ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Буряк В.Ю. 1, Кучинская Т.А. 1, Водяха А.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию.

Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка. Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Не случайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

Приоритетность задачи развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.). Тем не менее, изучение состояния работы по развитию диалогической речи выявило недостатки в усвоении данной формы речи детьми старшего дошкольного возраста, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками уделяют внимание в основном изучению монологической формы речи. Развитию диалогической речи посвящались немногие работы методического характера: Е.И. Тихеевой (30-40-е гг.), Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, О.И. Соловьевой (50-60-е гг.), A.M. Бородин, Ф.А. Сохина (70-80-е гг.), Арушаиовой А. Г., Яшиной В. И. (90-е гг.). Экспериментально исследоваться вопросы развития диалогической речи стали недавно (Низметдинова И. С., Соколова A. A., Усольцева Н. К., Чулкова A. B.), поэтому некоторые аспекты проблемы развития диалогической речи до сих пор не изучены.

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, в том числе дошкольного, востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Однако, практика подтверждает, что использование игр в процессе развития диалогической речи изучено недостаточно. То есть все выше сказанное подтверждает актуальность темы нашей курсовой работы: «Дидактическая игра как средство развития диалогической речи»

Проблема исследования - каковы возможности использования дидактической игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Цель исследования - теоретическое обоснование возможностей использования дидактической игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Объект исследования - развитие диалогической речи детей дошкольного возраста

Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Рассмотреть особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Охарактеризовать дидактическую игру как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Проанализировать педагогический опыт развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Разработать образовательный проект «Учимся играя»

Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, систематизация психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта, беседа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психолого-педагогические исследования развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Понятия «диалог», «диалогическая речь» употребляются в известной мере как синонимы, среди которых нередко встречаются и такие, как «диалогическое общение», «коммуникация» [14], «речевое общение», «диалогический процесс коммуникации» [6]. Определение диалога через «общение», «коммуникацию», на наш взгляд, представляется справедливым, поскольку диалогическая речь является одной из форм общения.

Особенностью диалога является неподготовленность, непринужденность высказываний собеседников, ориентировка при высказывании на только что услышанную реплику. В связи с этим повышается роль правильного понимания ответа собеседника. Эти особенности относятся к содержанию и словесному оформлению диалога. Быстрая смена реплик в диалоге не дает возможности длительного обдумывания и выбора средств выражения. По существу подготовка к высказыванию происходит одновременно с восприятием чужой речи [15].

Диалог имеет свою структуру и представляет собой определенную цепь сменяющих поочередно друг друга высказываний, именуемых репликами - стимулами и репликами-реакциями. Реплики диалога рассматриваются как языковая единица, наделенная присущими ей синтаксическими, грамматическими, интонационными и другими признаками. Исследование онтогенеза диалогической речи представляют одно из главных направлений выявления особенностей речевой деятельности [12, c.35].

Формированием речи в онтогенезе изучались многими исследователями - психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность.

В исследованиях Выготского Л. С, Гнездева А. Н, Глухова В. П, Жинкина Н. И, Леонтьева А. А, Лепской Н. И, Цейтлина С. Н, Шахнаровича А. М., по лингвистике детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи-девяти лет [8]. Среди трудов отечественных учёных отмечаются исследования психологов и педагогов Боскис Р. М, Выготского Л. С, Жинкина Н. И, Лисиной М. И, Лурия А. Н, Мещеряковой С. Ю, Розенгард-Пупко Г. Л, Рубенштейна С. Л, Сохина Ф. А, Филиповой Г. Г, Эльконина Д. Б. и др[8]. Авторы считают, что последовательное формирование диалогической речи обеспечивается в процессе общения и коммуникативной деятельности.

В последние десятилетия диалогическая речь находится в сфере исследований Арушанова А. Г, Казаковская В. В, Протасова Е. Ю, Цейтлин С. Н, Юрьева Н. М, Яшина В.И. и др.[11]. Проблема формирования связной диалогической речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как речь является орудием мышления, средством общения и социализации. Запорожец А. В, Лисина М.И., указывают, что общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности[5]. Гаркуша Ю. Ф, Мастюкова Е. М, Миронова С.А., указывают, что развитие связной речи ребенка оказывает влияние на психическое развитие, формирует личность. В педагогике рассматриваются данные о дидактических возможностях диалога (А. К. Болотова, Мудрик А. В, Мухина Т.К.).

