ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Новиков А.А. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный политехнический универси-тет",
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы обусловлена тем, что качество строительства –комплексная проблема, включающая в себя соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов всеми участниками строительного процесса, а государственный контроль качества в рассматриваемой области выступает одной из существенных гарантий соответствия последнего установленным нормам и правилам.

В настоящее время регулирование сферы строительства в Российской Федерации рассматривается как система управления соответствующим видом деятельности при обязательном регулирующем на нее воздействии со стороны органов государственного управления [1, с. 522].

Вмешательство государства в регулирование строительной деятельности необходимо для объединения государственных (общественных) и индивидуальных интересов, с целью развитии крупных пропорций (соотношений) в экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости [2, с. 53].

Но в строительстве роль государства не ограничивается только этими обстоятельствами. Основное требование к качеству строительных объектов - их безопасность.

Одна из наиболее значимых функций органов государственной власти в сфере строительства – планирование, организация и проведение государственного строительного надзора. Государственный надзор в сфере градостроительства необходим для обеспечения безопасности граждан при проживании и использовании для других целей строительных объектов. Государственный строительный надзор является единственным из государственных институтов, в названии которого содержится непосредственное указание на его контрольно-надзорную природу [5, с. 39].

Государственный градостроительный надзор исполняется в форме проверок. Проверка осуществляется в отрасли строительства с целью выяснить соблюдены ли требования к реализации подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, установке сетей инженерно - технического обеспечения (наружных и внутренних сетей в том числе), конструкций надземной и подземной частей, инженерных систем и оборудования.

Важную роль в осуществлении государственного воздействия на строительную отрасль отводится федеральным органам исполнительной власти, которые подразделяются на:

-федеральные министерства;

-федеральные службы;

-федеральные агентства [4, с. 85].

Система региональных органов власти в управлении схожа с федеральными органами, которые в регионах имеют свои территориальные подразделения (комитеты, управления, департаменты), входящие в состав федеральных министерств, служб, агентств. На региональном уровне управление и государственное регулирование сферы строительства и жилищно-коммунальных хозяйств осуществляют следующие отраслевые органы:

-департаменты (комитеты) по строительству;

-департаменты (комитеты) по жилищно-коммунальному хозяйству.

Статья 53 Градостроительного кодекса РФ обязывает осуществлять контроль качества строительных работ при возведении любых объектов [5]. Государственный контроль качества в строительной отрасли–это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по контролю за качеством выполнения строительных работ и наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых:

-подтвердить, что проводимые работы соответствуют требованиям нормативных документов –проекта, технических регламентов, правил безопасности (в том числе экологической);

-осуществляются с соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой.

При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика. В рассматриваемом контексте необходимо отметить основные цели контроля за строительными работами [6, с. 523]:

-обеспечение надлежащего качества строительных работ. К сожалению, компетентность и добросовестность исполнителя не всегда удается оценить заранее. Нередки случаи, когда подрядчик нарушает технологию, упрощает инженерные решения, установленные проектом, в результате чего неизбежно возникают проблемы при эксплуатации готового объекта [7, с. 90];

-гарантия использования предусмотренных проектом строительных материалов и конструкций. Недобросовестный исполнитель работ может в корыстных целях заменить материалы более дешевыми, менее качественными. Вследствие этого снижаются эксплуатационные свойства здания, нарушаются экологические нормы, не говоря о том, что обманутый застройщик теряет средства;

-контроль бюджета, отсутствие неоправданных расходов в связи с некорректно составленной сметой подрядчика. Этот пункт особенно важен, если учесть, как часто встречаются в практике строительства случаи обмана заказчиков путем преднамеренного завышения цены материалов и преувеличения объемов работ.

Уполномоченные должностные лица контролируют каждый этап строительных работ на предмет их соответствия действующим техническим, проектным и законодательным нормативам. Оценке подлежит качество выполнения работ и их результатов. По итогам проверки составляется акт [6, с. 524].

В сферах производственного сектора и жилищного строительства сформировалась целая система государственного контроля, при этом выделяются следующие методики и формы контроля:

-техническое регулирование;

-государственный строительный надзор;

-выдача разрешений на возведение объекта;

-образование цены и сметная документация.

Объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска. Периодичность проверок в период строительства зависит от присвоенной объекту категории риска и составляет:

а) для категории высокого риска –не более 12 проверок;

б) для категории значительного риска –не более 10 проверок;

в) для категории умеренного риска –не более 7 проверок. Государственный строительный контроль:

-обеспечивает своевременную реализацию проекта;

-дает подтверждение безопасности строительных работ и последующей эксплуатации объекта;

-подтверждает соблюдение закона.

В ходе проведения государственного контроля качества строительства контролирующий орган должен:.

-проверять проектную документацию на предмет наличия всех требуемых документов и их соответствия нормативам [8, с. 268];

-контролировать правильность составления сметы подрядчиком, в том числе корректное применение расценок;

-контролировать качество применяемых материалов, оценивать их соответствие проекту, проверять наличие сертификатов и другой документации;

-следить за тем, чтобы работы выполнялись согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам;

-контролировать соблюдение правил хранения материалов;

-обеспечивать оперативное выявление и устранение нарушений и др.

Типичная ситуация в строительной сфере–сокрытие результатов проведенных работ последующими операциями. Несвоевременное выявление нарушений может потребовать разбора конструкций или негативно повлиять на показатели безопасности возводимого объекта. Поэтому контролирующий орган в обязательном порядке осуществляет приемку скрываемых работ с составлением акта освидетельствования [9, с. 55].

Таким образом, инструментально строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых – подтвердить, что проводимые работы соответствуют требованиям нормативных документов: проекта, технических регламентов, правил безопасности (в том числе экологической), и что они осуществляются с соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой. Государственный контроль качества в рассматриваемой области выступает значимым аспектом, так как позволяет не только соблюсти нормы законодательства, но и обеспечить финансовую безопасность.

Библиографический список:

Лукашева И.А., Паулов П.А. Государственный контроль как функция государственного управления// Научные исследования и разработки 2018: сборник статей по итогам XXXIV Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2018. –С. 522-523.

Бем Э.Ю. К вопросу о государственном контроле качества в строительной отрасли// В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации. Материалы XL Международной научно-практической конференции. 2018. С. 53-55.

Непомнящих И.А. Государственный строительный надзор// В книге: Современные проблемы правотворчества и правоприменения. Байкальский студенческий юридический форум-2019: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственные редакторы Э.И. Девицкий, С.И. Суслова. 2019. С. 39-42.

Чувашова А.А. Понятие и роль государственного строительного контроля и надзора// Юридические науки как основа формирования правовой культуры современного человека: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа, 2018. – С. 85-87.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

Лукашева И.А., Паулов П.А. Государственный контроль как функция государственного управления // Научные исследования и разработки 2018: сборник статей по итогам XXXIV Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2018. – С. 522-523.

Максимова М.В., Слепкова Т.И. Учет и контроль технологических процессов в строительстве // Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва, 2016. –211 с.

Доладов Ю.И., Доладова И.П., Хмылёва О.Ю. Контроль качества проектной документации// Инновационные стратегии развития экономики и управления сборник статей. Самара, 2017. – С. 268-273.

Бем Э.Ю. К вопросу о государственном контроле качества в строительной отрасли// В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации. Материалы XL Международной научно-практической конференции. 2018. С. 53-55.

Просмотров работы: 10