МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Геранина А.Е. 1, Кучинская Т.А. 1, Данилина С.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическая практика свидетельствует: большинство трудностей, которые возникают в обучении, связаны с функцией внимания, поэтому исследование психологических механизмов внимания трудно переоценить.

В отличие от других психических познавательных процессов - восприятие, запоминание, мышление или воображение, - внимание не имеет собственного содержания, функционирует как бы внутри них, то есть неотделимо. Целенаправленность всех психических процессов определяется механизмами внимания, которое является одним из важнейших показателей при оценке психического развития дошкольника.

Формирование внимания имеет ключевое значение в процессе подготовки дошкольника к обучению. Умение сфокусировать внимание на том, что необходимо для усвоения учебных знаний, является важнейшим условием успеха в школьной деятельности.

В современной психологической и педагогической литературе проблема внимания изучается в разных аспектах: некоторые авторы, разрабатывая вопросы теории внимания (Л.С. Выготский), исследуют его роль в жизнедеятельности человека (С.Л. Рубинштейн), изучают физиологические механизмы внимания (И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев), работы других охватывают педагогический аспект - условия и закономерности воспитания внимания (Н.В. Дубровинская, Н.Ф. Добрынин). Но все авторы единогласно отводят вниманию важнейшую роль в развитии личности.

В настоящее время особую популярность приобретает ментальная арифметика, поскольку она направлена на развитие всех познавательных психических процессов, а в частности внимание. Как показывает практика, данная методика эффективна при работе с дошкольниками.

Цель исследования: выявить эффективность применения ментальной арифметики в развитии внимания дошкольника.

Объект исследования: развитие внимания дошкольников.

Предмет исследования: ментальная арифметика как средство развития внимания ребенка дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть характеристику внимания как познавательного психического процесса.

2. Определить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.

4. Выявить возможности ментальной арифметики в развитии внимания дошкольников.

5. Изучить методику обучения дошкольников ментальной арифметике.

6. Проанализировать педагогический опыт развития внимания у дошкольников посредством ментальной арифметики.

7. Разработать образовательный проект «Тренировка для ума».

В работе были использованы такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогического и методической литературы; изучение педагогического опыта, беседа, наблюдение, проектирование.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

Характеристика внимания как познавательного психического процесса

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Человек произвольно из всей массы окружающих объектов выделяет те, которые интересны и важны для него, соответствуют его потребностям. Таким образом, всякая деятельность требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

По определению Якобсона С.Г., вниманием именуют «направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального» [27, c.19]. То есть внимание - это всегда выделение какого-либо элемента из общей массы, сосредоточение на нем. В выделении объекта проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному эквивалентно невниманию к другому объекту.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Первоначальное внимание, как ответная реакция на что-то новое и неизвестное, выступает ориентировочный рефлекс, И.П. Павлов данный рефлекс именовал «что такое?».

Внимание является специфическим психическим процессом и выделяется среди других процессов - восприятия, памяти, мышления, - так как всегда сопровождает другие психические процессы. То есть оно выступает динамической характеристикой течения определенной познавательной деятельности. Таким образом, это особая форма психической активности человека, обязательное условие другой деятельности: человек воспринимает, запоминает, мыслит, но не но не может быть только «занят вниманием».

Так, например, непременное условие любой успешной деятельности - игры ребенка, учебы школьника, анализа ученого, труда рабочего, творения композитора и проч. - выступает развитое внимание.

Совокупность активных приспособительных движений человека для лучшего восприятия объекта выступает внешним выражением внимания: это может быть, например, прислушивание, всматривание, принятие специфической позы, замедление дыхания [10; с.72–73].

Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса. Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается [8, c.42].

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной - он проявляется к результату деятельности. Это можно проиллюстрировать следующим образом: вначале работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но постепенно увлекается, втягивается - ему становится интересно.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Таким образом, внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Внимание -  один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности.

Хорошая внимательность ребёнка – это залог его раннего развития, дальнейшей хорошей учёбы, успехов на работе, да и просто возможность не спотыкаться на дороге в повседневной жизни. Невнимательность же грозит как маленькими неприятностями – перепутать соль с сахаром, так и более крупными, например, выполнение задачи, записанной не под заданным учителем номером [10, c.51].

