В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстрого накопления информации без словарей, без справочников обойтись невозможно. Русский язык обогащается с быстротой поражающей, даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем.
Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть богатством такого развитого языка, каким является русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям. Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!) а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Поэтому с первых лет обучения необходимо дать младшим школьникам сведения об основных типах словарей и выработать умение квалифицированно пользоваться справочной литературой.
Наблюдение за учебным процессом в начальной школе убеждает в том, что словари или не используются учителем и обучающимися, или используются крайне редко, так как школьники не умеют ими пользоваться и тратят уйму времени на поиск информации. В большинстве случаев формулировка «умение пользоваться орфографическим словарем» понимается как «пользование орфографическим словарем», что совершенно не одно и то же. Пользование словарями без обучения специальному умению не дает желаемых результатов. Если с первого класса начать работу со словарями можно добиться значительных успехов. Однако умение работать со справочной лингвистической литературой имеет свою структуру, которуюучителю надо четко представлять. В соответствии с этой структурой и строится методика работы со словарями.
Это сложное умение формируется на основе определенных знаний и навыков и является итогом педагогической работы со школьниками. В структуру этого умения должны быть включены:
на уровне знаний; 1) знание типологии языковых словарей и 2) представление о современном русском литературном языке, его нормах и вариантности норм, о нарушении норм литературного языка;
на уровне навыков: 1) обнаружение и квалификация языкового явления, требующего обращения к языковым словарям; 2) использование справочной литературы в соответствии с ее назначением; 3) изменение способа чтения при работе со словарем; 4) быстрое ориентирование в структуре словарных статей различных типов языковых словарей и точное извлечение искомой информации.
Каждое звено в структуре умения должно быть выполнено осознанно. В связи с этим все задания на первом и частично втором годам обучения подчиняются одной цели: заложить умение работать со словарями. Учителю, как правило, не хочется «тратить» на это драгоценное время урока. По после 3-4 уроков происходит перелом, и в сознании учителя, и в сознании ученика: дети перестают «бояться» словаря, работают с интересом. А учитель понимает, что это не пустая трата времени, а углубленная работа над языком.
Чтобы добиться успехов в обучении, учителю придется перестраивать свои представления о том, как должны читать школьник. В начальной школе дети в основном обучаются так называемому элементарному чтению. Работа со словарями требуют другого чтения. Ученые называют его по-разному: гибким, динамичным, быстрым, Ускоренным, рациональным. Существуют различные виды рационального чтения: просмотровое чтение, сканирование, изучающее, ознакомительное. В зависимости от конкретных целей обращения к словарю выбирается определенная техника чтения. Способны ли обучающиеся начальной школы к чтению формализованного текста словаря и к овладению различными видами рационального чтения. Если специальной подготовки не было, то работа не идет. Если же характер предстоящего действия уясняется, осознается чтецом, то результаты налицо. В данном случае речь идет не о толстых словарях Ожегова, Даля и т.д. В настоящее время прилавки книжных магазинов изобилуют различными словарями и справочниками для начальной школы. К тому же любой словарь можно найти в различных поисковых системах.
Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое - использование словаря как специального справочника. Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка.
Каждый словарь - своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы. Наиболее простым и доступным для школьников словарем является орфографический. Возможности его очень разнообразны и не ограничиваются только сведениями о написании словарных слов. Его можно использовать и как справочник правил русского правописания, и как орфоэпический словарь, а также как справочное пособие по морфологии. Учащимся можно предложить ряд упражнений с использованием словаря - справочника: спишите слова, обозначьте ударение, пользуясь словарем, и прочитайте слова так, как этого требует знак ударения; найдите отгадку в словаре по указанной странице или букве и др.
Учить искать ответы на вопросы о семантике слова в толковом словаре можно на традиционных для начальной школы упражнениях: найдите слова с противоположным значением; замените слова одним словом, близким для них по смыслу. В результате такой работы школьникам становится ясно, что к каждому словарю нужно обращаться со своим вопросом; к орфоэпическому - о произношении, к орфографическому - о написании, к толковому - о значении слова.
Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении дома домашних заданий. На уроках всех типов можно использовать орфографический словарь. При применении словаря целесообразно руководствоваться следующим:
классное задание со словарем ограничивать временем;
для классных и домашних заданий указывать букву или страницу словаря, откуда ученик должен выписать слова;
выписывание из словаря ограничить определенным количеством слов;
выписывание можно усложнять дополнительными заданиями;
5. все выполняемые учащимися задания должны обязательно проверяться.
На уроках знакомства со словарем младшие школьн6ики узнают, как строится весь словарь и каждая его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), рассматривается приложение. Первоклассники способны посчитать, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву. Дети своими глазами убедятся, то такое частотность букв в русском языке. Сравните количество страниц на букву б и букву п в словарях, на какую букву слов больше? Для таких языковых наблюдений подходит любой словарь. Все это составляет как бы подготовительный этап работы со словарем.
Первые упражнения должны быть связаны с тем, чтобы школьники поняли сущность алфавитного принципа расположения слов в словарях с учетом не только первой, но и последующих букв. Для этого необходимо в первую очередь добиться твердого усвоения алфавита русского языка. Возьмем раздел «звуки и буквы». Словарь представляет собой широкие возможности для проведения фонетико-графических упражнений. Например, Найди слово! Слово прячется среди первых пяти слов на букву а, слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Изучая слог и ударение, можно предложить обучающимся выписать из словаря двухсложные, трехсложные, пятисложные слова с ударением на каком-либо слоге.
Изучение частей речи: существительного, прилагательного, глагола дает большой простор для работы с орфографическим словарем. При выполнении заданий необходимо не только закреплять, повторять сведения по грамматике, но и совершенствовать орфографические навыки учащихся. Можно предложить такие задания: выписать слова, обозначающие названия животных или вещей, подчеркнуть безударные гласные в корне; выписать существительные, обозначающие вещество, поставить ударение и т.д.
При изучении нового материала словарь используется периодически. Это относится к тем словам, правописание которых вызывает значительное затруднение у учащихся. Когда школьники обращаются за объяснением к учителю, он предлагает им проверить правильность написаний по словарю.
Опыт показывает, что применять орфографический словарь целесообразно и при индивидуальном опросе учащихся, например, вызванный к доске ученик записывает диктуемые учителем трудные слова, учащиеся записывают их в тетради и потом проверяют по словарю или обращаются к нему в процессе работы. Во время фронтального опроса школьники могут подобрать из словаря несколько слов с закрепляемой или повторяемой орфограммой для записи их в тетради или для устного анализа. Такое задание ограничивается временем (3-4 минуты).
Во время проверки домашнего задания словарь можно использовать следующим образом. Если учащиеся допустили много ошибок, например, в словах с непроизносимыми согласными, можно предложить такое задание: подобрать несколько слов с этой орфограммой на указанной странице словаря или записать в тетрадь слова с пропущенными орфограммами с последующей проверкой по словарю.
Если у младшего школьника обращение к тому или иному словарю стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах этого не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего общеучебного умения важного для развитой личности.
Подытоживая наши рассуждения, следует сказать, что использование словарей на уроках русского языка воспитывает у учащихся внимание к слову и его орфографии, помогает им овладеть нормами грамотного письма, повышает речевую культуру и приобщает к справочной литературе.