Проблема общения младших школьников остается актуальной, несмотря на то, что довольно широко освещена в научных исследованиях.
В современный период информатизации общества и образования расширение контактов сопровождается обеднением и деформацией коммуникативных навыков детей, виртуализацией сознания, вытеснением вербального мышления визуальным, информационной зависимостью, отстранением ребёнка от реального мира человеческого общения, угасанием речевых навыков. Наблюдения показывают, что по причине обеднённости словарного запаса не всегда могут чётко выразить свои мысли. К счастью, младшие школьники активны в желании проявить себя в игре. Поэтому навыки общения младших школьников со сверстниками следует развивать через коммуникативно-игровую деятельность, от результативности, успешности которой зависит продолжительность и безболезненность процесса адаптации первоклассников в школе, их дальнейшее благополучие в школьной среде, а в будущем и во взрослой жизни.
Исследования развития коммуникативных способностей младших школьников актуально еще и тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит формирование личности. Под формированием личности младшего школьника понимается - процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности, умение общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, учится брать на себя ответственность за свое поведение, правильно организовывать общение, устанавливать отношения с окружающими людьми. Помимо этого, в этом же возрасте формируется умение дисциплинировать себя, организовывать как индивидуальную, как и групповую деятельность, осознается ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в названный период усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень его свободы среди других людей в течение всей жизни.
Освоение коммуникативных навыков через игру в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает младших школьников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.
Выбор темы нашего исследования не случаен. Как показывает практика, в первом и втором классе, многим учащимся необходимы специальные игры для овладения следующими базовыми коммуникативными способностями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется. Детей необходимо обучать взаимодействовать, общаться, ведь в 6-7 лет такой социальный опыт у них минимален. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.
Игра представляет собой условие воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Несмотря на то, что основным видом деятельности у детей начальной школы является учение, общение в младшем школьном возрасте часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает в них настойчивость и стремление к успеху. Спектр возможности игры в формировании личности ребенка чрезвычайно широк, в том числе в формировании его коммуникативных качеств. Изучением роли игры в развитии личности младшего школьника занимались такие исследователи, как: И.И. Фришман, С.А. Шмаков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, О.С. Газман, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Михайлова, С.Л. Рубинштейна и др.
Вопросами изучения развития общения младших школьников и его влияния на формирование личности исследовались Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалёвым, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, Б.Д. Парыгиным и другими. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей школьников раскрываются в трудах М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, Б.Ф Ломова, А.В. Мудрика и другие.
О важности младшего школьного возраста в развитии коммуникативных способностей и социализации ребёнка убедительно обосновано в отечественной психологии Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.А. Лабунской, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другими.
Проблема исследования: каковы возможности развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста посредством игры.
Объект исследования: развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявление возможностей развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста посредством игры.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития коммуникативных способностей у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
Рассмотреть особенности развития коммуникативных способностей младших школьников.
Выявить возможности развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возможности возраста посредством игры.
Разработать проект: «Триада планет».
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста показал, что:
- во-первых, коммуникация как «путь сообщения, общение» [2].
- во-вторых, коммуникация – целенаправленный процесс с передачей информации в одну сторону, а общение – это субъект-субъектная связь, в которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, равно
активные соучастники общего дела». «Коммуникация – монологична, общение – диалогично» [4].
- в-третьих, общение – это одна из форм коммуникативной деятельности, вербальный процесс обмена информацией с целью установления и поддержания взаимодействия между людьми [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей во взаимодействии с педагогами [1].
Исходя из положения о том, что для формирования коммуникативной личности важно развивать коммуникативные способности, мы пришли к выводу о том, что в структуру коммуникативных способностей входят индивидуальные навыки владения школьником нормами и правилами общения, умением вести монолог и диалог, обеспечивать обратную связь, правильно подбирать адекватные средства общения для передачи информации в разных ситуациях общения. Теоретическое направление работы по развитию навыков межличностного общения младших школьников со сверстниками подразумевает формирование системы знаний о культуре, нормах и правилах бесконфликтного поведения и общения, самовоспитание. А практическое направление проявляется в совокупности умений и навыков культурного межличностного общения, успешном взаимодействии с окружающими - взрослыми, сверстниками, другими детьми.