В раннем детстве (до 1,5 лет) формирование внимания осуществляется в процессе ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельное передвижение в пространстве открывает ребенку массу возможностей для самостоятельного выбора объектов своего внимания. В этом процессе внимание с одной стороны расширяется путем познания различных сторон и признаков предметов, а с другой стороны тренируется распределение и переключение внимания [18, c.77].

Позже (до 2 лет), в процессе освоения речи, ребенок начинает удерживать внимание не только на предметах, но и на словах. Он учится реагировать на просьбы взрослого, при условии что она кратко сформулирована и называет знакомые малышу действия или предметы: «Возьми мяч», «Принеси погремушку». Ребенок способен выслушать короткую инструкцию полностью и выполнить действие в соответствии с ней.

В процессе освоения речи (до 3 лет) внимание ребенка к словам и фразам возрастает, он пытается определить их значение. Если речь взрослого подкреплена выразительной интонацией, эмоциональностью, он внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки. В процессе развития речи появляются элементы произвольного внимания. Теперь речь служит одним из средств организации внимания [13, c.125].

В раннем детстве ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, однако переключение и распределение внимания пока затруднено. Например, раскрашивая, малыш не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на слова взрослого ее поднять. А также внимание в этом возрасте мало устойчиво и очень слабо фиксировано, это проявляется в том, что ребенок быстро бросает начатое дело.

Особенность концентрации внимания проявляется и в том, что малыш фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов, а угасание внимание вызвано пропаданием новизны, снижением эмоциональной привлекательности [6, 136]. Например, ребенка увлеченно игравший с мячом, привлекает кукла, увиденная у ровесника - и мяч забыт. Внимание ребенка скользит по поверхности, не проникая вглубь.

Таким образом, вниманию ребенка раннего детства свойственны следующие характеристики:

- круг предметов, на которых сосредоточивает внимание ребенок активно расширяется, а также постоянно появляются признаки предметов и действия с ними;

- ребенок может выполнять несложные инструкции, проявляет внимание к речи взрослого;

- появляются предпосылки развития произвольного внимания в процессе развития речи;

- внимание ребенка имеет небольшой объем, оно слабо концентрировано и неустойчиво.

Эволюция внимания ребенка дошкольного возраста определено происходящими изменениями его жизни, включением и развитием новых форм деятельности - продуктивной, игровой, трудовой.
Ребенок 4-5 лет осуществляет действия под воздействием взрослого. Ребенок учится управлять своим вниманием, выполняя просьбы взрослого - развивается произвольное внимание. Воспитатель призывает дошкольника к вниманию указательным жестом, либо репликами: «Смотри внимательно», «Будь внимательным», «Слушай внимательно».

Становясь старше, ребенок осваивает планирующую функцию: «Я хочу посмотреть сначала попугаев, а потом кроликов», - говорит ребенок по дороге на выставку. Первоначально он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно изучает интересующие его объекты.

Следовательно, дальнейшее формирование произвольного внимания происходит путем осознания значения предстоящей деятельности, пониманием ее цели. В этом возрасте происходит становление волевого действия, освоение норм и правил поведения [2, 301].

Например, сегодня ребенок дежурит по столовой, но ему хочется играть с другими детьми. Дошкольник сосредоточивает внимание на накрывании на стол, его привлекает процесс дежурства, ему доставляет удовольствие ровно расставлять столовые приборы, и усилий для концентрации внимания уже не нужно.

С взрослением ребенка внимание проходит эволюцию, так как зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности, меняются все виды и свойств внимания. А именно увеличивается объем внимания - ребенок может удерживать от 2 до 5 предметов. Автоматизация многих действии ребенка увеличивает возможность распределения внимания. Устойчивость внимания также постепенно возрастает, но произвольное внимание еще недостаточно устойчиво.

Специфика развития внимания в старшем дошкольном возрасте:

- увеличивается концентрация, объем и устойчивость;

- появляются компоненты произвольности в управлении вниманием;

- внимание приобретает характер опосредованного;

- появляются элементы послепроизвольного внимания. [11, 32]

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить, не теряя внимательность. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет, становятся менее важны, чем в 3-4 года [10, c.127].

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам. Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно другой, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным [8, c.91].

