитывающей».4
В специальной литературе применительно в преступности к целом, выделяются следующие меры по предупреждению преступлений5:
1. Законодательное закрепление предупреждения преступности:
- на дошкольном, школьном и иных образовательных уровнях: путем введения института кураторства, классного руководства или наставничества, когда с юной личностью, еще до ее формирования, будут проводить соответствующие профилактические беседы. Поскольку указанные беседы должны быть системными и неформальными, педагоги всех уровней в обязательном порядке должны проходить соответствующее обучение путем повышения квалификации. Важнейшим фактором является ответственное отношение педагогов к исполнению своих профессиональных обязанностей, в том числе и в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Так, в суде рассматривалось дело по факту увольнения воспитателя детского дома. Директором детского дома проведена служебная проверка по факту самовольного ухода воспитанников. На основании акта проверки предусмотрено применить к воспитателю З. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а именно за несоблюдение Порядка действий сотрудников ГБУ «Далматовский детский дом» в случае самовольного ухода несовершеннолетнего из детского дома и оставление двоих воспитанников детского дома без контроля, дисциплинарное взыскание – увольнение по п. 5 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Ненадлежащее исполнение воспитателем должностных обязанностей по профилактике преступности несовершеннолетних и совершения подростками преступлений в состоянии алкогольного опьянения, предупреждения повторной и групповой преступности подростков, исполнения законодательства, направленного на профилактику самовольных уходов подростков из учреждения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проверки режима является серьезным дисциплинарным проступком;6
- на медицинском уровне: поскольку известно, что девиантное поведение лица свидетельствует об отклонениях в его воспитании, возможно, и в психическом развитии, выявление указанного поведения у личности должно быть на первоначальном его этапе, то есть при посещении педиатров по месту жительства и учебы, в последующем и участковых терапевтов;
- на правоохранительном уровне: путем профилактики проступков как среди юного населения, так и уже состоявшихся взрослых лиц путем участия в школьных собраниях, собраниях жильцов многоквартирных домов, проведения приемов граждан участковыми уполномоченными полиции, подворных обходов, проведения профилактических бесед и выявления лиц, склонных к совершению противоправных действий, а также принятия мер к изменению их образа жизни.
Кроме того, необходимо предусмотреть персональную ответственность должностных лиц за предупреждение преступлений на административных участках путем прокурорского реагирования по выявлению причин и условий совершенных преступлений, а также принятых мер по их предупреждению. И такая работа ведется.
Начальник ОМВД И. был освобожден от занимаемой должности. В ходе инспекторской проверки, дополнительной проверки и контрольной проверки, отмечено ненадлежащее уделение внимания начальником ОМВД И. профилактике преступности несовершеннолетних (ОМВД имеет самую низкую из всех территориальных органов эффективность по количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними. Из 84 выборочно проверенных дел (54 – на родителей, 30 – на несовершеннолетних), в 54 (38 – на родителей, 16 – на несовершеннолетних) информация об их изучении в начальником ОМВД И. отсутствует (согласно п. 48 Инструкции, утвержденной приказом МВД России начальник территориального органа должен изучать дела на лиц, состоящих на профилактическом учете, не реже одного раза в полугодие). В составленной справке приведены примеры не надлежащего исполнения И. своих обязанностей: в деле на родителя В., заключение о постановке ее на профилактический учет в ПДН и заведении дела начальником ОМВД И. не утверждено. Аналогично, И. не утверждены заключения о постановке на учет родителей А. и Б., а также несовершеннолетнего А. Неоднократно (в ходе инспекторской проверки, проверки, проведенной в ходе промежуточного контроля, по результатам контрольной проверки) отмечались недостатки в организации работы попрофилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Более половины учетно-профилактических дел на несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, и учетно-профилактических карточек на родителей И. не изучал, письменных указаний не давал.7
2. Борьба с истоками преступности, пьянством и наркоманией – путем устранения очагов производства и распространения нелегального алкоголя, наркотиков и психотропных веществ, выявления мест сбора антисоциальных элементов – притонов.
