ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овчинникова А.В. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последнее десятилетие в современной физиологии, психологии и педагогике центральной идеей является ценность любой человеческой личности во всей её широте физических, психических, и духовных возможностей и ограничений.

В связи с этим актуальным становятся задачи более полного раскрытия потенциальных возможностей человека, что невозможно без обеспечения всей полноты его здоровья, как основополагающего фактора полноценной жизни, иного творческого потенциала и работоспособности.

Вместе с тем современное подрастающие поколение испытывает серьезные проблемы со здоровьем: это дисфункция в психологической, социальных сферах, а также общее иммунной защиты и нарушений.

Растущая психоэмоциональная нагрузка, гиподинамия, общий психический и социальный дискомфорт, антипедагогический и антикультурный характер находит отражение во многих материал СМИ.

Практически во всех регионах России (включая Кузбасс с его техносферной специализацией) в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников и 85% студентов имеют хронические заболевания. Среди них на третьем месте стоят заболевания дыхательной системы.

Современные представления о функциональных возможностях кардио-респираторной системы базируются на достаточно многочисленных исследованиях, выполненных в нашей стране и за рубежом (П.Д. Горизонтов, В.Л. Карпман, Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова, А.С. Солодков, Д. Морман, Л. Хеллер, А.В. Муравьёв, В.Б. Яковлев, Ю.М. Поздняков и др.).

Проблема укрепления функции внешнего дыхания изучается достаточно давно, что проявляется в разнообразии дыхательных тренингов, наиболее известными из которых являются: голотропное дыхание (С. Гроф), «ребефинг» (Л. Орр), вайвэйшин (Д. Леонард, Ф. Лаут), свободное дыхание (С.С. Всехсвятский), циклическое дыхание (Э.В. Жданова, В.В. Козлов), вобравшие в себя наиболее эффективные аспекты различных дыхательных технологий.

Дыхательные упражнения применяются при лечении эндогенных депрессий, фобий, навязчивых состояний и других расстройств, в качестве профилактики инфекционных заболеваний (И.С. Добронравова, С.А. Гордеев, Н.Е. Свидерская, О.И. Горбатов, Т.А. Королькова, Н.Н. Любимов, Н.Е. Свидерская, А.Г. Смирнов, Е.А. Корсаков).

Несмотря на определённые успехи в применении дыхательных упражнений в медицине, наблюдается ограниченность видов упражнений, применяемых в системе образования.

Таким образом, проблема исследования: Каковы педагогические условия использования дыхательной гимнастики как средства укрепления здоровья у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: Выявление и экспериментальное подтверждение эффективности педагогических условий использования дыхательной гимнастики как средства укрепления здоровья у детей дошкольного возраста.

Объект: Процесс укрепления здоровья у детей дошкольного возраста.

Предмет: Педагогические условия использования дыхательной гимнастики как средства укрепления здоровья у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Укрепление здоровья у детей дошкольного возраста с помощью дыхательной гимнастики будет более эффективным если реализуются следующие педагогические условия:

- соблюдается принцип систематичности и последовательности в применение дыхательной гимнастики;

- занятия проводятся в соответствии с актуальным уровнем развития дыхательной системы дошкольников;

- дошкольники будут вовлекаться в разные виды деятельности с использованием дыхательных упражнений.

Задачи:

1. Теоретически обосновать применение дыхательной гимнастики для укрепления здоровья у детей дошкольного возраста.

2. Выявить педагогические условия использования дыхательной гимнастики как средства укрепления здоровья у детей дошкольного возраста

3. Составить на основе методической литературы комплекс дыхательной гимнастики

4. Экспериментально подтвердить эффективность комплекса дыхательной гимнастики для укрепления здоровья у детей дошкольного возраста

В исследование нами применялись следующие методы научного исследования:

- теоретические (анализ, дедукция, синтез, сравнение, и обобщение);

- эмпирические (педагогический эксперимент, физиологическое исследование: жизненная ёмкость лёгких, экскурсия грудной клетки, анализ заболеваемости);

- математическая обработка материалов исследования.

Рассмотрев теоретические основы процесса укрепления здоровья дошкольников с помощью дыхательных упражнений, можно отметить, что существует большое многообразие понятий здоровья, в литературе продолжают появляться весьма спорные утверждения. Мы остановились на определении Всемирной Организации Здравоохранения. «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не отсутствие болезни».

Немаловажная роль в приспособлении организма к окружающей среде принадлежит дыхательной системе. В литературе встречается большое число разных методик по развитию дыхательной системы, но мы выделили только те, которые можно использовать в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Выполнение дыхательной гимнастики имеет две главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы и через воздействие на дыхательную систему вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям.

