Олимпийский "политические" игры: как работала пропаганда в Третьем Рейхе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Олимпийский "политические" игры: как работала пропаганда в Третьем Рейхе

Антоновская В.В. 1, Блохина Н.В. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обратимся к истории и выясним, почему же именно Германия была удостоена чести принять Олимпийские игры? На проведение игр 1936 года у себя на родине претендовало рекордное количество стран: Италия, Венгрия, Ирландия, Франция, Финляндия, Швеция, Испания, Аргентина, Бразилия, Египет и Германия. Причем, последняя выдвинула от себя аж четыре города - Берлин, Кельн, Нюрнберг и Франкфурт-на-Майне. По результатам голосования были выбраны два претендента – Барселона и Берлин, а голоса впоследствии разделились 16:43 в пользу Берлина.

Чем был обусловлен такой разрыв голосов в пользу Германии? Есть несколько факторов, влияющих на их распределение.

Начнем с того, что Пьер де Кубертен, инициатор проведения современных Олимпийских игр, установил правило – игры должны быть свободны от влияния политической предвзятости. Германия несколько лет подряд прибывала в изоляции из-за поражения в Первой мировой войне, к тому же, проведение летней Олимпиады 1936 в Германии стало бы компенсацией за отказ Берлину в 1916 году принимать VI Олимпийские игры на своей территории.

Также, МОК (Международный Олимпийский Комитет) полагал, что проведение данного спортивного мероприятия поможет преодолеть Германии затяжной кризис.

Время выбора места проведения игр происходило в 1931 году. В это время национал-социалистическая партия еще не пришла к власти – существовала Веймарская республика, которая вполне устраивала МОК. Морально-этические нормы еще не исказились под гнетом идеологии нацистов, поэтому причин голосовать против немецкого народа ни у кого не было.

И пусть Берлин как место проведения мероприятия был назначен в 1931, активная подготовка к играм началась только после прихода нацистов к власти, что вызвало большие проблемы, ставя вопрос о смене места Олимпийских игр.

Пришедшая к власти НСДАП во главе с Адольфом Гитлером стала проводить открытую политику ненависти в отношении неарийских рас, сопровождающуюся массовой чисткой евреев. Отовсюду звучали лозунги «Juden sind hier unerwünscht» (Евреи здесь не нужны). Еще больше накаляло обстановку увольнение евреев из германского спорта и околоспортивной бюрократии.

Естественно, МОК не мог абстрагироваться от волны негодования по этому поводу – общественное мнение с каждым новым расистским и антисемитским слоганом, выдвигаемым партией, становилось все более негативным. Поэтому в адрес председателя оргкомитета берлинской Олимпиады – Карла фон Хальта, был выслан запрос от президента МОК, на который

Хальт дал следующий ответ: «Если антигерманская пресса требует поднятия внутренних германских отношений до олимпийского уровня, то это вызывает сожаление и показывает, в худшем случае, недружелюбное отношение к Германии. Германия находится в самом разгаре национальной революции, характеризующейся необычайной, беспрецедентной дисциплиной. Если в Германии есть те, кто мешают Олимпийским играм, то они приходят из кругов, которые не понимают олимпийского духа. Их голоса не следует воспринимать всерьез».

В июне 1936 года была созвана комиссия по защите олимпийского движения, которое объявило, что Олимпийские игры не могут проходить в тоталитарном государстве, где господствуют идеи расизма. Появилось протестное движение, которое агитировало общественность и МОК перенести игры в Барселону.

Однако, и Германия не бездействовала. В короткие сроки с улиц Берлина были убраны слоганы и объявления, дискриминирующие так называемые неарийские расы. Правда, произошло это всего лишь на несколько месяцев, но этого было достаточно для того, чтобы проведение Олимпийских игр осталось за Берлином. В Третий Рейх были направлены многочисленные комиссии, проверяющие столицу на пригодность. Нацистскую Германию посетил сам Пьер де Кубертен, который был поражен и очарован размахом подготовки к предстоящим играм. Также, он выступи с речью по государственному радио Германии, назвав Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи».

Действия МОК, направленные на сохранение места проведения Олимпиады в Берлине в 1930-х годах, после Второй мировой войны были признаны неприемлемыми и ошибочными. Международный олимпийский комитет принес свои извинения.

Теперь перейдем непосредственно к самому проведению Олимпиады и механизмам манипуляции. Адольф Гитлер был резко против идеи участия, как он выразился, в играх, «созданных масонами и евреями». К его мнению примкнул Национал-социалистический союз студентов (NSDStB), считавший, что арийские спортсмены не должны соревноваться с представителями «неполноценных» народов.

Но Гитлера удалось переубедить. Это сделал Йозеф Геббельс, министр просвещения и пропаганды Третьего Рейха. Он объяснил Гитлеру, что Олимпийские игры могут стать мощной пропагандой нацизма, поднять и укрепить авторитет Германии на международной арене. Геббельс считал, что проведение такого масштабного мероприятия, на которое прибудут делегации из разных стран, будет способствовать созданию образа «новой Германии» - свободной от внутриполитических конфликтов, с сильным лидером и народом. К тому же, нельзя было игнорировать и материальные причины, на которых министр также сделал акцент (приток иностранных капиталов в страну, следствием чего стал бы выход из политической изоляции). В итоге, Гитлер соглашается и дает добро на проведение игр.