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость внимания недостаточно развиты, поэтому им следует уделить особое внимание в занятиях с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности вашего ребенка и не требовать от него невозможного.

В дошкольном возрасте внимание непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. Внимание ребенка дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему. Т.е. ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

После трёх лет внимание становится более устойчивым, к пяти годам дети осознано могут концентрировать внимание с помощью взрослого человека а к шести годам – достигает хорошего уровня, что очень важно в подготовке ребёнка к школе.. Самостоятельно ребенок начинает концентрировать и удерживать внимание на интересующем его предмете к шести годам.

В дошкольном возрасте уже отмечается различная степень устойчивости внимания у разных детей. Возможно, это связано с типом нервной деятельности, физическим состоянием и условиями жизни. Было замечено, что нервные и больные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций [4, c.172].

Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза. Младшие дошкольники рассматривают интересующие их картинки, могут заниматься определенным видом деятельности 6–8 секунд, а старшие дошкольники – 12–20 секунд.  Ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованностью.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание [20, c.45].

На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка (например, набор цветных карточек, которые являются внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры), и рассуждения вслух.

Помимо средств, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь.

Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом или иные обстоятельства (Когда складываешь башенку, выбираешь самое большое колечко. Так, правильно. А где теперь самое большее? Помни !!! и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата [17, c.33].

Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи.

Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Самыми эффективными занятиями для развития внимания у дошколят является игры. Занятия в игровой форме способствуют интенсивному развитию и устойчивости внимания. Процесс формирования произвольного внимания помогает привлечь малыша к новым видам деятельности. Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ребенку в дальнейшей школьной жизни.

Таким образом, внимание ребёнка в период дошкольного детства выражает его интерес к окружающим объектом и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер, появляются компоненты послепроизвольного внимания.

1.3. Возможности ментальной арифметики для развития внимания дошкольников

Ментальная арифметика – это методика обучения быстрому (почти мгновенному) счету. Она подходит для развития детей 4 – 14 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.

По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там дети учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная.

Ментальная арифметика была изобретена в Турции. Новаторская методика устного счета призвана дать понимание пространственности и состава числа. Она является прекрасной базой для дальнейшего изучения математики.

С помощью ментальной арифметики деткам (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запомнить цифры. Но: гениев из ваших детей эта методика не сделает, сколько бы вы ни занимались ею! Если интересно узнать, почему, читайте всю статью целиком.

Дошкольный возраст - это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет.

Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует. Все дети рождаются с преобладанием развития правого полушария мозга, которое отвечает за чувственное, образное и целостное восприятие мира. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Функцию правого полушария ребенка можно определить как "творческую", а левого - как "вычислительную" [20, c.47].

Для построения точных движений человек пользуется правой рукой (если он не левша, "подведомственной" левому полушарию, что требует постоянного анализа информации управления мышцами. И чем тоньше движение, тем больше объем подобной работы.

Главная цель педагога – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга. Любые задатки, которые генетически заложены в маленьком человеке, благодаря этому обучению, получают активное развитие.

Согласно исследованию, современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса - технологию «Ментальная арифметика». Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.). В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад. Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание «Ментальной арифметике» [19, c.53].

В основе методики лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счёту и смена типа нагрузок с логических на творческие. Стоит отметить, что быстрый счёт «в уме» является в ментальной арифметике не самоцелью, а лишь инструментом, который позволяет ребёнку задействовать свой интеллект с большей эффективностью, чем в других методиках подсчёта.

Дети учатся работать также и со стандартными способами подсчёта, комбинировать их удобным им способом и подбирать наиболее быструю стратегию в каждом из случаев.

Таким образом, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика положительно влияет на умственные и творческие способности ребенка, активизирует сразу два полушария, раскрывает потенциал, расширяет границы мышления, а также повышает уровень концентрации и объем запоминаемой информации.

Таким образом, внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса. Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах Абакус: методика, основанная 2000 лет назад, гармонично развивает оба полушария мозга. Программа предназначена для детей от 4 до 12 лет, но может быть освоена и в более старшем возрасте.

Внимание ребёнка к ментальной арифметике в период дошкольного детства выражает его интерес к окружающим объектом и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер, появляются компоненты послепроизвольного внимания.