С психологической точки зрения диалогическое общение понимается как взаимодействие его участников (Митрофанов К. Г, Петровская Л. А.), как процесс совместного решения мыслительной задачи (Кучинский Г. М.). В лингвистике диалог предстает как форма существования языка (М.М. Бахтин, Виноградов В. В, Щерба Л. В, Якубинский Л. П.). Д.Б. Эльконин отмечает, что в раннем детстве речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой происходит общение. Деятельность ребёнка в этот период осуществляется в большинстве случаев совместно со взрослыми, или с их помощью, поэтому и общение носит ситуативный диалогический характер [13].

Выготский Л. С. отмечает, диалог является естественной средой развития личности ребенка. Участие в диалоге требует от него следующих умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение и правильно выражать его средствами языка; поддерживать определённый эмоциональный тон; контролировать нормативность своей речи, вносить соответствующие изменения в ходе общения [13]. Диалог включает такие умения, как: вступать в общение со знакомым и незнакомым человеком; поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора; говорить выразительно.

Важной частью диалогического общения является речевой этикет: необходимо научиться приветствовать, обращаться с просьбой, приглашать играть, выражать согласие или отказ, извиняться, общаться в паре, в группе из 3 -5 человек, в коллективе, со взрослыми и сверстниками [9]. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. указывают, что на протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей диалог, умение спрашивать, отвечать, объяснять, возражать. Но также важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от ситуации общения [23]. Выготский Л.С. в своих исследованиях показал, что мышление, восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение - у ребенка развиваются с прямым участием речи.

В свою очередь, Щерба Л. В. отмечал, что своё бытие язык находит в диалоге, потому как монолог есть искусственная языковая форма [42]. Пиаже Ж. утверждал, что именно в споре происходит осмысливание логических правил и значение дедуктивных рассуждений, потому диалоги дошкольников необходимо углубленно изучать[34]. Сохин Ф. А. считал, что диалог есть первая школа овладения речью. У дошкольников активизируется и развивается речь; через диалог ребёнок осваивает синтаксис родного языка, его словарь, фонетику, морфологию [38].

Ранний возраст необыкновенный, интересный в становлении речи. Исследования в доречевой и раннеречевой периоды составляют важную информацию об онтогенезе диалогической речи. Становление диалога у детей психологи рассматривают параллельно с развитием у них общения, в том числе и речевого. Этап довербального общения охватывает 1-ый год жизни детей. Потому как появляется общение можно отчѐтливо увидеть специфические черты коммуникативной деятельности. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.

Исследователи Денисова М. П, Фигурин Л. [38] отмечают, что в первые 2 недели при появлении взрослого у младенца не вызывает изменения поведения. В процессе длительного, ласкового разговора и поглаживания со стороны взрослого, младенец начинает сосредотачиваться: он замирает и напрягается. С 3-й недели дети пристально вглядываются во взрослого, а позднее начинают следить за ним, рассматривают лицо. В начале 4-й недели жизни у ребенка наблюдается улыбка в ответ на улыбку. На 2-м месяце жизни при появлении взрослого в поведении младенца наблюдается короткое гукание, певучее гуление и возбужденные вскрики.

В период гуленья первыми аспектами коммуникации являются эмоциональный и фактический. В работах исследователей [Лисина М. И, 1974, Мазитова Г. Х, Мещерякова С. Ю.] отмечено, что в первые месяцы жизни происходит постепенное оформление потребности в общении и рассматриваются в четырёх критериях: интерес ребѐнка ко взрослому; эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь интерес взрослого; чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки [27].

Важность контакта ребёнка с матерью заключается в попеременном, а иногда и в одновременном эмоциональном состоянии. Это особая форма коммуникации, содержащая будущий диалог. Так, процесс становления первичной коммуникативной потребности протекает стремительно и занимает около 2 месяцев. По утверждению автора, (Мещерякова С. Ю., 1975) у детей после 2-х месяцев, возможно выработать условные рефлексы, используя воздействие взрослого (его вид, улыбку, разговор) в качестве особого рода подкрепления. В исследованиях Лепской Н. И, развитие форм коммуникации проходит поэтапно: - от рождения-2,6 месяца; - от 2–2,6 до 5–6 месяцев; - от 5–6 до 10–11 месяцев; - от 8–9 до 12–14 месяцев. Первый этап представлен в виде монолога матери и характеризуется эмоциональным характером.

