ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вахранева Ю.О. 1, Тюрина Т.В. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение младшего школьника к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации – воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных факторов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей ребенка, изученного досконально, а из общей позиции «так надо!». Что же касается отцов, то они вообще, в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

Чем крепче здоровье ребёнка, тем эффективнее будет и обучение. Всегда ли учитель, зная основы гигиены, использует эти знания на своих уроках? В большинстве случаев он спешит уложиться в 40-45 минут и выдать учебный материал. А нужно, чтобы урок способствовал не только интеллектуальному развитию, но и сохранял и укреплял здоровье школьника. Необходимо изменить весь учебно-воспитательный процесс так, чтобы учебные занятия не снижали, а увеличивали резервы сохранения здоровья учащихся. Это методы, приёмы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой базисного учебного плана.

Применятся две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях общения и воспитания). На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация, видеометод, упражнение, игровой метод, и т.д.

В структуре метода выделяют прием, как составную часть, определенный шаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др; стимулирующие (элементы закаливания физические нагрузки фитотерапия); информационно – обучающие (письма, адресованные родителям учащихся).

Ни один из методов нельзя ограничивать в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающего воспитания.

Учителю необходимо формировать у учащихся культуру здоровья, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, обеспечить необходимыми знаниями, формировать соответствующие навыки.

Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности для формирования здорового образа жизни обучающихся.

Каждое учебное занятие может стать Уроком здоровья. При проведении Уроков здоровья можно использовать музыку для релаксации, красочный наглядный материал. Формы уроков самые разнообразные, главное – не повторяться! Особенно нравятся детям ролевые игры, инсценировки, презентации, рекламные заставки. Темы для творческих работ ребята выбирают сами из «Ларчика мудрых мыслей».

Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к предмету, помогают учителю установить доверительные отношения с младшими школьниками, максимально использовать индивидуальные особенности и способности обучающихся для повышения результативности их обучения. Предлагаемый материал можно использовать как тематические странички.

Спортивно-оздоровительная страница.

Ларчик мудрых мыслей:

Пешком ходить - долго жить. Воздух, солнце и вода – три кита здоровья.

Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься.

Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье.

1. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

2.Творческий словарный диктант «Если хочешь быть здоров…».

Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация

3.Текст для диктанта.

В Индии, Китае, Вьетнаме основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.

5. Материал для сообщения.

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

Страница рационального питания

Ларчик мудрых мыслей:

Здоров на еду, да хил на работу. Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.

Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.

После обеда полежи, после ужина походи.

По яблоку в день – и доктор не нужен. Ешь просто - доживёшь лет до ста.

1. Запишите меню, исправив в нём ошибки.

Щи из свежей копусты.

Пильмени.

Кортошка тушёная.

Яишница с калбасой.

Пирожное бисквитное.

Кесель клюквенный.

Кампот яблочный.

2. Текст диктанта.

Софья Андреевна Толстая всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни – ведь великий писатель не ел мяса (после 60 лет Л.Н.Толстой стал вегетарианцем). Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.

3. Материал для сообщения.

Макароны. Их придумал некто Марко Арони. Он жил в XVIII столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянцев. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на верёвке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Они были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев.

Психологическая страница

Ларчик мудрых мыслей:

Хороший смех оздоравливает душу. Улыбка – лучшая таблетка.

Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.

1. Текст диктанта.

Если у вас плохое настроение, неприятности, то это немедленно сказывается на состоянии здоровья. Общение с веселыми людьми, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение. Учёные утверждают, что зелёный цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.

Отбор материалов для текстов упражнений, диктантов – одна из серьезных проблем методики преподавания русского языка. Преподаватели вынуждены тратить довольно много времени на то, чтобы подыскать для своих уроков необходимый материал, который был бы интересен, разнообразен и соответствовал здоровьесберегающему содержанию.

Не менее увлекательна работа по составлению «Азбуки пословиц о здоровье». Учащиеся, используя свои знания и сведения из дополнительной литературы, информацию родителей, интернета, помощь библиотекаря могут разыскать пословицы на все буквы алфавита, проиллюстрировать одну из них, показать, какие ассоциации у них возникли по той или иной пословице. Конечный результат работы - сборник «Азбука пословиц о здоровье». В ходе такой работы каждый учащийся вовлекается в активный познавательный процесс; у детей возникает интерес к культуре здоровья своего народа, традициям.

Учитель начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, должен продумывать число видов учебной деятельности на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель использует приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Важнее – конечный результат, когда образ жизни становится в его мотивационной сфере нормой гигиенического поведения, реализацией усвоенных младшим школьником знаний и представлений в его реальном поведении. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами человеческого бытия.

Просмотров работы: 164