Таким образом, занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников - это хорошее начало образования. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

2.1. Методика обучения ментальной арифметики дошкольников

В наше время важнейшей миссией дошкольного педагога является умение раскрыть потенциал и способности ребенка. Работа над вниманием и мышлением является ключевой, ведь именно эти качества формируют готовность к учебной деятельности и влияют на уровень успешности в будущем. Занятия, основанные на математических упражнениях и задачах, положительно сказываются на концентрации внимания. Нетрадиционные методы обучения, такие как «ментальная арифметика» имеют внушительный развивающий потенциал, но, к сожалению, пока внедряются медленными темпами, так как многие педагоги не могут до конца разобраться в особенностях, что лишает их возможности полноценно применить их в своей деятельности.

Ментальная арифметика является уникальной методикой обучения, корни которой тянутся с древних времен. Особенностью методики является применение древнекитайской счетной доски Абакус, работа с которой положительно влияет на динамику развития умственных и творческих способностей детей возрастной группы от 4 до 12 лет. Более 5-ти развитых стран нашей планеты активно используют данную методику для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Ментальная арифметика находится на пике своей популярности и востребованности в таких странах мира, как Малайзия, Китай, Таиланд, США.

Основная суть методики заключается в том, что в начале обучения ребенок учиться осуществлять арифметические действия при помощи физического контакта с доской Абакус, а вскоре переходит на продвинутый уровень, осуществляя все просчеты у себя в уме (ментально), пользуясь «виртуальным Абакусом».

На сегодняшний день было проведено множество исследований, нацеленных на определение степени эффективности применения методики ментальной арифметики, основанной на развитии и совершенствовании умения устного счета. Глубокий исследовательский анализ влияния методики на формирование психических аспектов личности показал впечатляющие результаты. На сегодняшний день существует множество научно подтвержденных статистик, которые говорят о положительном влиянии ментальной арифметики на когнитивное и творческое развитие двух полушарий мозга ребенка.

Ментальная арифметика является отлаженной программой обучения, которая состоит из 4 уровней. В свою очередь каждый уровень разделен на 3-4 этапа. После окончания нового уровня ребенок проходит тестирование и только потом переходит на новую ступень.

Обучение начинается с “базового уровня”, в рамках которого ребенок знакомится с методикой и начинает применять Абакус, решая простые арифметические задачи, учась складывать и вычитать числа. Данный уровень длится полгода. Затем ученик переходит на ментальный уровень, обучаясь технике проведения всех вычислений в уме (ментально). Следующие полугодие посвящено “среднему уровню”. После 9 месяцев обучения по программе ученик сдает специализированный экзамен и получает сертификат международного уровня, подтверждающий статус его знаний. Следующая ступень ⎼ продвинутый уровень, который характеризуется тем, что ребенок с легкостью проводит все арифметические вычисления с высокой скоростью, точностью и степенью концентрации. Завершающий уровень ⎼ уровень гения, в рамках которого дети показывают феноменальные способности по решению самых сложных арифметических задач в уме, отличную сосредоточенность, широкие грани мышления.

Каждый описанный выше уровень характеризуется уникальным планом обучения, который создается для каждого ученика по специально разработанным конспектам и практическим занятиям.

Одним из важнейших факторов успешности программы UCMAS является развитие лидерских качеств у детей школьного и дошкольного возраста. В процессе обучения ребенок обретает уверенность в себе и своих навыках, совершенствует свои способности, быстро развивается и опережает сверстников, что дает ему чувство широких возможностей, перспектив и побед. Таким образом формируется мотивация к обучению и достижению еще более высоких вершин развития.

Групповые занятия в ДОУ, которые работают по программе ментальной арифметики, проходят по отлаженной системе. Педагог зачитывает цепочку двузначных и трехзначных цифр, которые нужно не только запомнить, но и провести с ними вычисления в уме. Дети сосредоточенно слушают, концентрируются и формируют просчет ментально.

Эксперименты и научные исследования показывают впечатляющие результаты. Группа детей дошкольного возраста, которая прошла базовый уровень изучения ментальной арифметики по программе UCMAS, продемонстрировала прекрасную динамику умственного роста, развития внимания, гибкости мышления и памяти.

