РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шитик Е.А. 1, Кучинская Т.А. 1, Водяха А.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развития личности.

Актуальность исследования предопределяется тем, что вопросы развития творческих способностей являются необходимым условием в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…». Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, на наш взгляд, - это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей, элементов. Например, креативными способностями являются воображение, фантазия, мечтательность. Поскольку в результате творчества непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнетивная деятельность. Ученику необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, планируемость, самоопределение, рефлексия.

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества. Для выполнения этой задачи педагогам необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Все выше сказанное подтверждает актуальность темы нашего курсового исследования: «Развитие творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности»

Проблема: каковы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.

Цель: выявление педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.

Объект: процесс развития творческих способностей у младших школьников.

Предмет: педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать учебную деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.

3. Рассмотреть педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.

4. Проанализировать педагогический опыт по теме исследования.

5. Разработать образовательный проект на тему «Творчество вокруг нас».

Методы исследования:

- анализ и синтез психолого-педагогической литературы

- конкретизация и обобщение.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам рассмотреть аспекты развития творческих способностей у младших школьников.

Установили, что творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и  самого ребенка. При этом нужно ориентироваться  в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и  адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. 

Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности. Однако не всякая деятельность, которая включают ребенка, автоматически формирует и развивает творческие способности к ней. Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у  детей, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать. При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В практической психологии и педагогике определены условия успешного развития воображения у детей.

Важнымусловием развития воображения у детей является использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Сущность следующего условия успешного развития творческих способностей у детей заключается в реализации идей теории свободного воспитания. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Нами были рассмотрены разнообразные творческие задания в учебной деятельности как средство развития творческих способностей младших школьников. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.

Творческие задания и упражнения широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей. Формирование творческих способностей.

Теоретический анализ исследования позволил нам разработать образовательный проект «Творчество вокруг нас». При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

Вид проекта: образовательный

Продолжительность: краткосрочный

Участники: учитель начальных классов, практикующийся студент, учащиеся 1 класса.

Цель проекта: выявление педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в учебной деятельности.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Способствовать развитию творческих способностей младших школьников в учебной деятельности.

3. Развивать у учащихся образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, внимание, музыкальный и художественный вкус;

4. Воспитывать эстетический вкус, любовь к поэтическому слову, музыке и живописи.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня развития творческих способностей у младших школьников.

2. Развитие мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости.

3. Повышение интереса к художественной литературе, музыке и живописи.

4. Овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группах и освоение правила групповой работы.

5. Повышение мотивации к обучению, улучшение качества обучения.

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный

Анализ психолого-педагогической литературы

Подбор и проведение диагностических методик на выявление уровня развития творческих способностей младших школьников.

1.Тест креативности Торранса.

Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста (Приложение 1)

2.Методики диагностики универсальных творческих способностей

для детей младшего школьного возраста

(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Цель: выявление творческих способностей у младших школьников

(Приложение 2)

январь

Студенты-практиканты

Учитель

Основной

Проведение уроков направлены на развитие творческих способностей у младших школьников

1.ИЗО. Класс 1. «Страна цветов»

(Приложение 3)

2.Технология. Класс 1. «Работа с бумагой. Закладки из бумаги»

(Приложение 4)

3.Русский язык. Класс 1. «Русский алфавит или Азбука»

(Приложение 5)

4. Окружающий мир. Класс «Явления природы»

(Приложение 6)

5.Литературное чтение. Класс 1.«О наших друзьях – животных. И. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка».

(Приложение 7)

6.Математика. Класс 1. «Табличное вычитание»

(Приложение 8)

7.Музыка. Класс 1. «Творчество Владимира Яковлевича Шаинского»

(Приложение 9)

8.Окружающий мир. Класс 1 «Зачем мы спим ночью?»

(Приложение 10)

9.ИЗО. Класс 1.

(Приложение 11)

10.Литературное чтение. Класс 1. «Дом,который построил Джек»

(Приложение 12)

февраль

Студенты-практиканты

Учитель

Заключительный

Проведение открытого урока ИЗО. Класс 1 «Кляксография»

(Приложение 13)

Март

Студенты-практиканты

Учитель

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проектной деятельности младших школьников, подобрали диагностические методики, посредством которых является проведения, цель которых заключается в выявлении творческих способностей у младших школьников. С помощью результатов диагностик, можно выявить на сколько они готовы к проектной деятельности.

Нами определено программное содержание, структура и технологическое обеспечение, подбор учебно-методического материала для осуществления данного проекта.

Диагностики для учащихся.

Подобраны диагностические методик по выявлению и изучению творческих способностей у младших школьников .

Конспекты уроков.

Нами представлены разработки нескольких конспектов уроков, направленные на развитие творческих способностей у младших школьников ; способствованию развитию у учащихся образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, внимания, музыкального и художественного вкуса; повышение интереса к художественной литературе, музыке и живописи; стремления к успешности в учебной деятельности.

Также для учащихся будет такая возможность как расширить свой кругозор и раскрыть себя в учебном процессе.

Основной этап.

Основной этап включает в себя реализации цели и задач проекта посредством проведения заранее собранных материалов, мероприятий.

После получения и обработки результатов проведенных диагностик, проводятся уроки направленные на развитие творческих способностей, с помощью применения разных приемов, методов, форм обучения. На данных уроках учащиеся получают возможность раскрыть свои способности, ведут познавательный вид деятельности, расширяют кругозор. В конспектах урока включены различные творческие задания, что способствует развитию воображения, мышления, фантазии и способности к анализу и синтезу.

Заключительный этап.

На заключительном этапе проводиться открытый урок «Кляксография», что способствует совершенствование умение детей в различных изобразительных техниках. На данном уроке учащиеся получать возможность посмотреть мастер- класс по применению техники «Кляксографии» и проявить свои творческие способности.

Просмотров работы: 22