Особенности управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды

Генрих А.А. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный политехнический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проведенный анализ подходов к управлению проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды позволил сделать ряд важных выводов:

1) проекты, направленные на создание комфортной городской среды должны охватывать все населенные пункты (не только крупные города и мегаполисы, но и малые города), при этом малые города, очевидно, будут вовлечены в федеральные программы, поскольку у них, как правило, нет возможности для благоустройства территорий за счет собственных бюджетов, при этом возможны и другие источники средств на благоустройство (в том числе меценатская или спонсорская помощь);

2) при разработке концепций проектов благоустройства необходимо учитывать интересы различных групп населения;

3) проекты создания комфортной городской среды, особенно в крупных городах, где идет строительство с той или иной интенсивностью, не должны опираться только на федеральные средства в рамках соответствующих программ (прежде всего имеется ввиду программа «Формирование комфортной городской среды»); застройщики (как жилых зданий, так и коммерческих объектов) в проектах по застройке территорий должны планировать и обосновывать благоустройство дворовых и прочих прилегающих к возводимым объектам территорий; также одним из действенных механизмов привлечения средств может стать волонтерское движение по благоустройству территорий, меценатская и спонсорская помощь, и средства региональных и местных бюджетов; одним словом, создание комфортной городской среды - это не только мероприятия в рамках соответствующих госпрограмм, но и целенаправленная комплексная работа вне рамок этих программ;

4) проекты благоустройства должны охватывать все территории (зоны) городов, включая исторические центры, селитебные территории, окраины, территории многоэтажной, малоэтажной и индивидуальной застройки;

5) органы государственной власти и особенно муниципальных образований должны стать главной направляющей и организующей силой в реализации проектов благоустройства: на них возложены задачи по формированию нормативно-правовой базы, стратегии, разработки стандартов благоустройства, контроль за освоением выделенных средств в рамках программ по благоустройству, контроля за ходом проведения работ и т.д.

В соответствии с представленными выводами и опираясь на установленные правила и порядок проведения работ по благоустройству территорий в рамках проектов по формированию комфортной городской среды составим общую схему управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды (рис. 1).

Проекты благоустройства с целью формирования комфортной городской среды

Проекты благоустройства, реализуемые в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах

Проекты благоустройства, реализуемые вне рамок государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах

Территории со сложившейся застройкой

Территории с вновь построенными и введенными в эксплуатацию объектами

Общественные территории, в том числе места массового отдыха населения

Дворовые территории

Органы региональной и муниципальной власти

Застройщики

Архитекторы и проектировщики, специализированные организации по проектированию благоустройства территорий

Общественные организации

Население

Предприятия и организации всех форм собственности

Средства федерального и регионального бюджетов

Средства застройщиков

Средства муниципального бюджета

Средства предприятий и организаций и проч.

Все группы и категории населения

Рис. 1 Общая схема управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды (разработано автором)

Все проекты благоустройства, осуществляемые с целью создания комфортной городской среды, делятся на соответствующие проекты в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах и проекты, реализуемые вне данной программы. Это подчеркивает то, что проекты благоустройства территорий должны осуществляться не только по государственной программе (как по мнению многих и реализуется создание комфортной городской среды), но и в рамках других многих направлений деятельности с участием разных субъектов. Вне рамок государственной программы «Формирование комфортной городской среды» проекты благоустройства также осуществляются на уровне муниципальных программ благоустройства территорий городов, а также частные проекты благоустройства (за счет средств инвесторов, различных организаций и граждан).

Анализ подходов к управлению проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды показал, что все объекты благоустройства с целью создания комфортной городской среды делятся на территории со сложившейся застройкой и территории с вновь построенными и введенными в эксплуатацию объектами. Если первая группа объектов (территорий) - это прерогатива государственной программы по формированию комфортной городской среды, а также деятельности муниципалитетов в области благоустройства территорий, предприятий - в отношении прилегающих к их офисам и прочим объектам территорий, управляющих компаний - в отношении подведомственных им дворовых территорий, то для второй группы территорий - это решение задачи создания комфортной среды территорий застройщиками. Здесь фактор территории выходит на первый план, следовательно, более тщательное внимание застройщика к общественным прилегающим зонам застройки - это другой подход, отличающийся от просто продажи квартир. Строительство микрорайона для жизни с учетом современных предпочтений населения к уровню благоустройства, а не просто квадратных метров жилья - это, на наш взгляд, задача застройщиков на современном этапе, формирование предпосылок для улучшения качества жизни населения. Покупая новое жилье в районе комплексного освоения территории, жительстремится к покупке и соответствующего качества окружающей среды (качества жизни), поскольку приобретение жилья в районе с продуманной комфортной системой благоустройства существенно отличается от точечных проектов с минимальным количеством элементов благоустройства (только для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).