Основной вид деятельности в ментальной арифметике - счет на абакусе.

Абакус представляет собой рамку, в которую вставлены спицы, поделенные поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, которые позволяют ребенку визуализировать базовую десятичную систему. Манипулируя этими косточками, ребенок производит сложные арифметические действия. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5». Такое расположение (4+5=9) дает возможность представить на линейке все цифры от 0 до 9.

Значащим считаются косточки, придвинутые к средней разделительной планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это имеет важное значение, так как соответствует форме записи чисел слева направо, и вычисления на абакусе тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов. Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступными для понимания детей. Абакус является самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия [16, c.144].

Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.

Начиная с четырехлетнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать абакус для простых арифметических упражнений.

Обучение осуществляется в несколько этапов:

1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса. На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию, используя для этих операций обе руки.

2. Дети учатся воспроизводить действия в уме – работа с воображаемым абакусом. Второй этап начинается параллельно с предыдущим: дети учатся представлять себе инструмент для счета и производить действия на этом воображаемом (ментальном) абакусе. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счетов. Так ребенок учится производить предполагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками [5, c.89].

Через несколько занятий гибкий ум ребёнка становится способен воспринимать ещё больше информации, выполнять несложные спортивные упражнения параллельно со счётом и быстро переходить от вычислений к творческой нагрузке - песням, танцам и др. Чередование заданий и необходимость многозадачности равномерно развивают оба полушария и межполушарные нейронные связи.

Помимо этапов методики освоения менара, различают 10 уровней, каждый из них ученик проходит за 3-7 месяцев.

Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.

Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», с помощью флеш - карт (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах, на ментальном уровне.

Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.

Таким образом, занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников - это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

2.2. Анализ педагогического опыта развития внимания у дошкольников посредством ментальной арифметики

Рассмотрим педагогический опыт развития внимания у дошкольников посредством ментальной арифметики на примере воспитателя «МБДОУ Детский сад №2» г. Прокопьевска, Синицкой И.В.

Опыт обучения ментальной арифметике в «МБДОУ Детский сад №2», г. Прокопьевска, Синицкая И.В. охарактеризовала таким образом: «Вся работа на наших занятиях построена так, чтобы задействовать обе руки – мы рисуем одновременно и правой, и левой, играем в мячики, в качестве физкультминуток используем настольные игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Ребятам нравится, что у нас нет принуждения, учение проходит с увлечением, результаты заметны уже с первых уроков. Кроме того, для детей это не только интересные занятия и полезные знания, но и общение в особом, доброжелательном социуме».

В МБДОУ Детский сад №2 г.Прокопьевска Синицкая И.В. в настоящее время продуктивно использует известные за рубежом методики развития у детей интеллектуальных навыков, например скоростного счета в уме и так называемого брейн-фитнеса (гимнастики ума). Здесь присутствует не только обучение, в основе которого лежит умение быстро считать на специальных старинных счетах, отличающихся от обычных с десятками. (Abacus в переводе с английского и есть «счеты», потому и название методики звучит так же. Японцы же эту методику называют Соробан-обучение.)

Дошкольникам предлагаются адаптированные к условиям ДОУ методики обучающего общения и упражнения. Это арифметические упражнения на память: визуальную и слухоречевую, упражнения на внимание: произвольность, концентрацию (сосредоточенность), объем и устойчивость; упражнения формируют как умение сосредоточиваться на зрительной информации, так и на информации, поступающей через слух; упражнения на логику и нестандартное мышление: для этого детям на занятиях предлагаются дополнительные игры, пособия и задания, а также видеоматериалы; упражнения на межполушарное взаимодействие: сюда включены упражнения, направленные на увеличение скорости мыслительных процессов; создание глубинной мотивации к общению и обучению, когда на занятия одинаково с удовольствием ходят как успевающие дети, так и дети с трудностями в обучении.

На занятиях Синицкая И.В. использует различные материалы (пластилин, бумажные фигурки, деревянные кубики или брусочки), чтобы наглядно объяснить цель математических закономерностей. Дети с самого начала своего пути понимают, что знания будут применимы к реальности. Двигаясь от простых манипуляций к сложным абстракциям, они помнят, что делают это не для того, чтобы сдать «страшный» экзамен, а для использования новых знаний в жизненных ситуациях. Сами задания по ментальной арифметике содержат в себе особые педагогические возможности. Например, развивают социальные навыки: часто возникает необходимость объяснять вслух (рассказать сверстникам или воспитателю) способ решения задачи. А когда ребёнок объясняет причину своих действий и затруднений, ему легче будет их осознать и запомнить.

Занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике» — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.

Кроме счета, есть и другие дополнительные занятия для развития внимая, памяти, мышления. Это - рисование двумя руками (одновременно), различные головоломки (со спичками; «Колумбово яйцо» и др.), таблицы Шульте и т. д. Дети, дополнительные задания, воспринимают как отдых. Кричат «ура!» и проходят очередной лабиринт. Они постоянно вовлечены в процесс. На занятии дети успевают и попрыгать, и побегать, и поползать, и, при этом, успешно усвоить материал.

Таким образом, Детский сад №2» в настоящее время продуктивно использует известные за рубежом методики развития у детей интеллектуальных навыков, например скоростного счета в уме и так называемого брейн-фитнеса (гимнастики ума).

2.3. Образовательный проект «Тренировка для ума»

Сегодня система образования большинства стран преимущественно ориентирована на развитие левого полушария мозга, следствием чего является недостаточное развитие правого полушарие.

Но как же максимально задействовать правое полушарие мозга? Что сделать, чтобы оно активно принимало участие в выполнении повседневных дел. Как сделать так, чтобы левое и правое полушарие развивались гармонично?

На помощь к нам приходит ментальная арифметика, основанная на применении абакуса – предка наших современных калькуляторов.

Почему же столь древняя методика получает свое повсеместное распространение по всему миру именно сегодня? «БУМ Ментальной Арифметики» сегодня кроется в простоте и технологичности ее программ. Наше время и особенно время наших детей – это время быстрых побед. Всем известен феномен Гарри Поттер, когда дети массово принялись читать книги. Вот, что об этом говорит российский психолог Катерина Поливанова (Доктор психологических наук, заместитель директора Центра развития лидерства в образовании при Институте образования НИУ ВШЭ)

Ментальная арифметика уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Согласно исследованию, современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей от 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка.

На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Работа на абакусе развивает мелкую моторику пальцев, которые в свою очередь связанны с уровнем интеллекта. Любой взрослый может развить способности, но фундамент закладывается именно до 12-13 лет. Занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности.

«Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Поэтому необходимо развивать своих детей, в том числе этой уникальной программой ментальная арифметика. Навыки, которые развиваются, благодаря ментальной арифметике необходимы для ребенка, так как они сделают его жизнь счастливее, удовлетвореннее и успешнее. Освоение ментальной арифметики способствует следующему: активизации зрительной и слуховой памяти; умению концентрации внимания; совершенствованию смекалки и интуиции; креативному мышлению; проявлению уверенности в себе и самостоятельности; быстрому освоению иностранных языков; реализации способностей в будущем.

Цель проекта: развитие внимания у детей по средствам ментальной арифметики у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- развивать внимательность и наблюдательность;

- развивать моторику рук, усидчивость, аккуратность;

- пополнить предметно развивающей среды оборудованием для проведения занятия ментальной арифметики.

Для реализации данного проекта определены следующие его этапы.

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

Подбор диагностических заданий для выявления внимания у детей

Январь2020 г. долгосрочный этап

Педагоги ДОУ

Основной

Организованная образовательная деятельность:

- ООД Ознакомительное занятие с ментальной арифметикой (Приложение 1)

- ООД «Состав числа 5»(Приложение 2)

- ООД «Вспомни и запиши» (Приложение

- ООД «Дорога домой» (Приложение 4)

- ООД «Ёжики» (Приложение 5)

Проектная деятельность:

- Мини-проект «Математика в магазине одежды» (Приложение 6)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Ритмическая игра, способствует развитию координации «На алтайских горах» (Приложение 7)

Самостоятельная деятельность детей

- Упражнение «Закрась точку рядом с большим числом» (Приложение 6)

Пополнение предметно-развивающей среды:

- доска, демо-абакус, ученические абакусы (Приложение 9)

Совместная деятельность родителей и детей:

- Семейный досуг «Занимательная математика» (Приложение 10)

