ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Шитик Е.А. 1, Кварталова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В основе УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Совокупность методик и технологий позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся.

Актуальность темы обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении оптимальных способов применения и организации использования интерактивных средств на уроках математики в начальной школе, т.е. создании с их помощью естественных ситуаций взаимодействия участников процесса обучения.

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей обучающихся. Совместными усилиями работников сферы образования, ученых, программистов, производителей мультимедийных средств обучения и преподавателей-практиков создается новая информационная образовательная среда, в которой определяющим становится интеграция образовательных и информационных подходов к содержанию образования, методам и технологиям обучения.

Таким образом, интерактивные методы обучения в начальной школе, могут быть использованы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это поможет сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.

Интерактивное обучение – это диалоговое общение между учителем и учеником, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ними.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Учителем используются различные средства и методы, чтобы вывести детей на осознанную деятельность. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, идет работа с документами и различными источниками информации, применяются интерактивные образовательные ресурсы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Использование интерактивного обучения определенным образом изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе учителя.

Необходимыми условиями организации интерактивного обучения являются:

высокий уровень квалификации учителя;

- позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

- сотрудничество в процессе общения, обучающего и обучающихся между собой;

- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

- включение мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;

- доверительные, позитивные отношения между обучающимися;

- сотрудничество в процессе общения, обучающего и обучающихся между собой;

- опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

- многообразие средств, форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных технологий, перед учителем открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учащихся.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактивных приемов в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание. Основное отличие интерактивных методов заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Интерактивные средства обучения — это средства, при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

К интерактивным средствам обучения относят:

- печатные учебники и печатные пособия по типу интеллектуального самоучителя;

- мультимедийные учебники;

- мультимедийные образовательные программы;

- компьютер;

- интерактивные доски (панели, планшеты);

- медиавизор;

- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными;

- электронные библиотеки.

Также, не мало важным является применение на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе интерактивных дидактических материалов, которые способствуют формированию универсальных учебных действий у обучающихся и достижению предметных и метапредметных результатов.

В состав интерактивных дидактических материалов входят:

- Методические пособия с электронными интерактивными приложениями. Учитель может работать с интерактивными приложениями на уроках, использовать их для внеурочной деятельности по предмету, в том числе как одно из средств обучения различных категорий школьников (например, домашнее обучение, дополнительные задания для слабоуспевающих учеников). Удобная структура дисков позволяет работать с ними как целый урок, так и использовать фрагментарно, в соответствии с типом урока, поставленными целями и планируемыми результатами.

- Рабочие тетради с индивидуальными электронными тренажерами полностью соответствуют требованиям стандартов второго поколения и позволяют формировать позитивное отношение обучающихся к учению, предоставляют возможность каждому ребенку выбрать индивидуальный темп обучения.

Интерактивные дидактические материалы содержат разнообразные задания:

- тесты;

- логические задания на установление соответствия или закономерности;

- на восстановление текста;

- на определение «лишнего понятия»;

- развивающие игровые задания типа кроссвордов и филвордов.

Все задания направлены:

- на формирование у обучающихся УУД;

- основ логического мышления;

- на приобретение начального опыта применения в повседневной жизни знаний, полученных при изучении предмета.

Электронные тренажеры дают обучающимся возможность неоднократного выполнения заданий, что способствует прочному усвоению материала, стимулирует интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация комплекса методов и приемов интерактивного обучения на уроках математики, способствует положительной динамике формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных обучающимся учебных заданий. Для развития умений на каждом уроке необходимо, прежде всего, вовлечь каждого обучающегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Это можно сделать через мультимедийные учебные материалы.

Мультимедийные учебные материалы являются перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса. Обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации, демонстрируют умение применять различные методы поиска информации. Основными условиями являются учет индивидуальных особенностей обучающегося, его уровня компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей и целей обучения.

Таким образом, использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Список литературы

1. Колесникова, А.В. Интерактивная работа на уроках математики в начальных классах: [https://otherreferats.allbest.ru/] / Колесникова А.В – Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/, свободный (дата обращения: 17.12.2019).

2. Нагорных, А.С. Методы и приемы интерактивного обучения на уроках математики в начальной школе: [https://www.bibliofond.ru/] / Нагорных А.С – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788948, свободный (дата обращения: 20.01.2020).

3. Рязанова, Ю.В. Использование мультимедийных учебных материалов на уроках математики для формирования познавательных универсальных учебных действий : [https://multiurok.ru/] / Рязанова Ю.В – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kursovaia-rabota-na-temu-ispolzovanie-multimediiny.html, свободный (дата обращения 20.01.2020.).

4. Петряева, С.А. Формы, методы и средства формирования УУД на уроках математики в начальной школе: : [https://multiurok.ru/] / Петряева С.А – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formy-mietody-i-sriedstva-formirovaniia-uud-na-uro.html, свободный (дата обращения 20.02.2020).

Просмотров работы: 129