По мнению Винарской, [11] единственная реакция ребенка в этот период - вокализации крика, обусловленная двумя биологическими потребностями: пищевой и оборонительной. Это всего лишь предпосылки для коммуникации. На втором этапе формы общения матери с маленьким ребенком - это ее «обращенный» монолог. Монолог обладает положительным эмоциональным воздействием - ребенок успокаивается. [Л. С. Выготский]. Монолог выступает в виде звукожестово-мимической структуры. Главным является мимика, особенно улыбка - сильный стимул для ответной реакции ребенка [11].

Таким образом, форма общения приближается к диалогу. На третьем этапе мать и ребенок попеременно, а иногда одновременно выражают свое эмоциональное состояние. Это синкретическое единство монолога и диалога называют дуэтом. По мнению Носикова, [15] эту форму коммуникативной деятельности ребенка называют «лепетными» монологами, поскольку осуществляются невербальными звуковыми средствами и не передают какую-либо информацию, а выражают увлеченность чем-либо, игровую активность ребенка.

Четвёртый этап вокализации, жесты, мимика и матери, и ребенка приобретают коммуникативную значимость. Исследователи [Аксарина, 1961; Болинджер, 1972; Кольцова, 1967;] отмечают раннее восприятие детьми основных интонационно-коммуникативных контуров (утверждения, вопроса и побуждения) в речи взрослых Качмарек Л, Лурия А. Р, и Онесорг К, Тонкова-Ямпольская Р. В, Шахнарович А. М так же утверждали, что ребенок реагирует на движение тона голоса значительно раньше, чем на другие языковые аспекты высказывания. Ребенок теперь отвечает на реплики взрослых адекватными предметными действиями. Это уже диалог в полном смысле слова. Н. И. Лепская [26]. Параллельно с диалогом упрочиваются и компоненты дуэта, которые по-прежнему сопровождают игру ребенка. Так, звуко-жестовомимический комплекс является первым средством коммуникации, где главным является жестово-мимический комплекс, а звуковой - сопроводительный. Рождение высказывания Жинкин Н. И. представлял как драматический процесс, где мысль борется со словом.

Автор считал, что мысль пробивается в язык, перестраивает его и побуждает к развитию. По мнению Выготского Л. С, зарождению речи всегда предшествует мотив. Именно мотив формирует в нашем сознании коммуникативное намерение - готовность к речепорождению, к коммуникативным действиям. На этом этапе у говорящего появляется общая цель (интенция, иллокуция) высказывания.

Далее происходит формирование смыслового наполнения высказывания. В невербальном коде образов и схем в исследованиях Жинкина Н. И, наблюдается четкое осознание общего замысла будущего дискурса [16]. Позже появляются первые языковые компоненты будущего высказывания. На ранних стадиях речевого развития коммуникативные единицы ребенка представляют реплики диалога в обмене со взрослыми, где инициатором общения становится ребенок. Предметом сообщения является эмоции и желания, средствами выступают жестово-мимические комплексы и голофразы. Это первый тип диалога. Второй тип - инициатор общения становится взрослый. На вопросы взрослого, ребенок отвечает действиями. Иногда добавляются звукоподражательные комплексы.

По мнению Базжиной, [5] данные типы диалогов называются эмоционально-предметными, поскольку дети учатся вычленять предметы или действия из целостной ситуации, что является важнейшей предпосылкой становления языковой номинации ребенка. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной [24, c.56].

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Якубинский Л. П). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие отситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. При становлении ситуативного сообщения меняется характер диалога между взрослым и ребенком. Взрослый вербально предваряет те действия, которые он реализует сам или которым стремиться научить ребенка. Это будет предметно-действенный диалог. Так, однословное высказывание разворачивается взрослым с восстановлением всех отсутствующих логических связей и помогает владеть самими данными связями и их вербальным выражением. При наличии благоприятных биологических условиях, нормальным функционированием нервной системы в довербальный период в конце первого, в начале второго года жизни появляются первые речевые средства [13, c.68].

Исследований по развитию диалога у дошкольников представлено намного меньше, чем у детей преддошкольного возраста. История исследования диалога у дошкольников берет своё начало в работах Ж. Пиаже [33]. Рассматривая высказывания дошкольников, автор выделил две группы высказываний: эгоцентрическую речь и социализированную речь. Эгоцентрическая речь - речь, произносимая наедине или в присутствии других людей, не учитывающая собеседника. К данной группе речи, автор относит эхолалии (повторение слов или слогов); монолог, когда «ребенок говорит сам с собой»; «коллективный монолог», когда ребенок присоединяет другого собеседника, но не содействует тому, чтобы быть услышанным. Социализированная речь - подлинная коммуникативная направленность, учитывающая собеседников. Наиболее важные работы Ж. Пиаже посвящены диалогам между детьми [20, c.81].

