Слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или же психическую целостность человека (группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, наказание и бандитское нападение, упреки и убийство. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие виды агрессивных действий подлежат регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия. Как и в любой другой области человеческого познания, проблема агрессии упирается в поиски наиболее выразительного и адекватного определения основного понятия.
Понятие aggredi (агрессивный) происходит от слова adgradi, которое означает gradus - шаг, ad - на, то есть получается «двигаться на», «наступать».
Агрессивность – психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях. Может проявляться как психический процесс или состояние, но может быть свойством личности и даже чертой характера как результат недостаточного воспитания или симптом психического заболевания [1, с. 9].
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Учеными отмечено, что юноши более склонны к проявлению агрессивности, чем девушки, и это объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивным формам поведения (настойчивость, активное, напористое поведение, не боящееся конфликтов) поощряется у юношей, а у девушек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девушкам с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.
Выделяются следующие виды агрессии:
физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта;
вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
прямая агрессия - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;
косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения личной цели;
враждебная агрессия - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;
аутоагрессия - агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты от чьих-то агрессивных действий.
Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением[1, с. 23].
Агрессивные действия выступают в качестве:
средства достижения значимой цели;
способа психологической разрядки;
способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Модели агрессивного поведения дети приобретают в первую очередь от родителей, или от лиц, замещающих родителей, иными словами в семье. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр со сверстниками. И ещё одним источником научения агрессии считаются символические примеры, такие как новости, современные фильмы, где весь сюжет завязан либо на драках, либо на войне [2, с. 98] .
Агрессивность определяет не только нынешнее положение ребёнка в системе общественных связей и отношений, её влияние на развитее личности носит более долгосрочный характер. Исследования показывают, что агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей. Так установлено, что дети отличающиеся высоким уровнем агрессивного поведения и тенденцией к избеганию социальных контактов, в дальнейшем испытывают затруднения в учебной деятельности, слабо успевают в школе, имеют низкий уровень интеллектуального развития, плохо адаптируются. Трудности, которые испытывают такие дети, объясняются характерным для них отрицательным самовосприятием, преувеличением, торможением активности. Агрессивное поведение в детском возрасте оказывает влияние не только на отношение ребёнка с окружающей действительностью, но и определяет развитее всей его личности, различных её сторон [3, с. 132].
Подводя итог своей работы, хотелось бы вкратце остановиться на важных моментах выбранной темы. Во-первых, из определений агрессии, агрессивного поведения и агрессивности понятно, что эти понятия не одно и то же. Под агрессией подразумевается и само чувство, зарождающееся в нас в силу каких-то причин, и наши действия, которые являются следствием переживания этого чувства, при этом наши действия могут быть разными, например, в одной и той же ситуации разные люди будут вести себя по-разному. Отсюда вытекает и определение агрессивности – это свойство нашей личности. А так как это свойство личности, а все личности отличаются друг от друга, значит, и их поведение будет различным. Уровень агрессивности у всех разный. Ведь кого-то можно назвать агрессивной личность, а про кого-то говорят, что он очень спокойный. Что же касается агрессивного поведения, то это различные действия человека, вызванные состоянием агрессии.
Опасность агрессивности заключается в том, что это усвоенный стиль поведения, если так можно выразиться. В этой связи важно отметить, что именно с воспитанием ребенка закладывается модель его поведения, и агрессивность во взрослой жизни является следствием усвоения, тех моделей поведения, которые были примером у ребенка. Поэтому и говорить не приходится о том, что негативный пример нельзя допускать при воспитании и по возможности ограничивать воздействие фильмов и новостей, носящих агрессивных характер, которые могут сформировать у ребенка представление о том, как надо себя вести [4, с. 204]
Библиографический список:
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов – М.: Высшая школа.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пестолоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.И. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989.
Замковой В.И., Филатов М.Н. Философия агрессии / В.И. Замковой, М.Н. Филатов – Алма-Ата: Казахстан, 1981.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс – СПб.: Питер Ком, 1999.