Работа с родителями

- Анкета для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей (Приложение 11)

- Мастер-класс для родителей: изготовление дидактической игры для детей 4-7 лет по ФЭМП «Пришей пуговицы к пальто и подбери шапочку с шарфиком» (Приложение 12)

Февраль - Апрель 2020 г. - долгосрочный этап

Педагоги ДОУ, родители, дети дошкольного возраста

Заключительный

Определение эффективности опробованной системы занятий

Анализ полученных результатов

Май 2020 года - краткосрочный этап

Педагоги ДОУ, родители, дети дошкольного возраста

Ожидаемые результаты

«Ментальная арифметика» для дошкольников - это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Поэтому необходимо развивать своих детей, в том числе этой уникальной программой ментальная арифметика. Навыки, которые развиваются, благодаря ментальной арифметике необходимы для ребенка, так как они сделают его жизнь счастливее, удовлетвореннее и успешнее. Освоение ментальной арифметики способствует следующему: активизации зрительной и слуховой памяти; умению концентрации внимания; совершенствованию смекалки и интуиции; креативному мышлению; проявлению уверенности в себе и самостоятельности; быстрому освоению иностранных языков; реализации способностей в будущем.

По результатам проведенной работы будут получены следующие результаты:

- внимательность и наблюдательность станут на более высоком уровне;

- моторика рук, усидчивость, аккуратность будут более развиты;

- пополнена предметно-развивающей среды оборудованием для проведения занятия ментальной арифметики.

Ментальная арифметика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. Практика и отзывы родителей доказывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешно включена в обязательную программу образования или быть, как сейчас, дополнительным, развивающим факультативом для детей.

«Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Рассмотрела педагогический опыт МБДОУ Детский сад №2 г.Прокопьевска Синицкой И.В., которая в настоящее время продуктивно использует известные за рубежом методики развития у детей интеллектуальных навыков, например скоростного счета в уме и так называемого брейн-фитнеса (гимнастики ума).

Разработан образовательный проект «Тренировка для ума», цель которого: развитие внимания у детей по средствам ментальной арифметики у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внимание является специфическим психическим процессом и выделяется среди других процессов - восприятия, памяти, мышления, - так как всегда сопровождает другие психические процессы. То есть оно выступает динамической характеристикой течения определенной познавательной деятельности. Таким образом, это особая форма психической активности человека, обязательное условие другой деятельности: человек воспринимает, запоминает, мыслит, но не но не может быть только «занят вниманием».

Внимание способствует скорейшему включению ребенка в познавательную деятельность, создает готовность к предстоящей работе. У рассеянного и невнимательного ребенка всегда будут пробелы в знаниях, даже при условии его выдающихся способностей и талантов [21, 122]. О недостатках произвольного внимания говорят большинство жалоб учащихся на то, что им «трудно понять», «трудно запомнить».

Внимание ребёнка в период дошкольного детства выражает его интерес к окружающим объектом и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер, появляются компоненты послепроизвольного внимания.

С взрослением ребенка внимание проходит эволюцию, так как зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности, меняются все виды и свойств внимания. А именно увеличивается объем внимания - ребенок может удерживать от 2 до 5 предметов. Автоматизация многих действии ребенка увеличивает возможность распределения внимания. Устойчивость внимания также постепенно возрастает, но произвольное внимание еще недостаточно устойчиво.

Ментальная арифметика выступает особым видом учебно-игровой деятельности, поскольку позволяет получить новые знания, а также закрепить их и обобщить. Поэтому они служат своеобразным средством обучения и присутствуют во всех системах дошкольного воспитания. Таким образом, это сложное педагогическое явление, выступающее одновременно игровым методом обучения, способствующем воспитанию личности ребенка, его самостоятельной игровой деятельностью.

Воспитатель в ходе занятий по ментальной арифметике ставит перед дошкольником задачи, которые требуют умственного усилия, сосредоточения внимания, умения осмыслить.

Ценность занятий по ментальной арифметике на развитие внимания определена тем, что в игровой деятельности процесс мышления и обучения проходит более легко и активно, трудности умственной работы преодолеваются легче, успешный результат умственного усилия приносит удовлетворение. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, что способствует его умственной активности. Также происходит накопление чувственного опыта посредством взаимодействия с игрушками и другими предметами

Увлечение ментальной арифметикой увеличивает способность ребенка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, способствует быстрому и прочному запоминанию. Все это делает ментальную арифметику ключевым средством подготовки дошкольников к школе.