Теоретический анализ позволил нам разработать и реализовать образовательный проект «Триада планет»
Мир детства – таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают этот опыт в своей деятельности, в своих играх. Игра – это вечный спутник детства. Это – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются.
Лето – это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности.
Игра оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Именно совместная игра – главное содержание общения. Это сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры [5].
Благодаря сюжетно – ролевым игры как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.
Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.
Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.
Через дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения, при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.
Нами было замечено что коллективные игры, помогают детям взаимодействовать друг с другу, но их умение достойно проигрывать, у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.
Для того чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, мы взяли технологии решения которых изобретательных задач и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности:
Технология составления творческих текстов по картине;
Приёмы разрешения противоречий;
Составление рифмованных текстов;
Технология обучения детей составлению загадок.
Внедряя технологию составления творческих текстов по картине – у детей возрастает познавательная активность, развиваются связная речь. Обогащается речь ребенка метафорами, сравнениями на длительное время сохраняется интерес к рассматриванию картины.
В результате применения приемов разрешения противоречий, я увидела, что дети могут анализировать проблемную ситуацию, находить пути решения и более четко формулировать результат.
При составлении с детьми рифмованных текстов – мы заметили, что у детей повышается настроение, они объединяются и организуются своим ритмом. Это помогает детям преодолевать психическое напряжение, создавать ощущения уверенности в себе, развивать дикцию, слух, темп.
В результате использования методов ТРИЗ мы заметили, что детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными. Дети вступают в общение на любую тему, появилось стремление к новизне.
Большое вниманию уделяю созданию развивающей предметно пространственной среды в группе – это необходимые условия для развития навыков общения, творческих и коммуникативных способностей, что способствует развитию всех сторон личности ребёнка.
Цель и задачи:
Цель: Развитие коммуникативных умений и навыков детей младшего школьного возраста посредством игры.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
Составить сборник игр и упражнений: «Триада планеты» направленный на развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Формировать потребность в межличностном общении.
Развить интерес к игровой деятельности младших школьников.
Подобрать дидактический, учебно- методический и «занимательный» -материал по развитию коммуникативных умений младшего школьного возраста.
Методы: синтез, индукция, дедукции, эксперимент, моделирование.
Ожидаемый результат:
Сформированное потребность межличностного общения.
Составленный сборник игр и упражнений: «Триада планеты» направленный на развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Повышение коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
Участники проекта: Воспитатели, вожатые, воспитанники, организаторы мероприятий.
Материально- техническое оснащение: Звук производящая техника, раздаточный материал, территория лагеря.
№ п/п |
Название мероприятия (тема), форма проведения |
Сроки проведения |
Участники |
Ответственные |
I Подготовительный этап |
Проведение методик направленных на выявление уровня коммуникативных способностей (Павлюченко: наблюдение за детьми, «Руковички», «Тест розенцвейга»). Игры на знакомство «Абитуриент- game» игра в виде квеста по территории лагеря (Игры: «Поздоровайся», «Необыкновенный карандаш», «Пусть пересядут те, кто...», «Руки – клавиши», «Плот», «Поводырь») |
День первый (03.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
«Students» - открытие детского Корпоративного университета (театрализованное игры: «Покажи сценку», «Встреча сказочных героев», «Как варили суп», «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской), «Кузнечик» А.Апухтина.). |
День второй (04.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«За словом в карман не полезешь» - посвящение детей в лагерную смену («Тру-ля-ля», «Земля, воздух, вода, огонь», «Словесный волейбол», «На все вопросы - один ответ», «Вы поедете на бал?») |
День третий (05.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
II Основной этап |
