НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Барышникова А.Ю. 1, Кучинская Т.А. 1, Водяха А.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящий период развития системы образования большую актуальность приобретает проблема формирование ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков, что непосредственно проявляется в морально-нравственном поведении, а также позволяет формировать духовно-нравственное отношение к себе, к сверстникам и т.д. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому народные игры могут выступать одним из средств сохранения традиций. Народные игры - игры, реализующуюся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярные и широко распространенные в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.

Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве. Развиваем у них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества. Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность. В настоящее время игра получила признание как один из ведущих компонентов культуры. В последние годы во всем мире ведется интенсивная разработка и использование игры как одного из способов организации жизненного пространства, взаимодействия человека с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, эмоциональный тренинг, смыслообразование. В конце XX начале XXI веков социально-педагогическая обстановка в России претерпела существенные изменения. Все чаще игра командная, подвижная уступает место компьютерной игре. В настоящее время из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей, приёмов и прочее. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором усвоения и передачи народной культуры. Современная игра, лишенная этих характеристик - явный признак разрыва традиции и отсутствия культуропреемственности. Причинами такого положения являются не только урбанизация образа жизни и связанное с ней падение престижа народной традиционной культуры, увеличение информационных нагрузок и ускорение ритма жизни, но и исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора, а также стандартизация воспитания детей, заимствование чуждых русской культуре игр, сокращение игрового репертуара детей и отведенного на него времени.

Проблемой духовно-нравственного воспитания занимались выдающиеся педагоги и психологи, такие как: П.Ф. Каптерев, С.А. Козлова, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и другие.

Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования: «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста». В соответствие с темой определен научный аппарат.

Проблема исследования: каковы возможности народных игр как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование применение народных игр как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: народные игры как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1.Раскрыть теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в психолого педагогической литературе.

2.Определить средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

3.Охарактеризовать народную игру как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

4. Проанализировать опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством народных игр.

5.Разработать проект: «Русские забавы».

Методы исследования:

-анализ и синтез научно-методической литературы.

Психолого-педагогический анализ литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, показал, что понятие «воспитание»:

-не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно [1];

-воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;

-целью воспитания и духовно- нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;

-современные педагоги склонны понимать процесс духовно- нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

-духовно-нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, церковь;

-духовно-нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.

Важно подчеркнуть, что основными средствами формирования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста являются игровые методы, через которые можно диагностировать и познать ребенка, корректировать и развивать в детях важные психические свойства и личностные качества [2].

Таким образом, обобщая особенности народной игры в формировании духовно-нравственного воспитания, можно сделать вывод о том, что русские народные игры, имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры используются во всех видах деятельности с детьми младшего школьного возраста. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, сохранять традиции, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды [3].

Теоретический анализ исследования позволил нам разработать проект «Русские забавы».

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Большой клад хранится в русских играх, забавах, которые, безусловно, несут в себе момент воспитания, развития, коррекции. Учитывая этот потенциал, нами была составлена программа тренинга для развития общения и корректирования агрессивного поведения у младших школьников «Русские забавы». Основанная на содержательной подборке игр, хороводов, которые несут в себе развивающие, коррекционные и воспитывающие функции. Преимущества такого подхода обусловлены тем, что эти игры обращены к тем сторонам души ребёнка, которые связаны с родной культурой. Эти игры отражают «душевное устроение» народа и потому могут оказать особенно глубокое и внутренне непротиворечивое влияние нравственных оснований его деятельности и общения.

Рассматривая содержание всех народных игр, можно отметить, что эти игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В правилах игры содержится большое воспитательное значение. Весь ход игры определяется правилами, которые регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют развитию произвольности. Игра оказывает влияние на физическое и психическое развитие детей. В игре от ребёнка требуется внимание, выдержка, сообразительность, ловкость, слаженность действий, ответственность. В народных играх много юмора, шуток, задора. Играя, дети осваивают правила межличностного и межгруппового общения.

Отношения со сверстниками внутри сюжетно-ролевой и народной игры оказывают существенное влияние на становление личностных качеств ребёнка, способствуют развитию таких из них, как взаимопощь, отзывчивость, сплочённость, эмпатия и т.д. Здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют нравственное развитие школьника, формируется умение общаться в коллективе сверстников. Народная игра, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающими сверстниками.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста по средствам народных игр, народных традиций.

Задачи проекта:

-повысить уровень духовно-нравственного воспитания детей с помощью народных игр, традиций;

-сформировать представление о народных праздниках, традициях.

-составить картотеку народных игр;

- составить альбом истории народных праздников

-подобрать дидактический и методический материал.

Методы работы: беседа, дискуссия, мозговой штурм, практическая деятельность.

Методики исследования:

Методика №1: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Методика №2: Диагностика нравственной мотивации.

Ожидаемые результаты:

Сформировать представление детей о народной игре и традициях, а так же разработать альбом народных игр для формирования духовно-нравственного воспитания детей младших школьников.

Участники проекта: Воспитатели и воспитанники детского пред школьного лагеря.

Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, ноутбук, звук производящая техника, спортивная уличная площадка.

План мероприятий

п/п

Название мероприятия (тема), форма проведения

Сроки проведения

Участники

Ответственные

1.Подготовительный этап

2.Практический этап

3.Заключительный этап

1.Беседа с детьми для определения нравственного воспитания.

2.Игровая программа «Гуси-Лебеди», «Краски», «Стадо»

3.Подборка материала в папку- передвижку о русских календарных обрядовых праздниках и обрядовых куклах.

4.Творческие выставки совместных работ детей и родителей.

5.Конкурс «А я придумал сказку».

6.Игровая программа «Два Мороза», «Колечко», «Ручеек», «У медведя во бору», «Зарница», «Совушка»

7.Познакомить с малоизвестными народными праздниками: Семик, Троицын день, Иван Купала, а также тремя Спасами- медовым, яблочным,

ореховым.

8. Народный календарь лета. Составление альбома «Народные приметы».

ореховым.

9.Игрова программа «Золотые ворота», «Поймай рыбку», «Салки», «Море волнуется раз», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное»

10.Привлечение родителей и детей к изготовлению элементов костюма к празднику «Иван Купала».

11.Забытые игры бабушек. Создание альбома народных игр.

03.06.2019г.

04.06.2019г.

05.06.2019г.

10.06.2019г.

11.06.2019г.

12.06.2019г.

13.06.2019г.

17.06.2019г.

18.06.2019г.

20.06.2019г.

21.06.2019г.

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитанники

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

В настоящем исследовании, целью которого являлось теоретическое обоснование применение народных игр как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, определены особенности формирования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Анализируя теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе, определили средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, охарактеризовали народную игру как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Так же нам удалось проанализировать опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством народных игр. В результате чего разработали проект: «Русские забавы».

Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее:

-не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно;

-воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;

-целью воспитания и духовно-нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;

-современные педагоги склонны понимать процесс духовно-нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

-духовно-нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, церковь;

-духовно-нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.

Список литературы

1. Абрамов, С. И. Духовно – нравственное – воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С. И. Абрамов // Педагогика. – 2009 –№8 - С 27-37.

2. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. – 2009. - №10. –с. З6- 46

3. Киселева, М. П. Д. И. Тихомиров о духовно – нравственном воспитании / М. П. Киселева, // Педагогика. -2009. - №1. – С.82-89.

4 Константинова, М. С. Духовно-нравственное воспитание в Российской Федерации / М. С. Константинова // Религиоведение. - 2010. - № 1. - С. 33-41.

Просмотров работы: 409