Школа на сегодняшний день в связи с современными требованиями обучения и воспитания нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях развития каждого конкретного ребенка. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игровая деятельность преобладает на уроках в начальной школе, формируют познавательный интерес к уроку, делает элементы урока эмоционально насыщенными, более интересными для младших школьников.
Развивающие игры в обучении младших школьников активизируют детей на работу, внося позитивный настрой, стройность мыслей при решении логической задачи. Проблемой использования развивающих игр в обучении младших школьников занимались такие педагоги и ученые как З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксы и другие.
В ходе исследования нами выявлены основные аспекты использования игры в обучении младших школьников. Так как в дошкольном возрасте игра – это ведущий вид деятельности, в школе у младшего школьника ведущим видом становится учение. Поэтому данной деятельности придают большое значение т.к. в процессе игры наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание, а также формируется восприятие, игра обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь.
В основе трансформации игры при переходе от дошкольного детства к периоду школьного детства лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребенком как задача. В его основе лежит открытие ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Здесь главнейшим является значение игры для мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д.Б. Эльконина, проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к сфере потребностей ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым.
Игры в обучении младших школьников направлены на решение познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение поставленной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами развитие, обучения и воспитания младших школьников.
Игры помогают участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия, возможность стать героем и пережить настоящие приключения вместе со сверстниками, эмоциональность и азартность игры обеспечивают привлекательность игры для детей.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Учитель применяет разнообразные методы воздействия на школьников, участвуя в игровой деятельности. Одним из методов является выступление в качестве прямого участника игры. При этой сопереживании с учениками радости игры, он незаметно для них направляет игру и поддерживает инициативу. Педагог может и не включится в игру, но он должен как режиссировать действие игры, сохранять и оберегать её самостоятельный характер, руководить развитием игровых действий и выполнением правил. Таким образом, учитель незаметно для детей ведет их к определенному результату. Педагог может, например, просто рассказывать о каком-либо событии, создавать и поддерживать определённое игровое настроение. Главная задача педагога заключается в том, чтобы в мире игры через установление эмпатии учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) открыть детям игры духовные богатства окружающего мира. В случаях сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов игры, роли, принимаемые взрослым в играх детей, реализуются проще. Таким образом, единственным педагогически грамотным статусом любого взрослого в детской игре может являться только статус партнёра. Педагог должен являться прямым или косвенным участником по отношению к играющим - детям. Игра компенсирует пассивность ученика в остальных общепринятых формах обучающего взаимодействия, выводит на истинное сотрудничество, партнёрство, на субъект-субъектные виды взаимодействия.
Педагог является участником игры лишь при условии, что он её использует целенаправленно и осуществляет методическое руководство. Это деятельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ведущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Педагог как организатор игры обязан формировать цели и задачи игры или игрового комплекса, уточнять пути и способы их решения, намечать этапы игры и порядок её организации, критерии и показатели её результативности, выявлять методические ошибки, допущенные в процессе игры и осуществлять общую методическую коррекцию игрового процесса. Единой универсальной роли взрослого в игре не может существовать уже потому, что дети не каждого взрослого пустят в свои игры. Роли, позиции, статус взрослых в играх детей будут различны в зависимости от конкретной дидактической цели, уровня доверия учеников к педагогу, возраста учеников, уровня их подготовки в изучаемой дисциплине.
Большое значение в образовательном процессе младших школьников играет внимание. Процесс обучения во многом зависит от того, насколько долго педагог сможет удерживать внимание детской аудитории. Метод игры выделятся из всех методов сосредоточения детского внимания как самый гуманный, естественный для ребёнка и увлекательный как для учащихся, так и для педагога. В играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются их движения, внимание, умение сосредоточиться. В процессе игры развиваются способности, которые необходимы для успешного обучения в школе, игре обучение происходит незаметно для учащихся. поскольку игра - естественная среда, где младшие школьники максимально активируют свои внутренние ресурсы. В игре формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не через восприятие готового знания, а через его собственную деятельность, направленную на активное открытие им нового знания.
Проведение игры включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры и с материалом, который будет использован в игре; объяснение хода и правил игры; определение роли воспитателя в игре (его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра). Мера непосредственного участия воспитателя в игре, определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровые правила определяют меру непосредственного участия учителя в игре; непосредственное проведение игры. Учитель внимательно наблюдает за ходом игры и направляет её ход (степень воздействия педагога на игру определяется на предыдущем этапе). Подведение итогов игрыопределяет, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят, поскольку на этом этапе они могут увидеть конечную точку всех своих стараний на протяжении игры и дать игре свою оценку.
