В настоящий период развития системы образования большую актуальность приобретает проблема формирование ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков, что непосредственно проявляется в морально-нравственном поведении, а также позволяет формировать духовно-нравственное отношение к себе, к сверстникам и т.д. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому народные игры могут выступать одним из средств сохранения традиций. Народные игры - игры, реализующуюся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярные и широко распространенные в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.
Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве. Развиваем у них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества. Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность. В настоящее время игра получила признание как один из ведущих компонентов культуры. В последние годы во всем мире ведется интенсивная разработка и использование игры как одного из способов организации жизненного пространства, взаимодействия человека с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, эмоциональный тренинг, смыслообразование. В конце XX начале XXI веков социально-педагогическая обстановка в России претерпела существенные изменения. Все чаще игра командная, подвижная уступает место компьютерной игре. В настоящее время из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей, приёмов и прочее. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором усвоения и передачи народной культуры. Современная игра, лишенная этих характеристик - явный признак разрыва традиции и отсутствия культуропреемственности. Причинами такого положения являются не только урбанизация образа жизни и связанное с ней падение престижа народной традиционной культуры, увеличение информационных нагрузок и ускорение ритма жизни, но и исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора, а также стандартизация воспитания детей, заимствование чуждых русской культуре игр, сокращение игрового репертуара детей и отведенного на него времени.
Проблемой духовно-нравственного воспитания занимались выдающиеся педагоги и психологи, такие как: П.Ф. Каптерев, С.А. Козлова, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и другие.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования: «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста». В соответствие с темой определен научный аппарат.
Проблема исследования: каковы возможности народных игр как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование применение народных игр как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: народные игры как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в психолого педагогической литературе.
2.Определить средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
3.Охарактеризовать народную игру как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством народных игр.
5.Разработать проект: «Русские забавы».
Методы исследования:
-анализ и синтез научно-методической литературы.
Психолого-педагогический анализ литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, показал, что понятие «воспитание»:
-не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно [1];
-воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;
-целью воспитания и духовно- нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;
-современные педагоги склонны понимать процесс духовно- нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
-духовно-нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, церковь;
-духовно-нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.
Важно подчеркнуть, что основными средствами формирования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста являются игровые методы, через которые можно диагностировать и познать ребенка, корректировать и развивать в детях важные психические свойства и личностные качества [2].
Таким образом, обобщая особенности народной игры в формировании духовно-нравственного воспитания, можно сделать вывод о том, что русские народные игры, имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры используются во всех видах деятельности с детьми младшего школьного возраста. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, сохранять традиции, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды [3].
Теоретический анализ исследования позволил нам разработать проект «Русские забавы».
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Большой клад хранится в русских играх, забавах, которые, безусловно, несут в себе момент воспитания, развития, коррекции. Учитывая этот потенциал, нами была составлена программа тренинга для развития общения и корректирования агрессивного поведения у младших школьников «Русские забавы». Основанная на содержательной подборке игр, хороводов, которые несут в себе развивающие, коррекционные и воспитывающие функции. Преимущества такого подхода обусловлены тем, что эти игры обращены к тем сторонам души ребёнка, которые связаны с родной культурой. Эти игры отражают «душевное устроение» народа и потому могут оказать особенно глубокое и внутренне непротиворечивое влияние нравственных оснований его деятельности и общения.
Рассматривая содержание всех народных игр, можно отметить, что эти игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В правилах игры содержится большое воспитательное значение. Весь ход игры определяется правилами, которые регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют развитию произвольности. Игра оказывает влияние на физическое и психическое развитие детей. В игре от ребёнка требуется внимание, выдержка, сообразительность, ловкость, слаженность действий, ответственность. В народных играх много юмора, шуток, задора. Играя, дети осваивают правила межличностного и межгруппового общения.
Отношения со сверстниками внутри сюжетно-ролевой и народной игры оказывают существенное влияние на становление личностных качеств ребёнка, способствуют развитию таких из них, как взаимопощь, отзывчивость, сплочённость, эмпатия и т.д. Здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют нравственное развитие школьника, формируется умение общаться в коллективе сверстников. Народная игра, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающими сверстниками.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста по средствам народных игр, народных традиций.
Задачи проекта:
-повысить уровень духовно-нравственного воспитания детей с помощью народных игр, традиций;
-сформировать представление о народных праздниках, традициях.
-составить картотеку народных игр;
- составить альбом истории народных праздников
-подобрать дидактический и методический материал.
Методы работы: беседа, дискуссия, мозговой штурм, практическая деятельность.
Методики исследования:
Методика №1: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Методика №2: Диагностика нравственной мотивации.
Ожидаемые результаты:
Сформировать представление детей о народной игре и традициях, а так же разработать альбом народных игр для формирования духовно-нравственного воспитания детей младших школьников.
Участники проекта: Воспитатели и воспитанники детского пред школьного лагеря.
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, ноутбук, звук производящая техника, спортивная уличная площадка.
План мероприятий
№ п/п |
Название мероприятия (тема), форма проведения |
Сроки проведения |
Участники |
Ответственные |
1.Подготовительный этап 2.Практический этап 3.Заключительный этап |
1.Беседа с детьми для определения нравственного воспитания. 2.Игровая программа «Гуси-Лебеди», «Краски», «Стадо» 3.Подборка материала в папку- передвижку о русских календарных обрядовых праздниках и обрядовых куклах. 4.Творческие выставки совместных работ детей и родителей. 5.Конкурс «А я придумал сказку». 6.Игровая программа «Два Мороза», «Колечко», «Ручеек», «У медведя во бору», «Зарница», «Совушка» 7.Познакомить с малоизвестными народными праздниками: Семик, Троицын день, Иван Купала, а также тремя Спасами- медовым, яблочным, ореховым. 8. Народный календарь лета. Составление альбома «Народные приметы». ореховым. 9.Игрова программа «Золотые ворота», «Поймай рыбку», «Салки», «Море волнуется раз», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное» 10.Привлечение родителей и детей к изготовлению элементов костюма к празднику «Иван Купала». 11.Забытые игры бабушек. Создание альбома народных игр. |
03.06.2019г. 04.06.2019г. 05.06.2019г. 10.06.2019г. 11.06.2019г. 12.06.2019г. 13.06.2019г. 17.06.2019г. 18.06.2019г. 20.06.2019г. 21.06.2019г. |
Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники Воспитанники |
Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
В настоящем исследовании, целью которого являлось теоретическое обоснование применение народных игр как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, определены особенности формирования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Анализируя теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе, определили средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, охарактеризовали народную игру как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Так же нам удалось проанализировать опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством народных игр. В результате чего разработали проект: «Русские забавы».
Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее:
-не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно;
-воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;
-целью воспитания и духовно-нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;
-современные педагоги склонны понимать процесс духовно-нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
-духовно-нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, церковь;
-духовно-нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.
Список литературы
1. Абрамов, С. И. Духовно – нравственное – воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С. И. Абрамов // Педагогика. – 2009 –№8 - С 27-37.
2. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. – 2009. - №10. –с. З6- 46
3. Киселева, М. П. Д. И. Тихомиров о духовно – нравственном воспитании / М. П. Киселева, // Педагогика. -2009. - №1. – С.82-89.
4 Константинова, М. С. Духовно-нравственное воспитание в Российской Федерации / М. С. Константинова // Религиоведение. - 2010. - № 1. - С. 33-41.