МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Туркина Ю.С. 1, Хлупина Н.О. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития ребёнка. Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Значимость формирования элементарных математических представлений дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие», включающая в содержание формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира [8].

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования обозначено, что ребёнок должен обладать элементарными представлениями из областей разных наук, в том числе и математики [5] .

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [3].

Исходя из этого, мы видим, что в нормативных документах дошкольного образования имеет место развитие познавательной активности ребёнка, в том числе в овладении математическими представлениями. Воспитателю необходимо уделять должное внимание формированию элементарных математических представлений при организации образовательной деятельности, что будет, является основой для дальнейшего познавательного и умственного развития ребёнка.

Исследованию возможностей детей дошкольного возраста, их возрастных особенностей посвятили свои научные труды А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, B. В. Давыдов, И. В. Дубровина, А. Н. Колмогоров, Ю. М. Колягин, С. Л. Рубинштейн и др. Ими отмечены такие особенности мыслительного процесса у детей 4-5 лет и старших дошкольников как гибкость мышления, критичность мышления, умение искать неординарные способы решения познавательной проблемы. Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно выделить А. Белошистую, М. А. Габову, З. А. Грачеву, Т. И. Ерофееву, Н. В. Ломову, Н. С. Махину и др.

Труды Ф. П. Блехер, Е. И. Тихеевой и других послужили основой дальнейшей разработки и совершенствования психолого-педагогических методов первоначального формирования математических представлений, но методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

На современном этапе в своих методиках проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста поднимает Н.И. Фрейлах [10]. В пособии, разработанном автором «Методика математического развития», предлагается краткий курс лекций по методике математического развития дошкольников в опорных конспектах, схемах, таблицах. Даются фрагменты занятий и игр, обогащающих информационный запас знаний, приводятся схемы диалогов с дошкольниками, помогающие правильно строить логические рассуждения и делать выводы.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добыть эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления успешно устанавливает связи, закономерности, не просто запоминает материал, а понимает его содержание. Особенно важно развитие логического мышления для процесса овладения новыми знаниями, в обучении, при подготовке к занятиям. Процесс развития основ логического мышления у детей дошкольного возраста требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного их формирования. Повышение эффективности структурного развития логического мышления может осуществляться различными методами, одним из которых является моделирование.

Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя [9, с. 381]. Результатом процесса моделирования является модель. Модель - объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала [4, с. 435]. 

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Модели следует рассматривать и как средство, причем достаточно эффективное, при овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений – отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения: план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно – образного и понятийного мышления. Модели могут выполнять разную цель: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребёнку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно на воспроизводимые свойства вещей.

Метод моделирования, изучаемый Л. А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Современные исследователи рассматривают моделирова­ние с разных позиций. В работах Л. А. Венгер, Р. И. Говоровой, Л. И. Цеханской и др., моделирование вы­ступает как общая интеллектуальная способность, а в работах Г. А. Глотовой, С. А. Лебедевой, Н. Г. Салминой и др. как вид знаково-символической деятельности [6] .

В дошкольном образовательном учреждении используются разные способы построения модели (моделирования). Моделирование может быть предметным, т.е. модель строится с использованием вещественной, предметной наглядности (в этом случае воспитатель обычно использует наборное полотно, фланелеграф, специальную полку для кубиков, машин и т.д.). Моделирование может быть графическим, т.е. ситуация, предложенная в задаче, изображается с помощью схемы, схематического чертежа, стилизованного рисунка (когда зайчики изображаются с помощью кружков или треугольников). Средствами построения математической модели могул служить символы, знаки, рисунки, чертежи, схемы. Процесс обучения решению задач можно рассматривать как обучение приемам перевода моделей одного вида в модели другого вида, а моделирование будет выступать в качестве обобщенного способа решения задачи любого типа [11, с. 48].

Самым простым способом моделирования задачи является моделирование на предметной наглядности. Этим способом воспитатель может пользоваться на начальных этапах обучения решению задач, поскольку в этот период особенно важно правильное понимание смысла действия, а смысл действия удобнее всего проиллюстрировать наглядно. Такое моделирование является доступным практически всем детям, и они с удовольствием пользуются им самостоятельно. При использовании приема моделирования исключается возможность пересчитывания, такая работа является первым шагом на пути обучения дошкольника общему умению решать задачи.

Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как метода и модели как средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребенка, но и развитию важных психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. 

Для эффективного развития данных функций при организации работы с моделью необходимо придерживаться определенных требований:

модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов;

модель должна раскрывать определенные связи в предмете;

модель должна быть обсуждена с детьми, чтобы они понимали эту модель и что с ней надо делать [2]

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Замещение одного объекта другим правомерно, если интересующие исследователя характеристики оригинала и модели определяются однотипными подмножествами параметров и связаны одинаковыми зависимостями с этими параметрами [1].

В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей [7].

Предметные модели: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек, аквариум, глобус и др. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений, например заводная игрушечная рыбка, поможет сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Предметно-схематические модели: модель величины, модель численности групп, модель формы. Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

Графические модели: календарь наблюдений за ростом и развитием растений, календарь длительности светового дня, модель «Термометр».

Для формирования элементарных математических представлений могут быть использованы такие наглядные плоскостные модели как «Счетный торт», «Домик, где знаки и числа живут», «Солнечная система» и другие.