Разрешение указанной проблемы возможно лишь путем установления мест совершения указанных преступлений (изготовление и сбыт алкоголя и наркотиков), внесения указанных мест в единый реестр неблагополучных мест населенных пунктов, их систематического посещения правоохранительными органами совместно с муниципальными властями, решения вопроса в судебном порядке о принудительной госпитализации таких лиц для прохождения медицинского обследования и лечения.
3. Проведение плановых и внеплановых проверок криминогенных бытовых зон (общежитий, коммунальных квартир, бараков (притонов)), где жильцы ведут антиобщественный образ жизни, а также собираются ранее судимые.
Указанные проверки должны быть не разовыми или запланированными в одном субъекте, а постоянными и проводимыми на территории всей Российской Федерации с постановкой выявленных лиц, ведущих аморальный или преступный образ жизни, на профилактический учет для осуществления дальнейшего контроля, а также выполнения ими общественно полезного труда.
4. Формирование, развитие (восстановление утраченной) системы внештатных помощников участковых уполномоченных полиции.
Следует отметить, что формирование указанного института получит широкую поддержку среди населения, поскольку оно поможет принимать непосредственное участие в предотвращении преступлений в своем городе, квартале, дворе, доме. Указанная система должна брать свое начало с подготовки школьных кадров путем формирования школьных дружин во время проведения праздничных мероприятий на территории муниципалитетов, в школах, во дворах, с привлечением к указанным дружинам наиболее правопослушных и пользующихся уважением граждан, а также граждан, склонных к совершению противоправных действий, с целью выявления персональной ответственности личности. Далее возможно установление старших (ответственных) лиц по многоквартирному дому, при возможности по подъезду, обязательное общение с ними, информирование их о криминогенной обстановке в районе места жительства.
5. Совместное формирование органами внутренних дел и местного самоуправления общественных объединений правоохранительной направленности. Названная форма участия граждан в охране общественного порядка закреплена в ст. 11 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».8 Такие лица объединяются в добровольные самоуправляемые образования, которые не только участвуют в мероприятиях по обеспечению сохранности имущества, но и своевременно реагируют на хулиганские действия граждан.
Предупреждение преступности несовершеннолетних невозможно без системной работы, направленной на выработку у населения нетерпимости к антиобщественным проявлениям. Такая работа должна включать:
1.Введение государственной идеологии, учитывающей интересы различных групп населения. Запрет на государственную идеологию вызван тем, что государство пытается избежать столкновений и раскола по идейным вопросам между разными социальными группами и старательно избегает формулировать вообще какую-либо конкретную идеологию. Однако, ссылаясь на положительный опыт Советского Союза, можно утверждать, что вполне реально учесть интересы представителей различных социальных групп и сформулировать единую национальную идею в многонациональном государстве. Россиянам нужна идеология, ведущая Россию к великому будущему, идеология, способная дать России великую перспективу, определив при этом ее первенствующую роль в мире. Только единая идеология, учитывающая интересы различных народностей нашей страны, способна сплотить российское общество, выступая одним из инструментов минимизации преступности в стране.9
Повышение нравственности в обществе позволит снизить количество преступлений против половой неприкосновенности, половой свободы личности, а также против жизни и здоровья. Повышения нравственности можно достичь путем активной пропаганды семейных ценностей и целомудрия, духовного развития, блокировки интернет-ресурсов и аккаунтов, содержащих материалы эротического и порнографического характера.
2.Повышение престижа образования и труда. Для работы в данном направлении необходима организационная и воспитательная работа. В первую очередь необходима активная пропаганда образования и труда на примере выдающихся политических деятелей, деятелей культуры и науки и других, с помощью которой удастся разъяснить населению, что только с помощью усердной работы можно достичь личной удовлетворенности и финансового благосостояния. Также необходимо обеспечить доступность образования для всех желающих путем увеличения числа бюджетных мест и введения специальностей, пользующихся особым спросом в современных условиях.
Уважение к труду следует прививать еще со школьной скамьи. Трудовое воспитание несовершеннолетних ставит перед собой такие задачи, как реабилитация несовершеннолетних и адаптация к окружающей среде, воспитание личности (выработка новых личностных качеств: стрессоустойчивость, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность, умение рационально организовывать и использовать свой потенциал и свое время).