Бюджет, отведенный на реализацию спортивного мероприятия, был увеличен с 3 миллионов рейхсмарок до 20 миллионов. В короткие сроки строится новый спортивный комплекс, стадион на 86 тысяч мест, открытая арена, плавательный бассейн, открытый театр, манеж для верховой езды, отдельный хоккейный стадион и Олимпийская деревня Wustermark или как ее называл Гитлер – деревня мира. Кстати, эта деревня, помимо своего прямого назначения, использовалась нацистами как место для заседаний, некоторые из которых проходили параллельно с приветствием иностранных спортсменов.

Гитлер хотел провести параллель между Германией и древним Римом, в который раз стараясь подчеркнуть наследственность арийской расы от своих античных предков. Эта идея воплотилась в построенных к Олимпиаде объектах. Главный Олимпийский стадион, разработкой которого занимался Вернер Марх, должен был иметь металлический каркас, но по решению фюрера проект был пересмотрен и металл заменили на натуральный камень, который придал стадиону античности. В жизнь этот проект воплотил любимый архитектор Гитлера – Альберт Шпеер.

Мало кто знает, но идея эстафеты с Олимпийским огнем, во время которой зажженный факел проносят по всей стране, принадлежит министру пропаганды Третьего Рейха – Йозефу Геббельсу, и тоже является фактом, показывающим, что Германия – прямая наследница традиций своих древнеарийских предков. Огонь для игр 1936 года по заказу Геббельса в Германию доставили прямиком из Олимпии. Факел по стране несли идеально отобранные для этого юноши, соответствующие по всем параметрам идеальным арийцам. Эта церемония имела огромное значение для национал-социалистического движения. Чтобы понять, что конкретно символизировала данная эстафета, достаточно обратиться к строкам немецкого поэта-нациста того времени - Генриха Анакера, в которых он описывает огонь, идущий от одного марафонца к другому как нечто, что сохранится и будет передаваться несмотря ни на что. Очевидно, что огонь тут – символ идей нацизма, которые должны чтиться и распространяться от поколения к поколению, всегда. Впоследствии, идею эстафеты с олимпийским огнем приписали Карлу Диму, чтобы вычеркнуть имя Геббельса из истории, дабы не порочить сохранившуюся традицию.

Разработанные плакаты и эмблема для игр помимо Олимпийских колец содержала в себе и нацистскую символику, которая была распространена повсеместно. Это был способ манипуляции общественным сознанием, также выведенный Геббельсом. Механизм многократного повторения и демонстрации государственных символов Третьего Рейха наряду с олимпийскими действовал на сознание таким образом: Олимпиада, то есть априори торжественное мероприятие, которое пробуждает в людях позитивные эмоции, переносила их и на остальные символы, относящиеся уже непосредственно к Германии и ее идеологии. Даже гитлеровское приветствие (вскинутая вверх правая рука) вскоре начало использоваться иностранными спортсменами, которые до этого данный жест считали неприемлемым. По словам историка Иохима Феста, нацистское приветствие до такой степени стало ассоциироваться с играми, что впоследствии нареклось «олимпийским приветствием» того времени. Такого результата удалось добиться только благодаря подмене понятий и грамотному воздействию на эмоции толпы.

Также, к машине пропаганды Геббельса подключается режиссер Лени Рифеншталь, снявшая фильм «Олимпия», целиком и полностью посвященный Олимпийским играм в Германии. Шедевр кинодокументалистики был ориентирован на античность и образ Германии-наследницы Священной Римской Империи. Геббельс хотел, чтобы мир увидел не просто хронику Олимпийских игр, а все величие Германии и арийцев.

Игры в Берлине должны были показать превосходство немецкой расы над другими, и для этого делалось все возможное. Помимо геббельсовской пропаганды, давление оказывали и на самих прибывших иностранных спортсменов. Сборную Франции измучили проверками, за чернокожими атлетами и евреями (представляли другие страны) был постоянный надзор. Все делалось для того, чтобы выявить слабые места команд, благодаря которым первенство в любом зачете получила бы Германия. Например, боксеру Эриху Зелигу пришлось отказаться от титула чемпиона Германии по борьбе в среднем весе только из-за того, что он был евреем. Другому боксеру цыганского происхождения Иоганну Трольманну, который стал чемпионом в полутяжелом весе, тоже не повезло. Его лишили титула из-за того, что он являлся «недостаточно хорошим боксером». Был проведен новый поединок, устроенный так, что при любом раскладе Трольманну не победить. Спортсмену запретили использовать его тактику, с помощью которой он мог блестяще уклоняться от ударов противника. Из-за этого боксеру пришлось несладко: Иоганну приходилось только обороняться от тяжелых ударов Густава Эдера, мужественно выстояв пять раундов, но под конец, не выдержав, упасть на ринге, истекая кровью. Пропаганда и давление на другие команды дали свои плоды и Германия стала страной-победительницей на XI Олимпийских играх.