На основании теоретического анализа нами разработан образовательный проект «Тренировка для ума», цель которого: развитие внимания у детей по средствам ментальной арифметики у детей старшего дошкольного возраста.

Проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свою цель и содержание деятельности.

Реализация проекта позволит достигнуть следующих ожидаемых результатов:

внимательность и наблюдательность станут на более высоком уровне

моторика рук, усидчивость, аккуратность будут более развиты

- пополнена предметно-развивающей среды оборудованием для проведения занятия ментальной арифметики

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, материал данной работы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений при планировании работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесова, В.Н. Дидактические1игры как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова; под ред. Н.Н. Поддьякова // Умственное воспитание1дошкольника. – Москва: Наука, 1972. – 360 с.

Ахтырская, Ю.В., Большакова С.А. Теоретические основы дидактической игры как средство1развития устойчивого внимания у детей1дошкольного возраста [Текст] / Ю.В. Ахтынская // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 3 (9). - С. 76-78.

Гаврина, С. Е. Развиваем1внимание [Текст] / С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - Москва: Академия развития, 2006. - 132 с.

Гонина, О.О. Психология дошкольного1возраста. Учебник и практикум [Текст] / О.О. Гонина. - Москва: Юрайт, 2015. - 465 с.

Гонина, О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров [Текст] / О.О. Гонина. - Москва: ООО "Издательство Спутник+". - 102 с.

Гуткина, Н. И. Психологическая подготовка1детей к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - Москва: Эксмо, 2003. - 208 с.

Керейтова, Ю.Д. Роль дидактических1игр в развитии познавательных процессов11дошкольников [Текст] / Ю.Д. Керейтова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - № 4 (6). - С. 267-268.

Кирилина, Н.Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы [Электронный ресурс] / Н.Ю. Кирилина // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/archive/149/41625/ (дата обращения: 11.04.2019).

Мазепина, Т. Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах [Текст] / Т. Б. Мазепина. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2002. - 32 с.

Маулешева, А.С. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников [Электронный ресурс] // Символ науки. 2016. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnaya-arifmetika-kak-netraditsionnyy-metod-obucheniya-ustnomu-schyotu-doshkolnikov (дата обращения: 11.04.2019).

Михайлова, З.А. Игровые занимательные1задачи для1дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. – Москва: Просвещение, 1990. – 412 с.

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие11игры [Текст] / Б.П. Никитин. – Москва: Просвещение, 1989. – 355 с.

Панова, Е.Н. Дидактические игры младший возраст [Текст] / Е.Н. Панова -Воронеж, 2007. – 350 с.

Петерс, В.А. Психология и педагогика / В.А. Петерс  – М.: Велби, 2005.

Петлякова, Э. Н. Развиваем память и внимание [Текст] / Э.Н. Петлякова, С. Н. Подгорная. - Москва: ИКЦ "Март", 2005. - 160 с.

Поддьякова, С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. [Текст] / С.Н. Поддьякова. – Москва: Наука, 1988. – 495 с.

Самкова, И.В. Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/21/didakticheskaya-igra-v-pedagogicheskom-protsesse-detskogo-sada

Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2012. - 367 с.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – Москва: Просвещение, 1997. – 360 с.

Цаплина, О.В. Технологии развития познавательной активности дошкольника [Текст] / О.В. Цаплина // Детский сад от А до Я. - 2016. - №1. - С. 44-53.

Чернявская, Е.Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Чернявская // Вестник экспериментального образования. - 2015. - № 3. - С.36-42.

Чутко, Н.Я. Развитие внимания дошкольника [Текст] / Н.Я. Чутко. – Москва: Просвещение, 1992. – 360 с.

Эльконин, Д.Б. Психология1игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - Москва: Владос, 1999. – 360 с.

Якобсон, С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 1999.-№ 5(сент.-окт.). - С.3-10.

Якобсон, С.Г. Внутренние11действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - №6 (нояб.-дек.). - С.19-25.

Просмотров работы: 238