Дыхательная гимнастика должна соответствовать основным условиям:

- соблюдаются санитарно-гигиенические правила,

- учитывается актуальный уровень развития дыхательной системы,

- используемые дыхательные упражнения разнообразны,

- дошкольники вовлекаются в разные виды деятельности с использованием дыхательных упражнений.

Для диагностики эффективности дыхательной гимнастики мы выбрали три критерия:

1. Экскурсия грудной клетки;

2. жизненная емкость легких ДЖЕЛ и ФЖЕЛ

3. количество простудных заболеваний.

Так как, дыхательные упражнения лучше проводить по 20 минут каждый день, чем по часу 2 раза в неделю, то вся физкультурно-оздоровительная работа должна включать данный вид упражнений.

Предполагается проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в режиме дня: утренняя гимнастика, восстановление дыхания после интенсивной физической нагрузки (подвижные игры, соревнования и т.д.), оздоровительные целенаправленные занятия.

На спортивных соревнованиях, эстафетах - упражнения на развитие дыхательных мышц (бег, прыжки, надувание шаров, перегонка кораблика по воде с помощью воздуха и т.д.).

Родителей будем просить одевать на детей мягкую, свободную, не сковывающую движений одежду.

Упражнения разбиты на три ступени (по рекомендации Темкина, Шейнбергина и Аникеева). Только после полного усвоения упражнений одной ступени можно переходить к изучению упражнений другой ступени. 1 и 2 ступень обучения предусматривает по 10-12 занятий, третьей ступени - 30-35 занятий.

Упражнения 1 ступени отличаются обучением ритмичному дыханию.

Упражнения 2 ступени предусматривают обучение произвольному изменению ритма, темпа и амплитуды дыхательных движений.

Упражнения 3 ступени - это освоение навыков дыхания в условиях повышенной нагрузки, выработка правильного дыхания при выполнении бытовых и профессиональных нагрузок. Занятия предусматривают дыхательную гимнастику во время длительных прогулок, спортивных упражнений или игр и т.п.

Список использованной литературы

1. Агаджанян, Н.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья
[Текст] / Н.А. Агаджанян, А.И. Труханов, Б.А. Шендеров. - Москва: Педагогика, 2012. - 67с.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - Москва: Высшая школа, 1975. - 345с.

3. Баевский, P.M. Концепция физиологической нормы и критерии
здоровья [Текст] / P.M. Баевский // Российский физиол. журн. им. Сеченова. - 2003. -Т. 4. - № 89. - С. 473-487.

4. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и
проблема восстановительной медицины / P.M. Баевский, А.Л. Сыркин и др. //Вести, восстановительной мед. - 2014. -№ 2. - С. 18-22.

5. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний [Текст] / P.M. Баевский, А.П. Берсенева. - Москва:
Высшая школа, 1997.- 432с.

6. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. - Москва: Педагогика, 2009. - 165 с.

7. Быков, А. Т. К вопросу о методологических аспектах здоровья [Текст] / А.Т. Быков, Ю.Е. Маляренко // Вестн. восстановительной мед. -2014. - №1.-С. 9-13.

8. Вайнабаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта [ Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнабаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.

9. Войтенко, В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию [Текст] / В.П. Войтенко. - Киев: Инто, 2013. - 453с.

10. Горизонтов, П.Д. Гомеостаз, его механизмы и назначение [Текст]: учебник/ Под редакцией П.Д. Горизонтова. -Москва: Высшая школа, 1981. - 5-28 с.

11. Григорьев, A.M. Здоровье и космос [Текст]/ A.M. Григорьев, P.M. Баевский . -Москва: Просвещение, 2001. - 348с.

12. Дмитриева, Н.В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма [Текст] / Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев. - Москва: Просвещение, 2000. - С. 34-56.

13. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. – Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

14. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст] / Э.М.Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - Москва: Владос, 2012. - 352с.

15. Пахомова, Л.Э. Физическая активность и распространенность вредных привычек у школьников [Текст]/ Л.Э. Пахомова, Е.С. Николаева// Физическая культура, воспитания, образования, тренера. – 2015. - №2. – С. 20 - 23.

16. Самиров, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: учебник / В.М. Самиров, В.И. Дубровский. - Москва: изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2002. - 608с.

17. Сомедков, А.С. Физиология человека [Текст]: учебник/ А.С. Сомедков, Е.Б. Сологуб. – Москва: Олимпия пресс, 2005-528с.

Просмотров работы: 77