Первая стадия развития диалога у детей зарождается в несогласованной речевой инициативности среди сверстников, потому как высказывания ведутся друг за другом. Ж. Пиаже назвал эту форму «коллективным монологом», характеризующая тем, что нет еще взаимообмена сообщения в общей теме разговора. Вторая стадия развития диалога, по мнению Ж. Пиаже, приобщение собеседника к собственному мышлению и действию. Дошкольники 4–5 лет стремятся рассказать увиденное; они с удовольствием ведут разговоры друг с другом, слушают и понимают, но каждый высказывается на свою тему. Данную стадию румынская исследовательница Слама-Казаку Т.[39] назвала ««псевдодиалогом», потому как эта стадия является переходной к началу становления настоящего диалога. Третью стадию Ж. Пиаже назвал «по-настоящему подлинное общение», которая появляется к 7 годам. Наблюдается обмен сообщениями, отмечаются причинные объяснения, прослеживается связь реплик. По мнению Ж. Пиаже, диалог в дошкольном возрасте по характеру представляет смешанную форму взаимодействия со сверстниками. При наличии трудностей в построении диалога необходима педагогическая помощь в овладении диалогической формы речи [34].

Таким образом, диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, который, имеет свою структуру и представляет собой определенную цепь сменяющих поочередно друг друга высказываний. Многие педагоги - психологи занимались исследованием диалогической речи они считали, что последовательное формирование диалогической речи обеспечивается в процессе общения и коммуникативной деятельности.

1.2. Особенности развития диалогической речи детей

старшего дошкольного возраста

По мнению Эльконина Д. Б, диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Так, в раннем детстве речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребѐнка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, поэтому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим, речь ребёнка раннего возраста, указывает Эльконина Д. Б, «представляет собой или ответы на вопросы взрослого», или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требования об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности» [32, c.74].

Некоторые особенности диалога детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) выявила в своём исследовании Слама-Казаку Т. Она отмечает, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи (80%).Особый интерес представляют, по мнению автора, детские обращения. Кроме простой формы обращения - зова, исследователь называет другие формы, имеющиеся в этом возрасте: просьбы, жалобы взрослым, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения», название того, что делает говорящий. Слама Т. - Казаку отмечает следующие особенности диалога у детей 2- 3 лет:

- диалог либо принимает форму простого или более сложного разговора (состоящего из ряда реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

- диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный характер, нежели диалог между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчѐркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаѐт более точное направление беседе, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемый ребёнком – слушателем;

- неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы между более чем тремя - четырьмя партнёрами;

- непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что дети среднего дошкольного возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно.

В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками.

Под воздействием развивающейся мыслительной деятельности изменяется содержание и форма речи детей. Проявляется способность выделять основные признаки и свойства предмета или явления, дети демонстрируют умение достаточно полного и детального анализа их.

У детей продолжает активно формироваться культура общения. Они учатся называть взрослых на «вы» и по имени отчеству, называть детей ласковыми именами, во время разговора смотреть в глаза собеседнику, не опускать голову, разговаривать спокойно, не повышая голос, не перебивать и не вмешиваться в разговор взрослых; быть вежливыми и приветливыми без навязчивости.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разнообразные формулы речевого этикета, употребляют их без напоминания.

Они демонстрируют умение вступать в речевое общение различными способами:

- сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ;

- задавать вопросы;

- мотивировать собеседника к общей деятельности.

Формируется умение разумно и уместно использовать интонацию, мимику, жесты.

У старших дошкольников, значительно повышается уровень инициативности в общении, появление взрослых не остается незамеченным и применяется ими для получения интересной и полезной для себя информации.

Общение в этом возрасте становиться средством освоения норм поведения, способом познания своего внутреннего мира, способом определения настроения и эмоционального состояния ребенка. Попытки сделать свою речь более выразительной объясняются стремлением детей привлечь к себе внимание. Они осваивают новые средства выразительности – сравнение, метафору, эпитет.

В процессе диалогического общения ребенок использует все части речи, совершенствуется грамматический строй языка, обогащается словарь, развивается фонематический слух. По мнению Якубинского Л. П. диалог, не только форма речи, он еще и разновидность человеческого поведения. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

В процессе освоения диалогической речи у детей активно развивается и монологическая речь. Дети могут последовательно и связно пересказывать знакомые произведения составлять рассказы или рассказывать о событиях. Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.