«AreAL» – тренинговый курс, направленный на командообразование («Путаница», «Прогулка слепых», «Секретный фарватер», «На одну букву», «Падающая палка») |
День четвёртый (06.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
«PROEK Ториум» - Мероприятие в формате встреч с истинными лидерами лагеря из каждого отряда («Пальчики», «счёт», «пчёлка», «скульптура», «ехали цыгане», «полет на Марс», «положи руку», «сделай шаг вперёд», «скала», «проводник») |
День пятый (07.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«Театр Live» - театрализованные игры («Весёлый старичок Лесовичок», «игра на имитацию движений», «немой диалог», «загадки без слов», «поиграем- угадаем») |
День шестой (08.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
РУСАЛИЙСКИЕ ИГРЫ Командные игры: волейбол, баскетбол, пионербол, подвижные («Охотники и утки», «Гуси-лебеди», «Караси и щукаКружева», «Дедушка-рожок») |
День седьмой (09.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
II Основной этап |
РУСАЛИЙСКИЕ ИГРЫ Игры в индивидуальном зачете: Кто быстрее, кто дальше, кто сильнее. («День и ночь», «Пятнашки», «Поменяйтесь местами», «Шишки, желуди, орехи», «Кто кого») |
День восьмой (10.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
РУСАЛИЙСКИЕ ИГРЫ Эстафета. («Бег командами», «Вызов номеров», «Эстафета приставными шагами», «Эстафета чехардой», «Рак пятится назад») Подведение итогов игр. Награждение победителей. |
День девятый (11.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
Фестиваль «Моя малая родина» - событие направлено народные игры Хакасии («Козлята и волк», «Пробег мимо Обаа», “Медведь и пень”, “Спрячь рукавицу”, «Ала хуча» («Пестрый баран»)) |
День десятый (12.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«В поисках радуги» - игра-квест |
День одиннадцатый (13.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«В жизни нужно попробовать всё» - уникальные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Швейное ателье», «Фотоателье», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Строительство») |
День двенадцатый (14.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«Волшебные звуки танца» - музыкально-танцевальные игры («Повтори за мной» или «Делай как я», «Ручеёк», «игровой модный рок», «Встаньте в кругу по……», «Запрещённое движение», «Большая прогулка», «Танец на стуле») |
День тринадцатый (15.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«Путешествие по дидактическим играм» - дидактические игры («Сантики-сантики-лимпопо», «Один-один», «Цвета», «Передай сигнал», «Противоположности») |
День четырнадцатый (16.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«День знамя» - игра «Зарница» |
День пятнадцатый (17.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«Веселые старты» - игры-соревнования («Бег сороконожек», «Не расплескай воду», «Бег с горящей свечой», «Паровозы и вогоны», «Пятнашки», «Бег с мячом», «Сорви шапку», «Невод», «Шахматы», «Бег с яйцом в ложке», «Казаки- разбойники») |
День шестнадцатый (18.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«Что? Когда? Зачем?» - интеллектуальная игра («Отгадай загадки», «Объясните пословицу», «Тест», «Разрезанные картинки», «Объяснялка», «Народные приметы», «Найди животное в словах, «Веселый рыболов», «Эрудит», Кроссворд «Дары леса». |
День семнадцатый (19.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«Проблема- не беда» - моделирование проблемных ситуаций («Соседи», «Баллы на пальцах», «Солнышко», «Я ценю», «Чёрно-белый стул») |
День восемнадцатый (20.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
III Заключительный этап |
«Жили были……..»- Сказка как метод развития взаимоотношений («Разминочный», «Как зовут этого сказочного героя?», «Угадай название сказки», «Блицтурнир», «Инсценировочный», «Сказочный переполох», «Угодай-ка», «Вопросы из ларца», «Художественный» |
День девятнадцатый (21.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
«Карнавальное шествие» Торжественное закрытие сезона, награждение успешных в разных направлениях деятельности |
День двадцатый (22.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
|
«Делай САМмит» - выставка студенческих достижений в рамках деятельности детского |
День двадцать первый (23.06) |
Воспитанники |
Воспитатель |
Список литературы
Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст]/ Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Москва: Флинта, Наука, 2016. - 176 c.
Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Москва: Владос, 2005. – 412 с.
Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]/ – 3-е изд., стереотип. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
Цукерман, Г.А. «Виды общения в обучении» [Текст]/ Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993г. - 268 с.
Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений [Текст]/ Л.В. Чернецкая. — Ростов - на - Дону: Феникс, 2005г. — 256 с.