Удалось ли Германии показать свое могущество и продемонстрировать преимущества национал-социализма? Ответ очевиден – да. Олимпиада в Берлине прошла с небывалым размахом и в торжественной атмосфере, длившейся от открытия и до закрытия игр. Если перед Олимпийскими играми зарубежные издания пестрили заголовками и статьями, в которых срывались на МОК и требовали перенести игры в другую страну, то после соревнований практически каждая известная газета фонтанировала эмоциями, одаривая Германию хвалебными словами. Известные и по сей день «New York Times» сняли репортаж об этих Олимпийских играх, поражаясь тому, как немцы смогли так быстро сплотиться и «вернуть Германию в лоно нации». Эту мысль подхватили и другие издания, выражая в своих статьях надежду о возникновении новой, человечной страны. Такой, какой Германия была на играх.

Но их надеждам не суждено было сбыться: примерно через месяц после закрытия Олимпиады, на улицы страны вернулись юдофобские лозунги, возобновились гонения на представителей «нечистых» рас. Германии удалось на некоторое время выйти из-под пристального наблюдения других стран благодаря Олимпиаде и усыпить их бдительность, чтобы развернуть свою человеконенавистническую кампанию с новыми силами, используя, в том числе, и те методы пропаганды, которые появились и удачно проявили себя в августе 1936 года.

Третий Рейх пал, МОК публично принес извинения, все страны, участвовавшие в Олимпиаде 1936 года и пострадавшие от нацистской Германии, получили пример проведения игр, которому лучше никогда не следовать. Но, как мы знаем, история циклична и вновь появилась страна, которая вплела политику в спорт, желая доказать свое могущество и преимущество. К сожалению, речь идет о России. Началось все с Олимпиады 2010 года в Ванкувере, когда наша страна не вошла даже в десятку стран-победительниц, заняв 13 место в командном зачете. Это был огромный удар по престижу России и по нашему спорту. Но после Олимпиады в Сочи, которая прошла в 2014 году, ситуация резко изменилась – отечественная сборная выиграла соревнования, завоевав 33 медали.

Как за четыре года страна смогла подняться до звания абсолютного лидера, а уже на следующей Олимпиаде 2018 года выступать под нейтральным флагом? Ответ простой. В погоне за мнимым преимуществом, политическая элита готова на действия, которые зачастую не найдут оправдания. В случае Германии — это создание спартанских условий на играх для иностранных спортсменов. В случае России – допинг. Средства достижения разные, но цель одна – показать величественность и силу своего народа. И если у Германии после Олимпиады, по большому счету, возникли только экономические проблемы – строительство главного стадиона окупилось лишь на треть, то у России дела обстояли куда хуже. Спустя два года после Олимпийских игр разразился допинговый скандал. Основываясь на расследовании бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, профессор Ричард Макларен в своем докладе утверждал, что во время зимней Олимпиады в Сочи действовала система подмены проб Российских спортсменов. Сделал заявление и медицинский директор МОК Ричард Баджет, сказавший: «нас в Сочи грубо обманули». И если в 2016 году WADA признал несостоятельность большинства обвинений в адрес российских спортсменов и вернул награды, то сейчас из-за допинга Россия отстранена от участия в предстоящих Олимпийских играх в Пекине.

Как во времена гитлеровской Германии, так и сейчас спорт является мощным политическим оружием. С его помощью государство может пропагандировать свои ценности и идеалы, совмещая это с честной борьбой за право считаться лучшей спортивной нацией. Но зачастую те, в чьих руках находится ответственность за проведение и контроль спортивных соревнований, в нашем случае Олимпийских игр, забывают о самом главном: Олимпиада - не место политических интриг. Это игры, где помимо спортивных достижений устанавливаются межкультурные связи и дружественный диалог между странами-участницами, который очень легко нарушить и тяжело наладить.

Список литературы:

1 История Олимпийских игр [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] – Режим доступа : http://olimp-history.ru/node/339 , свободный (дата обращения : 19.12.2019). – Загл. с экрана.

2 The Holocaust Encyclopedia [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Сайт с информацией о первой эстафете Олимпийского огня. Режим доступа : https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/the-nazi-olympics-berlin-1936-inauguration-of-the-olympic-torch-relay , свободный (дата обращения : 18.12.2019)

3 Stoletie.ru [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Сайт с информацией об Олимпийских играх в Третьем Рейхе. Режим доступа : http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/olimpiada_pod_krylom_gitlera_315.htm , свободный (дата обращения : 19.12.2019).

4 История немецкой литературы: 1914-1945 [Текст] / Изд-во Академии наук СССР, 1976

5 Ильченко, С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс [Электронный ресурс] / С. Н. Ильченко

Просмотров работы: 172