Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учению, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.
Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества технологий привлекают игровые, которые способствуют повышению эффективности урока и поддержанию интереса у детей.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игровой технологии является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников. Этим вопросом занимались Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова. Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Все это и обусловило актуальность темы нашего исследования: «Игровые технологии как средство формирования мотивов учения у младших школьников».
В соответствии с темой исследования сформулирован научный аппарат:
Проблема: как игровые технологии влияют на формирование мотивов учения у младших школьников.
Цель: теоретическое обоснование использования игровых технологии как средство формирования мотивов учения у младших школьников.
Объект: процесс формирования мотивов учения у младших школьников.
Предмет: игровые технологии как средство формирования мотивов учения у младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть подходы к рассмотрению мотивов учения у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности мотивов учения у младших школьников.
3. Обосновать игровые технологии как средство формирования мотивов учения у младших школьников.
4. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
5. Разработать образовательный проект «Учимся играя».
Методы исследования:
- анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- обобщение;
- систематизация;
- дедукция.
Изучив подходы к формированию мотивов учения у младших школьников, установили, что мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Также нами были рассмотрены виды мотивов. По И. П. Подласому выделили социальные и познавательные мотивы, побудительные и смыслообразующие, внешние и внутренние, осознанные и неосознанные, реальные и мнимые. Для гармонически развитой личности необходимо сочетание разных мотивов. Не само по себе наличие мотивов, а именно качество определяет сущность личности младшего школьника и её направленность.
Изучили положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьного возраста и ее динамику на протяжении этого возраста. Выявили, что в 3 классе снижается интерес к учебной деятельности. Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного усвоения учебной деятельности, а не вне её. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
В качестве средства формирования мотивов учения у младших школьников мы рассмотрели игровые технологии. Установили, что игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Во время игры дети очень внимательны и дисциплинированны. При формировании мотивов учения важно сделать учебный процесс интересным и занимательным, способствовать развитию познавательного интереса. Добиться этого можно с помощью игровых технологий, так как они наиболее доступны для детей младшего школьного возраста, способствуют активизации психических процессов. Также важно применять игровые технологии в сочетании с другими современными технологиями, соблюдая методику организации.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами был разработан образовательный проект «Учимся играя».
Вид проекта: образовательный
Продолжительность: краткосрочный
Участники: студенты-практиканты, учитель, учащиеся 2 класса.
Цель проекта: использования игровых технологии в процессе обучения как средство формирования мотивов учения у младших школьников.
Задачи проекта:
1. Повышать мотивы учения у младших школьников в процессе обучения на основе игровых технологий;
2. Способствовать повышению познавательного интереса у младших школьников путем применения игровых форм, методов, приёмов, включения разнообразных игр в образовательный процесс.
3. Развивать у учащихся мышление, память, внимание, восприятие;
4. Воспитывать положительное отношение к учению;
5. Составить сборник педагогических игр, направленных на формирование мотивов учения у младших школьников.
Продукт проекта: сборник педагогических игр, направленных на формирование положительных мотивов учения.
Для реализации проекта предлагаются следующие этапы:
Этапы |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный |
1.Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Подбор и проведение диагностических методик на выявление уровня сформированности мотивов учения: «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой (Приложение 2) Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой. (Приложение 3) Диагностическая методика «Настроение» (Приложение 4) Опросник мотивации (Приложение 5) Наблюдение за детьми на уроках |
Студенты-практиканты, учитель |
|
Основной |
Проведение уроков, направленных на формирование мотивов учения посредством игровых технологий: 1. Тема: «Синонимы и антонимы» (Русский язык) (Приложение 6) Тема: «Угол. Виды углов» (Математика) (Приложение 7) Тема: «К.Чуковский «Федорино горе». (Литературное чтение) (Приложение 8) Тема: «Творчество С.Михалкова. «Мой секрет», «Сила воли». (Литературно чтение) (Приложение 9) Тема: «Прямоугольник» (Математика) (Приложение 10) Тема: «Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания» (Математика) (Приложение 11) Тема: «Конкретный смысл действия умножение» (Математика) (Приложение 12) Тема: «Наша дружная семья». (Окружающий мир) (Приложение 13) Тема: «Звуки и буквы» (Русский язык) (Приложение 14) Тема: «Правила вежливости» (Окружающий мир) (Приложение 15) |
Студенты-практиканты, учитель |
|
Заключительный |
Открытый урок по теме: «Согласные звуки» (Русский язык) (Приложение 16) Презентация сборника. Подведение итогов. |
Студенты-практиканты, учитель |
Планируемый результат:
Повышение учебной мотивации у младших школьников.
Расширение познавательных интересов у младших школьников.
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия.
Проявление положительного отношения к учению у младших школьников.
Составленный сборник педагогических игр.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по теме использования игровых технологий как средство формирования мотивов у младших школьников. Подобрали диагностические методики, цель которых заключается в выявлении уровня школьной мотивации, мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Нами определено программное содержание, структура и технологическое обеспечение, подбор учебно-методического материала для осуществления данного проекта.
Нами представлены разработки нескольких конспектов уроков, направленные на повышение учебной мотивации; стремления к успешности в учебной деятельности; расширение кругозора учащихся.
Основной этап
Основной этап включает в себя реализацию цели и задач проекта посредством проведения уроков с использованием игровых технологий на разных этапах урока. В конспекты уроков включены загадки, ребусы, дидактические игры («Противоположные слова», «Составь слово», «Живые примеры» и др.), игры-драматизации. Разработаны конспекты уроков в форме путешествия, игры.
Заключительный этап
На заключительном этапе проводится открытый урок по русскому языку по теме: «Согласные звуки» В конспект включены такие игры, как «Придумай слово», «Собери предметы», «Найди ошибку», а также загадки и кроссворд.
На основе анализа психолого-педагогической литературы был разработан образовательный проект «Учимся играя». Образовательный проект служит основой применения игровых технологий в системе. Основной этап содержит конспекты занятий, направленных на формирование мотивов учения посредством игровых технологий. На заключительном этапе проводится открытый урок, представляется сборник педагогических игр, подводятся итоги.
Таким образом, проблема формирования мотивов учения занимает важное место в образовательном процессе. Игровые технологии являются эффективным средством повышения мотивации.
Список литературы
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г. И. Щукиной. – Москва: Просвещение, 1984. – 34 с.
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 1987. – 334 с.
Дубровина, И. В. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – Москва: Изд. центр «Академия», 2011. – 464 с.
Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
Ивакина, Г. Н. Мотивация младших школьников к учению [Электронный ресурс] / Г. Н. Ивакина // http://festival.1september.ru/
articles/508424/. – 9.03.2017
Игровые технологии в профессиональном образовании [Текст]: методические рекомендации / Под ред. Т. С. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. – 94 с.