Также могут использоваться объемные модели. Одной из таких является модель «Спираль времени», которая помогает дошкольникам знакомиться с единицами измерения времени – сутки, неделя, месяц.

Дети наглядно видят на примере модели «Спираль времени неделя», что время движется по спирали – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и все повторяется. Сутки за сутками, вот и неделя. Дети могут посчитать, сколько дней в неделе. На примере модели «Спираль времени месяц» - дошкольников знакомят с днями недели, увидят, что неделю сменяет другая неделя, а пять недель – это уже месяц, дети могут посчитать, сколько недель в месяце.

Нами был изучен опыт работы воспитателя старшей группы МАДОУ детского сада №57 Натальи Николаевны К. Данный детский сад работает по основной примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

Одна из задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка, развитие его математических способностей.  Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это и еще развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Для этого воспитателю необходимо создавать условия в группе.

При изучении опыта работы в ДОО мы осуществляли анализ предметно – развивающей среды и учебного плана, проводили беседу с воспитателем. Анализируя предметно – развивающую среду старшей группы, мы увидели её насыщенное содержание, соответствие возрастным особенностям, особенностям группы. «Центр занимательной математики» включает: наглядные материалы, такие как таблица для счета, плакат «Учимся считать», изображения на стене геометрических фигур, счётный материал, рабочие тетради.

Кроме этого, в Центре занимательной математики находятся модели геометрических фигур, логическое дерево, модель «Времена года», что свидетельствует об использовании моделей при формировании элементарных математических представлений.

Анализ предметно-развивающей среды и наблюдение за совместной образовательной деятельностью воспитателя с детьми показал, что в группе имеются только плоскостные модели, поэтому нами была изготовлена объемная модель «Времена года» для ознакомления детей с сезонными изменениями и временами года. Данная модель представляет собой дерево, разделенное на 4 части, каждая из которой олицетворяет и выражает характерные особенности данного времени года. Модель может использоваться для реализации содержания таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-образного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети могут использовать данную модель в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

По данной теме исследования нами были разработаны модели «Часы», «Цветик - семицветик», «Спираль частей суток», «Части суток», использование которых планируется при проведении педагогического эксперимента на преддипломной практике.

Далее нами была проведена беседа с целью выявления организации образовательной деятельности педагога с детьми по использованию моделирования в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Из беседы мы выяснили, что метод моделирования используется воспитателем при формировании элементарных математических представлений, при ознакомлении с окружающим миром, при развитии речи и конструировании.

На вопрос «С какой целью Вами используется метод моделирования?» воспитатель МАДОУ детского сада №57 старшей группы «Солнышко» Наталья Николаевна ответила, что метод моделирования используется с целью обеспечения успешного освоения детьми знаний об особенностях объекта, окружающего мира, явлений природы.

Также мы выяснили, что воспитателем используются модели по типу кругов Эйнера, логическое дерево и составляются модели задач.

На вопрос «При организации каких режимных моментов Вами используются модели?» Наталья Николаевна ответила, что при организации всех видов деятельности.

Для полноценного изучения опыта работы по использованию моделирования в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо было узнать: «В чем отличительная особенность использования метода моделирования в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?». На что мы получили ответ, что ребенок в старшей группе знакомится с моделями «Части суток», «Дни недели», «Времена года», а также им доступно построение моделей по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации.

Анализируя работу воспитателя по использованию моделирования в формировании элементарных математических представлений, мы обратились в учебный план воспитателя на 2018-2019 учебный год. В содержании учебного плана представлена таблица, где выделены: организованная образовательная деятельность и совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов по пяти областям. Рассматривая образовательную область «Познавательное развитие» увидели, что использование моделирования запланировано в качестве организации совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Проанализировав опыт работы воспитателя старшей группы, можно сделать вывод, что воспитатель старшей группы «Солнышко» МАДОУ «Детский сад №57» Наталья Николаева К. при организации образовательной деятельности с детьми, в том числе при формировании элементарных математических представлений, использует моделирование как один из методов формирования элементарных математических представлений. Моделирование применяется ею как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности дети обращаются к моделям, так как в содержании Центра занимательной математике представлены разные модели, помогающие детям в овладении содержании знаний по частям суток, дней неделей, времен года. Анализ учебного плана воспитателя подтвердил использование ею метода моделирования.

Таким образом, моделирование в образовательном процессе может рассматриваться как метод формирования элементарных математических представлений. Использование различных моделей  развивает у детей умственные способности – сообразительность, критичность, вдумчивость.

Список литературы

1. Жуйкова, Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.П. Жуйкова. - Москва: Издательство «Молодой ученый», 2012. - 294 с.

2. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Парциальная образовательная программа [Текст] / Е. В. Колесникова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

3.Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013г. №2506-р. - URL:http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (дата обращения: 14.03.2019).

4. Новейший философский словарь [Текст] / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1280с.

5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: Мозаика-синтез, 2015. - 368 с.

6. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении [Текст]. – Москва: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – 288с.

7. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 — 368 с.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.03.2019).

9. Философский энциклопедический словарь [Текст] - Москва: Советская Энциклопедия, 1983. – 840с.

10. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития [Текст] / Н.И. Фрейлах. – Москва: ИД «Форум», 2019. - 240 с.

11. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст] / Л.М. Фридман. - Москва: Знание, 1984. – 80 с.

Просмотров работы: 381