ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА

Бондарь С.К. 1, Тюрина Т.В. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как создать учителю свой собственный профессиональный имидж? В идеале этим должны заниматься специалисты по имиджелогии, так как только они смогут не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инструментарий формирования его педагогического имиджа, вооружить каждого учителя методиками изучения своего профессионального имиджа.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона проблемы - педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.

Под профессиональным имиджем педагога обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определённое воздействие на окружающих: коллег и учеников. Имидж складывается в ходе личностных контактов педагога, на основе мнений, высказываемых о нём окружающими. В связи с этим можно сформулировать основные компоненты профессионального имиджа учителя:

- визуальная привлекательность

- вербальные и невербальные средства общения

- культура педагогического общения

- личностные качества

Имидж учителя является отражением ожиданий людей, в сознании которых он сформировался. Соответственно, «имиджевый» фактор имеет свои пределы, и должен подкрепляться реальными делами. В 21 век учитель вошёл с новым стилем - сотрудничества, и этот стиль становится определяющим и востребованным в имидже современного учителя в представлении общественности.

К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия младшими школьниками образа учителя. В то же время, в педагогической и социально-психологических науках пока отсутствует научно обоснованный замерительный инструментарий имиджа учителя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющего на становление личности младшего школьника. Поэтому, назрела острая необходимость, в разработке нового научного знания и прикладных аспектов его использования для образовательной практики начальной школы.

Начальная школа всегда предназначалась не только чтобы обучить чему-либо, на начальном этапе формирующуюся личность ребёнка, но и, прежде всего для того, чтобы воспитать. В этой связи имиджу учителя принадлежит не последняя роль.

«Подобное рождает подобное» - замечает профессор Гарри А. Это положение особо актуально в работе с младшими школьниками. Ведь современный учитель начальных классов сочетает в себе как черты учителя, так и черты собственно воспитателя (опека, замена матери). Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности.

Профессия педагога - особенная. А профессия учителя младших школьников - просто уникальная. Это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся не только ученики, но и их родители. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.

Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

Уместно вспомнить поговорку: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа учителя при первой встрече с родителями будущих первоклассников, является единственным «банком данных» о нём. И, чем точнее создан этот образ, тем легче проходит общение родителей с педагогом, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нём постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.

Вполне достаточно найти свой стиль в одежде, который будет гармонично сочетаться с образом.

Всё-таки педагоги предпочитают больше классический или консервативный стиль в одежде. Основа этого стиля - простота и аккуратность. Все вещи должны быть элегантными, без излишеств и наворотов, довольно скромными и неброскими. Обычно этот стиль отличается простотой кроя - никакой многослойности и аккуратностью. Приветствуются смелые, но не вычурные аксессуары хорошего качества.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной известным отечественным психологом Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внутренняя составляющая - это интеллект, способ мышления, помыслы, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, манеры, походку.

Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа педагога. Что и как учитель говорит, умеет ли словом настроить школьника на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с его мимикой, как сидит, стоит и ходит - всё это влияет на восприятие младших школьников.

Не секрет, что школьники, особенно первоклассники, наперебой расхваливают свою самую красивую учительницу, замечают её обновы, подражают словам, жестам, манерам поведения, когда играют «в школу». И родителям не нужно ничего видеть собственными глазами в стенах школы, они «видят» учителя своего ребёнка в стенах собственного дома, наблюдая за ним во время игры.

Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но даёт хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет интереса к обучению. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

Просмотров работы: 4