Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает приобретение детьми опыта двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма. В работах Ю.Ф. Змановского, Е.Н.Вавиловой, Моргуновой О.Н. и др. специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста особый акцент сделан на проблеме формирования осанки как одной из первостепенных задач физического воспитания детей дошкольного возраста, как одном из важных обязательных показателей здоровья детей дошкольного возраста.
Тем не менее, многие ученые отмечают: высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность ; переуплотнённость групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно- профилактическая работа; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы, отсутствие системы работы по формированию правильной осанки.
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качества окружающей среды, степень развития медицинской помощи, в конечном счете, отношение государства к проблемам материнства и детства. Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений важная характеристика качества системы дошкольного образования. В связи с этим формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма одна из основных проблем в современном обществе.
Проблема - каковы педагогические условия формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по средствам физических упражнения
Объект – процесс формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Предмет - педагогические условия формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по средствам физических упражнения
Цель - выявление и экспериментальные подтверждения эффективности педагогических условий формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по средствам физических упражнений
Гипотеза – процесс формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста по средствам физических упражнений будет эффективным, если реализуется следующие педагогические условия:
- разработан и реализуется комплекс физический упражнений по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста
- осуществляется целенаправленное обучение детей дошкольного возраста, контролю над правильной осанкой
- осуществляется совместная работа образовательной организации и семьи по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста
Задачи
- выявить теоретические основы формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста
- составить на основе методической литературы комплекс физический упражнений по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста
- экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по средствам физических упражнения
Методы исследований – теоретические (теоретика – методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных) и эмпирические (наблюдение, анкетирование родителей, изучение медицинских карт детей дошкольного возраста, математическая обработка результатов исследования).
В толковом словаре русского языка В.И. Даля (1979), написанным в середине ХIХ века осанка трактуется как внешность, манера держать свою фигуру, стройность и представительность в складе фигуры; осанка - это стан, строй, склад тела, общность приемов и всех его движений, которые должны выявить прежде всего красоту тела. Такая трактовка подразумевает оценку осанки не только и не столько осанку стоящего человека, как обычно трактуют учебники ортопедии и анатомии, но и стоящего, идущего, бегущего и даже плывущего человека, а также находящегося в положении лежа. В конечном итоге все двигательные навыки, как бытовые и профессиональные, так и спортивные по сути также основываются на осанке. Правильная осанка позволяет выполнять движения значительно более продолжительное время без утомления. К большому сожалению, наследие В. И. Даля не используется в полном объеме. Так, в современном толковом словаре русского языка осанка человека трактуется значительно уже и просто характеризует положение корпуса (А. П. Евгеньева, 1982). Немудрено, что нивелирование толкования осанки коснулось и характеристики медицинской осанки. В словаре медицинских терминов существует следующее определение: «Осанка - это поза непринужденно стоящего человека без лишнего напряжения мышц, т.е. привычная поза стоящего человека» (М. В. Волков, 1980).
По определению И.Д. Ловейко (1982), осанка ребенка является динамическим стереотипом, т.е. комплексом выработанных и взаимообусловленных условных и безусловных двигательных рефлексов. Она может улучшаться в процессе специальных занятий физическими упражнениями, но она способна и ухудшиться при нарушении стереотипа, например при изменении режима, в связи с поступлением в школу, в период полового созревания и т. д. Формирование неправильной осанки может быть следствием слабого развития ребенка.
В.Н. Фокин под осанкой понимает привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.
Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.
Ведущими факторами, определяющими осанку, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Осанка в значительной степени характеризуется рефлекторной активностью функционально связанных между собой мышечных групп, определяющих стабильность позвоночного столба.
Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, особенностей условий труда и быта, нарушений деятельности и строения организма, оставляемые некоторыми болезнями, особенно переносимыми в раннем детстве. Все эти моменты могут быть как непосредственными причинами, так и предрасполагающими факторами образования тех или иных отклонений в строении организма и характере всей двигательной деятельности.
Оценка осанки складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, выраженности изгибов позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Большое значение имеет вертикальная ось тела, которая составляет линию, проходящую в норме от макушки через наружное отверстие слухового прохода, по заднему краю нижней челюсти, по переднему краю плечевого сустава, через тазобедренный сустав, по переднему краю коленного сустава и спереди от наружной лодыжки. Необходимо держать туловище прямо, не наклоняясь вперед и не откидываясь назад.
При правильной осанке создаются оптимальные условия для нормального функционирования отдельных систем и всего организма, и при этом удержание тела в вертикальном положении происходит с наименьшей тратой энергии. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника; расположением осей головы и туловища по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, в положении разогнутых тазобедренных и коленных суставах. Имеется средняя выраженность шейного, грудного и поясничного изгибов позвоночника, умеренно развернутые и слегка опущенные надплечья, симметричные и не выделяющиеся лопатки. При этом линия остистых отростков позвонков занимает среднее положение. При правильной осанке максимально выражены "пружинные" амортизирующие свойства и сопротивляемость позвоночника статико-динамическим воздействиям во время движения.