В развитии диалогической речи старших дошкольников можно выделить следующие особенности:

- речь, приобретает вне ситуативный характер, становится универсальным средством общения;

- возрастает выразительность речи;

- дошкольник учится последовательно и связно формулировать собственные мысли, рассуждения становятся способом решения интеллектуальных задач, а речь средством познания и орудием мышления;

- речь становится особой деятельностью, у которой есть свои виды: рассказы, рассуждения, беседы и слушание.

- формируется умение поддерживать беседу,

- последовательно и выразительно пересказывают небольшие сказки, рассказы.

- самостоятельно составляют рассказы о событиях из личного опыта, придумывают свои концовки к сказкам.

Делая выводы можно отметить, что дети довольно легко усваивают диалогическую речь, так как слышат ее в повседневном общении.

Ежедневно общаясь с взрослыми и сверстниками и в ходе специального обучения приемам ведения диалога, к концу дошкольного детства дети овладевают целым рядом диалогических умений:

- они проявляют инициативу в общении с собеседником, достаточно быстро реагируют на реплики, пользуются всевозможными их видами (сообщение, просьба, дополнение, вопрос и т. п.);

- беседуют на разнообразные темы, поддерживают беседу на заданную тему, не отвлекаются от нее, аргументируют свою точку зрения, оценивают предмет разговора, переспрашивают;

- говорят, доброжелательным тоном, с умеренной громкостью, спокойно;

- владеют многообразными формулами речевого этикета, употребляют их без напоминания;

- используют мимику и жесты;

- проявляют умение общаться в коллективе, в паре.

Речь дошкольников становится более выразительной и грамотной. Участвуя в диалоге, дети используют все части речи [11, c. 241].

Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.

Диалогическая форма общения предполагает широкое использование экстралингвистических средств (мимики, жестов и т. п.). Как уже отмечалось, в основе диалога лежит реплика, она является элементарной структурной единицей диалогической речи.

Таким образом, можно отметить, что овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. С каждым возрастом изменяются особенности развития диалогической речи. В младшей группе диалог принимает форму простого или более сложного разговора (состоящего из ряда реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми. В старшем дошкольном возрасте речь, приобретает вне ситуативный характер, возрастает выразительность речи, они проявляют инициативу в общении с собеседником, достаточно быстро реагируют на реплики. Это и показывает значительные отличия особенностей между возрастами

1.3. Средства и методы развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения.

В ходе обучения можно использовать разнообразные средства и методы, разработанные Бородич А. М, Соловьёвой О. И, Тихеевой Е. И, Гербовой В.В и другими.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

По мнению Тихеевой Е. И, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные - воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение - попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора [12, 14].

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Существует такой метод как, речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию: Щенок спешит на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось. В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: "Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?" Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: "Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился" Дети должны придумать реплики.

Эффективными средствами развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки , игры-драматизации и Виммельбух).

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Коротковой Н. А. и Михайленко Н. Я. чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (Бондаренко А. К, Ушакова О. С. и другие): «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси - гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно [20, С. 47 ]

Игры - инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры - инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений [8, 67] К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия. Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

Виммельбух -  детская развивающая книжка - картинка крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями. Содержит минимум текста (или текста нет вообще), зато рисунки переполнены деталями, и с первого взгляда такая книжка напоминает комикс. Каждая книга имеет героев, с которыми происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это даёт возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Дает возможность каждый раз придумывать новые истории и сюжетные линии;

Таким образом, через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. С помощью таких методов как: разговор воспитателя с детьми, словесных поручений, чтение литературных произведений и речевых ситуаций развивается диалогическая речь у детей дошкольного возраста. Эффективными средствами развития диалогической речи являются разнообразные игры, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки , игры-драматизации и Виммельбух.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1. Дидактическая игра как одно из средств развития диалогической

речи детей старшего дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Дидактические игры -это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания [14, с. 86].

Основные функции дидактической игры (Бондаренко А.К):

1. Дидактическая игра как игровой метод обучения. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия или дидактические, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.

2. Дидактическая игра как форма обучения детей. Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся. Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх ) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, первичных форм аналитико - синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решении задач нравственного воспитания - воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения в семье, к старшим. Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношение к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусств.

3. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены .Как долго может интересовать ребёнка игра, если её правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждение этому могут служить народные игры, правила которых им известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали -покажем», «Наоборот». В каждой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребёнок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих.

4. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», День рождения Машеньки», «Оденем куклу на прогулку». Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. В ряде работ осуществлялись попытки детального анализа дидактической игры (А. К. Бондаренко, 1985; А.И. Сорокина, 1982, и другие). Так, А.К. Бондаренко разделяет дидактическую игру на игру с предметами, настольно-печатную, словесную. Рассматривая структуру дидактических игр, она выделяет следующие ее компоненты: 1) обучающую дидактическую задачу (которую ставит перед детьми педагог); 2) правило игры; 3) игровое действие. На наш взгляд, в таком анализе сливается сама структура игры и ее воспитательное, обучающее назначение (т. е. специфические компоненты игры и привходящие, «учебные» компоненты) [32, с. 19].

1. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления [2, с. 39]. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

2.Виммельбух книжка - картинка с мельтешащими картинками.Детская развивающая книжка крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями. Основное назначение такой книги - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения. Особенности такой книжки это: мало текста, насыщенные картинки, возможность каждый раз придумывать новые истории, сюжетные линии, стимулирует речи и воображение.

3. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.

4. Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников. Осуществляя с детьми работу по развитию речи педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры. Игры для малышей построены таким образом, чтобы в течение 15-20 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватить на всех. Подготовка к игре обычно отнимает много времени, но это необходимо для вовлечения в игру всех детей. Дидактические игры предполагают необходимость сотрудничества детей с воспитателем (во время подготовки к игре, проверки исполнения задания) и друг с другом (во время исполнения игровых действий). Очень важно при объяснении и проведении игры обращать внимание детей на это: Ведь дидактическая игра - средство не только обучения, но и воспитания. Желательно использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, самим придумывать варианты - это помогает сохранить интерес детей к игре при ее повторении[3, с. 5-6].

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми [4, с. 5].

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж. Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т. п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и др.ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности.

В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у стула - спинка в отличие от табурета; у чашки - ручка в отличие от стакана и т. п.).

Эти различия дети находят в играх «Что изменилось», «Назови, не ошибись»и др. Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие.

Таким образом, в дошкольных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, как распространенный метод словарной работы и развития речи.

2.2.Опыт работы воспитателя

МБДОУ детский сад №61 комбинированного вида по использование

дидактических игр на развитие диалогической речи

Нами был изучен опыт работы воспитателя старшей группы Венеры Ивановны В. в МБДОУ №61. Данный детский сад работает по основной примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

В группе Венера Ивановна создала уголки для дидактических игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха, учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Предметно-развивающая среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Одна из главных задач, которую ставит перед собой Венера Ивановна В. подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты воспитатель включает речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

При изучении опыта работы в ДОО мы провели беседу с целью выявления организации образовательной деятельности педагога с детьми по использованию дидактической игры для развития диалогической речи.

Нами был задан вопрос «Какие дидактические игры вы используете для развития диалогической речи?» воспитатель на него дала следующий ответ: «Подбор игр по развитию речи разнообразный: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Найди маму», «Волшебный мешочек», «Весёлые матрешки», «Картинки - половинки», «Найди окошко», «Кто в домике живет?», «Помоги мишке собрать урожай», «Кислый – сладкий – соленый», «Угадай по описанию», «Угадай, какая сказка», «Найди отличия», «Чего не хватает?» и другие. Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами используют лексико-грамматические игры, например: «Назови три слова», «Что вы видите вокруг?».Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам»

На другой вопрос «Какую роль играют артикуляционные игры?» Венера Ивановна, ответила так: «Артикуляционные игры играют немаловажную роль. Венера Ивановна считает, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи. Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей».

Также мы задали такой вопрос «Какие игры вы подбираете для детей старшего дошкольного возраста» и получили такой ответ: «Я подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью. Особое внимание Венера Ивановна обращает на тех детей, речевая активность которых проявляется очень слабо. Для этого проводит с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке».

Мы пронаблюдали взаимосвязь воспитателя с родителями. И задали такой вопрос: «Как вы взаимодействуете с родителями?» на что получили ответ: «Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей. Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.

Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.

Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т. д.

Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время».