Любая игра должна опираться на предшествующий опыт ребенка, поскольку его участие в игре находится в прямой зависимости от его общего развития. Он подражает в играх тем явлениям, людям, предметам, действиям, которые оказывают на него наиболее сильное влияние, создают наиболее яркое впечатление и которые ему понятны и доступны. При этом, естественно, решающее значение имеют индивидуальные особенности и наклонности учащегося. Если в процессе исполнения роли в сюжетной игре проследить за движениями и речью ребенка, то внимательный педагог может выяснить, какими знаниями, умениями и навыками ученик овладел ранее. Участие ученика в играх с готовыми фиксированными правилами может показать уровень, пределы возможностей школьника в конкретной сфере человеческой деятельности, умений и навыков. Ребёнок, развивая какой-либо сюжет, всегда вносит в него те чисто игровые условности, которые и создают из этой деятельности игру. Следующее правило эффективного проведения игр - обязательное наличие преодоления внутренних или внешних препятствий ребёнком. Основой любой интересной игры будет преодоление учеником себя или препятствий в окружающем мире в процессе достижения игровой цели. Детям скоро наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Активные, авантюрные, творческие натуры не могут довольствоваться лишь установлением внешних связей в игре и подражанием увлекающих их ситуаций. Детям всегда необходимы какие-либо сложности и препятствия в играх. Эти препятствия нужны для того, чтобы, дать правильный выход энергии, преодолевая их. Недаром зачастую при распределении ролей многие ученики рвутся получить самые «трудные», ведь именно эти роли дают возможность активного действия, выплеска энергии.
В свете выше сказанного, необходимо упомнить об еще одном факторе успешной дидактической игры - соревновательном факторе. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Соревнование между учениками способно придать игре необходимое движение, дать толчок к развитию принятых детьми игровых ролей. Без элемента соревнования невозможно выяснение результатов игры и подведение итогов. Соревновательный элемент вынуждает детей проявить смекалку и нацеливает их на творчество. Для создания адекватного соревновательного духа в игре необходимо чтобы у игроков были примерно одинаковые умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет. Например, команда по футболу вряд ли будет играть второй раз с командой, у которой они легко выиграли. Также игрок в шахматы уже после первой игры встанет из-за стола, если поймёт, что его соперник совсем или не умеет играть или играет крайне плохо. Добавить интереса и движения в игру может те недоразумение и путаница, которые возникнут в результате того, что объекты, понятия и действующие лица игры будут приниматься за что-то другое. Например, в инсценировке сражения для стрельбы «стрелкам» необходимо использовать ногу напарника; самый крупный парень в классе играет роль мыши, а самая маленькая девочка - роль царя. Еще одно условие успешного выполнения педагогических целей, поставленных в игре, - правильное оборудование и оснащение игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами.
Таким образом, развивающие игры являются неотъемлемой частью педагогического процесса в работе с младшими школьниками.
Список литературы
Безбородова, М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности: монография [Текст]: учеб. пособие / М.А. Безбородова. – Москва: Издательский центр «ФЛИНТА», 2012. – 208с.
Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе [Текст]: учеб. пособие / Ф.Н. Блехер. – Москва: Издалельство «Просвещение», 2003. –184с.
Бакина, М.А. Современные дети, современные игры [Текст]: учеб. пособие / М.А. Бакина. – Москва: Издательский центр «Просвещение», 2009. – 61с.
Вергелес, Г.И. Технологии обучения младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Вергелес, А.А. Денисова. – Москва: Издательский центр «Питер», 2017. – 256с.
Дубровина, И.В. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.В. Дубровина. – Москва: Издательский центр «Знание», 2000. – 80с.
Комарова, Н.В. Развивающие игры как средство развития личности [Текст]: Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. / Н.В. Комарова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткуллина. – Санкт-Петербург: Издательский центр «Реноме», 2012. – 192с.
Соковня, И.И. Игровые методики [Текст]: учеб. пособие / И.И. Соковня. – Москва: Издательский центр «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. – 77с.
Щербаков, С.В. Коллективные игры на уроках [Текст]: учеб. пособие / С.В. Щербаков. – Пенза: Издательский центр «Просвещение», 2009. – 37с.