Позвоночник должен иметь равномерно волнообразный вид, что является основным моментом, так как кривизны, по законам биомеханики, придают позвоночнику устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия. Благодаря компенсаторным изгибам позвоночника масса тела распределяется почти равномерно между передней и задней половинами тела. Распределение правой и левой половин тела также одинаково вследствие более или менее совершенной симметрии тела. При свободном удобном стоянии нормально сложенного человека плечевой пояс располагается прямо над тазом, таз - прямо над стопами.
Исходя из этого, факторы, определяющие осанку можно разделить на несколько групп:
1. Длина и форма конечностей. Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец - это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.
2. Угол наклона таза - угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-600, у мужчин - 50-550. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.
3. Положение и форма позвоночника. В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной (норма 20-400 с вершиной на уровне Th6- Th7) и крестцово-копчиковый кифозы (норма 300), шейный (с вершиной на уровне C5-C6) и поясничный лордозы (с вершиной на L4, на уровне LV-SI эта линия образует угол в норме составляющий 1350). Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет [23].
4. Положение лопаток. В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.
5. Степень развития мускулатуры и физическое состояние. В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие - к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая мышца бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого - 35 - 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.
6. Наличие хронических болезней. Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.
Нормальная осанка характеризуется мобильностью, то есть не застывшим положением позвоночника, - а большим разнообразием его положений, которые он принимает для выполнения жизненной программы: наклоны, повороты, разгибания и т. д. Соответственно, и органы также часто меняют свои характеристики, что делает мобильным весь организм. При этом человек может активно переключаться с одного вида деятельности на другой и меньше устает.
При осмотре спереди у ребенка, имеющего нормальную осанку, определяется строго вертикальное положение головы: подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край глазниц и козелки ушей, горизонтальна. Линия надплечий - горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (шейно-плечевые), - симметричны; грудная клетка не имеет западений или выпячиваний; брюшная стенка - плоская, равномерно или умеренно выпуклая, пупок находится на средней линии.
При осмотре сзади - лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы - на одной горизонтальной линии. На одной горизонтальной линии будут также ягодичные складки и подколенные ямки; симметричны треугольники талии, гребни подвздошных костей и подмышечные впадины. Остистые отростки позвонков должны располагаться строго по средней линии. При осмотре осанки следует обратить внимание на подъягодичные складки, подколенные складки, лодыжки и пятки. Эти ориентиры помогут выявить разницу в длине ног.
При осмотре сбоку - грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, угол наклона таза находится в пределах 35-550 (он меньше у мальчиков и мужчин).
Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.
Практически правильную осанку можно наблюдать, поставив ребенка спиной к ровной вертикальной поверхности и у него затылок, лопатки, ягодицы, задняя поверхность икроножных мышц и пятки должны касаться этой поверхности. Представление о нормальной осанке дает также положение человека у ростомера при измерении роста стоя.
Осанка привычная, которую принимает туловище, стремясь удержать выпрямленное положение без особого мышечного усилия. Привычная осанка занимает среднее место между расслабленной и выпрямленной (напряженной), о которых будет сказано ниже. Чем больше привычная осанка приближается к выпрямленной, тем привлекательнее и красивее она кажется, чем ближе к расслабленной, тем больше склонны мы считать ее нарушенной. Привычная осанка вырабатывается с годами в период развития ребенка путем упражнений, автоматизирующих ее, поэтому привычную осанку называют также автоматической.
При мышечном утомлении, пониженном внимании и уменьшенном мышечном тонусе возникает расслабленная осанка покоя, при которой грудной кифоз и поясничный лордоз усиливаются, грудная клетка кажется уплощенной, живот выпяченным. Туловище в вертикальном положении стабилизируется пассивными тормозами связками и костями. Решающим при осанке покоя является снижение мышечной работоспособности, поэтому ослабленная осанка не ограничивается дряблостью мышц туловища и дополняется вальгусной стопой, переразгибанием суставов, увеличением наружного отклонения голеней. Меняющееся напряжение и преходящие повышенные психические нагрузки отражаются на осанке, отягчая ее. Если мышечная слабость с возрастом не выравнивается, то нестойкие изменения могут фиксироваться и расслабленная осанка покоя делается стойкой.
Осанка неустойчивая типична для детей с ослабленным здоровьем. Она приближается к осанке покоя, при которой туловище удерживается не мышечным напряжением, а связочным аппаратом и костными тормозами. Смена данных осмотра отличает неустойчивую осанку от осанки покоя. К увеличенным кифозу и лордозу может присоединиться боковое искривление позвоночника, меняющееся в направлении и степени, наклон позвоночника то вправо, то влево - осаночное боковое искривление.
Особенности осанки связаны, с одной стороны, с конституциональными условиями, с другой - с активной деятельностью мышц, находящихся под контролем психического состояния ребенка. Таким образом, осанку человека нельзя считать чисто соматическим показателем, мерилом состояния его тела. Она является в известной степени также показателем психических особенностей человека. Хорошо известна плохая осанка слабоумных.
Для сохранения нормальной осанки в процессе развития и роста, решающее значение имеют не размеры и сила мышц, а в большей степени адекватное соотношение мышечного тонуса, тяги и динамического стереотипа между антогонистами, которое обеспечивает достаточную работоспособность, красоту и функциональную целесообразность строения человеческого тела.
Таким образом, нормальная осанка является показателем здоровья и хорошего физического развития и необходима для сохранения оптимальной жизнедеятельности в современных условиях.