3.Строгий отбор претендентов на замещение должностей сотрудников правоохранительных органов поможет существенно улучшить кадровый состав. Обязательным требованием должно быть наличие высшего юридического образования и безупречные моральные качества (воспитанность, честность, справедливость, смелость, ответственность, патриотизм). Сотрудник правоохранительных органов должен вызывать уважение и доверие у граждан, быть кумиром у несовершеннолетних. Тем самым повысится престиж правоохранительных органов в обществе. Только сотрудники, обладающие необходимыми моральными качествами и высоким образовательным уровнем, способны эффективно противодействовать преступности.
4.Минимизация влияния криминальной субкультуры на общество. Влиянию криминальной субкультуры в большей степени подвержена молодежь, поэтому меры профилактики распространения рассматриваемого явления необходимо разрабатывать с учетом возрастных особенностей целевой аудитории. Для профилактики распространения криминальной субкультуры в молодежной среде необходимо применять комплексный подход, предполагающий:
1) воспитание у подростков таких психологических свойств, которые помогут им противостоять криминальной идеологии. Это должны быть такие свойства как позитивная, устойчивая и адекватная самооценка и соответствующее отношение к другим людям, внутренний самоконтроль, способность оценивать свои успехи или неудачи через внутренние факторы, саморегуляция в тяжелых жизненных обстоятельствах, способность к коммуникации, определению перспективы будущего, эмоциональный интеллект;
2) усиление ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных и преступных действий. Как показывает изученная нами судебная практика, более половины преступлений несовершеннолетних совершено ими под влиянием старших по возрасту лиц;
3) необходимо ввести цензуру в отношении информации, содержащей пропаганду и романтизацию атрибутов криминального мира;
4) обеспечить доступность досуга несовершеннолетним (введение бесплатных кружков и секций, вовлечение несовершеннолетних в общественную жизнь);
5) государство должно осуществлять поддержку социальных проектов, способствующих формированию у молодежи правовой культуры и правосознания, активной гражданской позиции и законопослушного поведения. Например, имеющийся проект «АнтиАУЕ» целесообразно направить на группы несовершеннолетних, уже подверженных влиянию движения АУЕ, с целью недопущения «рекламы» данного сообщества среди законопослушных граждан.
Немаловажным предупредительным фактором, на наш взгляд, является обеспечение неотвратимости ответственности. Следует обеспечить немедленное и строгое реагирование на любой проступок (в том числе и преступление), впервые совершенный несовершеннолетним.
Таким образом, необходимо отметить, что преступность несовершеннолетних является актуальной, глобальной проблемой для России, ее значимость возрастает с каждым днем. Происходят регрессии в совершаемых преступлениях, степень совершаемых преступлений все тяжелее, возраст правонарушителей все меньше, огромное разнообразие соблазнов для совершения противоправных действий. Раскрепощается целая криминальная субкультура среди молодежи России. Решение данной проблемы лежит в комплексе мер, нацеленных на истребление факторов, способствующих росту преступности, необходимо воспитывать не только подростков, но и само общество.
1 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 28 июня.
2Тищенко Е.В., Саядова А.С. Технологические инновации в области профилактики преступности: тенденции и риски // Российский следователь. 2019 .№ 5. С. 44.
3Дворянсков И.В., Панфилов Е.Е.Состояние и проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 5. С. 23.
4 Вилкова А.В. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. №2. С. 28.
5Яковлев Д.Ю. Быть или не быть предупреждению преступлений // Российский судья. 2018. №9. С. 43.
6 Решение № 2-323/2017 2-323/2017~М-247/2017 М-247/2017 от 3 августа 2017 г. по делу № 2-323/2017 // https://sudact.ru/regular.
7 Решение № 2-920/2017 2-920/2017~М-138/2017 М-138/2017 от 1 сентября 2017 г. по делу № 2-920/2017// https://sudact.ru/regular.
8 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ«Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета. 2014. 4 апреля.
9 Бочкарева Е.В. Основные направления противодействия самодетерминации преступности в целях ее минимизации // Юрист. 2019. № 7. С. 22.