Анализируя работу воспитателя по использованию дидактических игр в развитии диалогической речи можно сделать вывод, что воспитатель старшей группы МБДОУ №61 Венеры Ивановны В. активно использует в своей деятельности дидактические игры. Игры применяются при организации образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

2.3. Образовательный проект «Учимся играя»

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты: Виноградский В. В., Выготский Л. С., Запорожец А. В., Конина М. М., Леонтьев А. А., Пеньковская Л. А., Соловьева О. И. и др. Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

В ряду проблем речевого развития детей ученые выделили две основные проблемы: речевотворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Старшие дошкольники особенно нуждаются в обучении диалогу, поскольку диалогическое общение является базовым для дальнейшего обучения и развития личности ребенка в целом. А снижение у ребенка интереса к общению ведет к падению результативности этого общения. Диалогическую речь можно развивать в ходе диалога, общения детей со взрослыми и сверстниками. А также развивать с помощью дидактических игр. В процессе дидактических игр мы формируем у детей умение обозначать словом условные действия, формировать свои мысли, желания, переживания, налаживать игровое и словесное взаимодействие. Именно эти речевые умения используются детьми в самостоятельных играх для словесного обозначения условных действий для развертывания ролевых диалогов, а также для налаживания реальных взаимоотношений.

Актуальность исследования заключается в том, что, если не предпринять своевременные меры по формированию связной речи у дошкольников, то в дальнейшем дети с проблемами такого рода столкнуться с трудностями в общении со сверстниками, взрослыми (воспитателями, педагогами), что приведет к нарушениям процесса социализации, учебной деятельности, и отразится на развитии личности ребенка в целом.

Цель: развитие диалогической речи посредством дидактических игр.

Задачи:

Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения, активизировать словарь детей

Развивать умение поддерживать беседу, умение называть группу предметов обобщающим словом ( овощи, птица, животные, рыбы)

Учить составлять рассказ по картинкам

Разработать книжку - картинку Виммельбух «Однажды в деревне» для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Для реализации данного проекта определены следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный (таблица 1).

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный

-Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта;

-Составление картотеки дидактических игр на развитие диалогической речи

-Подбор диагностических заданий на выявление уровня развития диалогической речи (Приложение 1)

Январь 2020-февраль 2020

Воспитатели старшей группы

Основной

-Организованная образовательная деятельность:

- ООД по развитию речи «Сказка Г.Х. Андерсена Дюймовочка»

- ООД по развитию речи «Сказка заяц-хвастун»

- ООД по развитию речи «Помощь друг» (Приложение 2)

-Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов:

- Дидактические игры

«Отвечай быстро»

«Составь фразу»

«Угадай, что внутри»

«Ошибка»

«Земля, вода, воздух»

«Звонок на работу маме (папе)»

«Звонок поликлинику»

«Вежливые отгадки» (Приложение 3)

- Сюжетно-ролевая игра

«Парикмахерская»,

«Деревенская больница»,

«Магазин овощей и фруктов»

(Приложение 4)

- Беседы на тему:

«Транспорт

«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

«Красочная рябина»

- Загадки на развитие словаря (Приложение 5)

- Проектная деятельность «Учимся играя» (Приложение 6)

-Пополнение предметно-развивающей среды:

- Изготовление корзины с овощами: свекла, лук, морковь;

- Картинки с изображением овощей.

- Составление книжки-картинки Виммельбух «Однажды в деревне»

-Совместная работа родителей и детей:

- Совместное изготовление атрибутов к игре «Угадай, что внутри»

- Конкурс на лучший рассказ «Однажды в деревне» (Приложение 7)

- Рекомендация для родителей по развитию речи (Приложение 8)

Март 2020-Май 2020

Воспитатели старших групп, старший воспитатель, родители

Заключительный

Презентация проекта

Май 2020- июнь 2020

Воспитатели старшей группы

Ожидаемые результаты:

- Дети владеют умением поддерживать беседу

- Дети составляют рассказ по картинкам

- Дети освоили и в речи используют обобщающие значения слов

- Разработана книжка-картинка Виммельбух «Однажды в деревне» по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Обозначенную цель данной работы: теоретическое обоснование возможностей использования дидактической игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Были проанализированы теоретические подходы развития диалогической речи у старших дошкольников, раскрыты средства ее развития.

Диалог - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, который, имеет свою структуру и представляет собой определенную цепь сменяющих поочередно друг друга высказываний.. Знание языка, умение словесно выражать свою мысль, передавать чувства, установить с партнером взаимоотношения в разнообразных коммуникативных ситуациях – это важные аспекты, части необходимые для ведения диалога. Исследование онтогенеза диалогической речи представляют одно из главных направлений выявления особенностей речевой деятельности. Формированием речи в онтогенезе изучались многими исследователями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность.

