Реинжиниринг – это коренная перестройка бизнес-процессов предприятия и всей его структуры.
Основной целью реинжиниринга бизнес-процессов является качественное улучшение отдельных направлений деятельности компании [1].
При проведении реинжиниринга бизнес процессов решаются следующие задачи.
1. Определяются бизнес-процессы, приоритетные для эффективной работы компании и соответствующие ее стратегическим целям.
2. Проводится анализ и оценка их оптимальности по параметрам: издержки, качество, скорость, информация, принятие решений и т.п.
3. Строится оптимальная модель выполнения процесса.
4. Определяются критерии качества, предъявляемые к конечному и промежуточным результатам, а также нормативы выполнения.
5. Перерабатываются или разрабатываются заново формы-носители информации о ходе и результатах выполнения каждой операции.
6. Разрабатываются административные инструкции (регламенты), детально регламентирующие последовательность и содержание работ каждого сотрудника, участвующего в бизнес-процессе.
7. Проводится тренинг сотрудников.
В первоначальный период работы по новым стандартам проводится детальный контроль за их выполнением с целью принятия сотрудниками новых моделей поведения и стандартов деятельности, а также оперативного выявления отклонений оптимизированной модели бизнес-процесса от меняющихся условий деятельности.
Весь процесс реинжиниринга можно разбить на этапы:
1. Формирование желаемого образа фирмы. Происходит в рамках разработки стратегии фирмы, ее основных ориентиров и способов их достижения.
2. Создание модели реального или существующего бизнеса фирмы. Воссоздается (реконструируется) система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои цели. Производится детальное описание и составление документации основных операций компании, оценивается их эффективность.
3. Разработка модели нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего бизнеса — прямой реинжиниринг. Для создания модели обновленного бизнеса осуществляются следующие действия:
Перепроектируются выбранные хозяйственные процессы. Создаются более эффективные рабочие процедуры (задания, из которых состоят бизнес-процессы). Определяются технологии (в том числе информационные) и способы их применения.
Формируются новые функции персонала. Перерабатываются должностные инструкции, определяется
оптимальная система мотивации, организуются рабочие команды, разрабатываются программы подготовки и переподготовки специалистов.
Создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга: определяется оборудование и программное обеспечение, формируется специализированная информационная система бизнеса. Необходимый для реинжиниринга уровень информационного обеспечения предполагает, что информация должна быть доступна каждому участнику проекта реинжиниринга в любой точке деловой единицы, возможно, одновременно в разных местах она однозначно интерпретируется.
Производится тестирование новой модели – ее предварительное применение в ограниченном масштабе.
При этом сама технология реинжиниринга бизнес процессов должна базироваться на выверенных принципах – подходах выработанных опытом проведения подобных изменений во многих компаниях.
Наиболее часто используемые принципы реинжиниринга бизнес-процессов:
перевод обслуживания одного процесса одному человеку или команде;
перепоручение принятия решений исполнителям, там где это возможно;
приведение типовых процессов к единому образцу;
отсечение параллельных, дублирующих процессов;
минимизация согласований и перепроверок;
оптимизация отношений с клиентом через единого менеджера;
введение вариантов процесса [2].
Всего принципов больше десяти, но в рамках данной работы рассмотрены несколько вариантов реализации принципов реинжиниринга.
Принцип «Введение вариантов процесса» это принцип отражения возможных ошибок и проблем.
Процессы имеют различные варианты исполнения. Традиционные процессы выполняются всегда идентично. Поэтому они оказываются очень сложными, так как учитывают различные исключения и частные случаи. Как правило, сложных случаев не так уж много – менее 20%. В результате 80% времени тратится на 20% работы. Новые перепроектированные процессы должны иметь различные версии для различных ситуаций, что очень актуально при быстром изменении рынка. Процесс начинается с некоторого проверочного шага, определяющего, какая версия наиболее подходит к данной ситуации. Отдельные версии процесса являются ясными и простыми, т.к. каждый вариант ориентирован только на одну соответствующую ему ситуацию [2].
На рисунке 1 показан пример реинжиниринга бизнес-процесса «Заполнение заявки на оказание услуг» с использование данного принципа.
Рисунок 1 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе принципа различных вариантов исполнения
Как видно из рисунка 1, на диаграмме «Как будет» (справа) в результате реинжиниринга процесс заполнения заявки на оказание услуг имеет различные варианты исполнения, появилась возможность удаленно заполнить заявку, у заказчика нет необходимости выезжать в офис, тем самым он экономится время и снижается стоимость бизнес-процесса.
Принцип «Уменьшение проверок и управляющих воздействий» основан на том, что проверки и управляющие воздействия непосредственно не производят материальных ценностей, поэтому задача реинжиниринга — сократить их до экономически целесообразного уровня. Еще один вид работ, не производящих непосредственных ценностей для заказчика, — это согласования. Задача реинжиниринга состоит в минимизации согласований путем сокращения внешних точек контакта [3].
На рисунке 2 показан пример реинжиниринга бизнес-процесса «Найм персонала» с использование данного принципа.
Рисунок 2 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе принципа уменьшения проверок, согласований и управляющих воздействий
Как видно из рисунка 2, в результате реинжиниринга в процессе минимизируется количество согласований, тем самым время выполнения процесса существенно уменьшается, согласование проводится единожды, после того, как все подготовительные работы перед собеседованием были проведены.
На рисунке 3 показан пример реинжиниринга бизнес-процесса «Обращение в банк» с использованием принципа «Горизонтальное сжатие».
Рисунок 3 – Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе принципа «Горизонтальное сжатие»
На рисунке 3 в диаграмме «Как будет» показано, что в результате реинжиниринга уменьшается число операций в бизнес-процессе, что повлечет уменьшение исполнителей бизнес-процесса. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению как времени, так и стоимости бизнес-процесса.
Поскольку реинжиниринг имеет дело с самими процессами, которые разбиваются на отдельные стадии, это дает возможность проведения анализа слабых мест, устранения их и тем самым обеспечения целостности и эффективности всей сети бизнес-процессов предприятия.
Список использованных источников
1.Попов Э. В. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии/ Попов Э. В. М.:МИР, 2008.- 311 с.
2.Блошинина Е. Г. Реинжиниринг бизнеса/ Блошинина Е. Г. М.:Финансы и статистика, 2010.-152с.
3. Абдакиев Н. М. Реинжиниринг бизнес - процессов/ Абдакиев Н. М. -М.: Эксмо, 2009.- 229с.