В условиях нового времени качество жизни формируется возможностью проведения полезного и разнообразного досуга на своей территории, без необходимости выезжать за пределы микрорайона в город. Помимо инфраструктуры (социальные, торговые и деловые объекты), качество жизни формируется общественными пространствами – дворами, парковыми зонами, бульварами.

Аналогичные задачи и при строительстве других, нежилых объектов - коммерческих зданий и объектов социальной инфраструктуры.

В соответствии с вышеизложенным распределением задач по комплексному освоению территорий и благоустройству субъекты также делятся на отдельные группы, за каждой из которых закреплен ряд полномочий по вкладу в формирование общей комфортной городской среды. На органы региональной и местной власти ложится ответственность за реализацию государственных программ по формированию комфортной городской среды, а также выполнение функций по благоустройству вверенных им территорий, контролю за соблюдением требований по благоустройству со стороны субъектов (предпринимателей, управляющих компаний и т.д.). Участие населения, общественных организаций в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды не является обязательным и регламентируется только рекомендациями. В частности, в Рекомендациях от Минстроя РФ [1] определены формы и механизмы общественного участия в проектах комплексного благоустройства городской среды, порядок обсуждения проектов комплексного благоустройства. Эти рекомендации предназначены для жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта.

Кроме этих полномочий по общественному участию - общественному обсуждению проектов комплексного благоустройства, эти субъекты, как уже было указано, осуществляют ряд конкретных мероприятий по благоустройству территорий: в обязанности управляющих компаний входят вопросы организации благоустройства дворовых территорий, для предпринимателей - благоустройство прилегающих в занимаемых ими зданий территорий (укладка тротуарной плитки, облагораживание территорий цветниками, другими декоративными элементами).

Архитекторы и проектировщики, специализированные организации по проектированию благоустройства территорий принимают непосредственное участие в разработке проектов комплексного благоустройства территорий. Наиболее значимыми из этих организаций в настоящий момент является консалтинговая компания КБ Стрелка. Данной компании интересен город как комплексная система. Задача компании — качественное изменение российских городов и создание в них современной комфортной среды [2]. Данной компанией реализованы десятки проектов по комплексному благоустройству городской среды во многих городах Российской Федерации, в том числе малых годах. При этом проекты являются нетиповыми, уникальными с учетом местных характеристик застройки и ландшафтной среды. В настоящее время компания взаимодействует в Дом. РФ в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», координируемого Минстроем России. Дом.РФ и КБ Стрелка разрабатывают Стандарты комплексного развития территорий — конструктор решений для развития качественной городской среды в городах России. Их цель — приспособить российские города к вызовам времени и сделать их привлекательными для притока человеческого капитала. КБ Стрелка также разработала Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы — документ, рекомендующий планировочные решения для повышения комфорта городской среды. Он задействован в обновлении 212 столичных объектов.

Формы и уровни участия для разных субъектов в целом происходит в виде инициировании создания проекта благоустройства, участия в обсуждении проектов комплексного благоустройства городской среды, участия в проектировании и всех последующих действиях, связанных с реализацией проекта, заканчивая оценкой качества и эффективности реализованного проекта.

Общественное участие может быть также реализовано в том, что заинтересованные стороны могут принимать участие в реализации проектов и осуществлять работы, не требующие специальных допусков, лицензий или высокопрофессиональных навыков (например, при развитии дворовых территорий, создании детских игровых и обучающих пространств и т.п.).

Застройщики осуществляют свои работы по комплексному освоению территорий, как уже было сказано, на предоставленных для строительства участках и прилегающих к ним территорий.

Это подчеркивает важность работы в сфере благоустройства и создания комфортной для жизни среды жизни людей по всем направлениям работы и из всех источников финансирования.

Библиографический список:

1. Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды. Минстрой РФ. – Режим доступа: http://zhel-ilimskoe.irkobl.ru/ monogorod/ komfortnaya-sreda/prezentatsiya-rekomendatsii-po-organizatsii-obshchestvennogo-uchastiya-v-realizatsii-proektov-kompleksnogo-blagoustroystva-sredy%20(1).pdf

2.Сайт компании КБ Стрелка. Режим доступа: https://strelka-kb.com/

Просмотров работы: 17