При оценке успешности обучения говорению в диалогической форме могут быть использованы качественные и количественные ее характеристики, отраженные в программе для каждого этапа. К первым относятся, прежде всего, адекватность реплик ситуации общения, смысловая и функциональная завершенность диалога, а также учет социального ранга, экспрессивность речи, темп, грамматическая, фонетическая чистота речи, структурное разнообразие реплик.

Сюжетно-ролевые игры и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации коррекционного обучения. Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна. Безусловно, не из всякого ребёнка можно вырастить "говоруна", но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах, описанию предметов и явлений и многому другому всё - таки можно, если заниматься этим системно и технологично.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что дидактическая игра выступает эффективным средством формирования диалогической речи у старших дошкольников.

В связи с вышесказанным мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, а задачи исследования решены.

Список литературы

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева. - Москва: Просвещение, 2015. - 400 с.

Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург.: Детство-пресс, 2017. - 144 с.

Воспитание детей старшей группе детского сада [Текст] / сост. Г.М. Лямина. - Москва: Просвещение, 2016. - 185 с.

Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2016. - 420 с.

Галеева, Е.В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Галеева, Н.Н. Бартош. // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С.127-131.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Москва: Гном, 2014. - 267 с.

Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. 2018. - №4. –С.8–10.

Глухов, В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи [Текст] / В.П. Глухов. - Москва: Союз, 2017. - 156 с.

Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.П. Глухов. - Москва, 2017. - 68 с.

Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / под ред. О.Я. Гойхман. - Москва: Инфа, 2006. - 272 с.

Губина, О.Н. Театрализованная игра как эффективное средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Н. Губина // Научный поиск. - 2017. - № 1.1. - С. 49-53.

Дудина, К.В. Коррекция диалогической речи на базе развития коммуникативных и познавательных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе прохождения психолого-логопедического курса лего-конструирования [Текст] / К.В. дудина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-9. - С.50-59.

Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук [Текст] / Н.В. Елкина. - Москва, 2017. - 106 с.

Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2016. - 316 с.

Иванова, В.В. Теоретические и методические вопросы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Иванова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 1 (18). - С. 148-151.

Игры в логопедической работе с детьми [Текст] / ред.-сост. В.И. Селеверстов. - Москва: Гном, 2017. - 83 с.

Кубасова, Л.Н. Формирование диалогической речи младших дошкольников в игровой деятельности [Текст] / Л.Н. Кубасова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - № 5. - С.1247-1251.

Кунакова, Д.В. Технология развития речевого общения дошкольников [Текст] / Д.В. Кунакова // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-3. - С. 309-311.

Кучинский, Г.М. Диалог и мышление [Текст] / Г.М. Кучинский. Минск: Университетское, 2012. - 120 с.

Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2014. - 160 с.

Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев. - Москва: Просвещение, 2014. - 268 с.

Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. - Москва: Инфа, 2015. 169 с.

Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуша. - Москва: САГА: ФОРУМ, 2016. - 272 с.

Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / под ред. О.В. Правдиной. - Москва: ВЛАДОС, 2016. - 246 с.

Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. - Москва: Педагогика, 2014. - 300 с.

Методы обследования речи детей [Текст] / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. - Москва: АРКТИ, 2013. - 240 с.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи [Текст] / ред. сост. С.А. Миронова. - Москва: Инфа, 2017. – 241 с.

Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 2014. - 367 с.

Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия [Текст] / под ред. Л.Б. Халиловой. - Москва: Педагогика, 2017. 304 с.

Панасенко, К.Е. Развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как условие позитивной социализации [Текст] / К.Е. Панасенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 246.

Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 448 с.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / под ред. В.В. Ветрова. - Москва: Педагогика, 2015. 234 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 322 с.

Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - Москва: Просвещение, 2014. - 269 с.

Развитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. - Москва: Просвещение, 2014. - 183 с.

Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 720 с.

Севостьянова, А.А. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр [Текст] / А.А. Севастьянова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 7-6. - С.110-113.

Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.Ф. Спирова. - Москва: Педагогика, 2014. - 192 с.

Трошин, О.В. Логопсихология [Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. -256 с.

Усова, А.П. Обучение системы в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - Москва: Просвещение, 2011. - 207 с.

Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Воронеж. 2015. - 198 с.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - Москва: Просвещение, 2009. - 435 с.

Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. - Санкт-Петербург: 2017. - 259 с.

Просмотров работы: 897