ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Бондарь С.К. 1, Кварталова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эстетическое воспитание детей является очень важным этапом на пути формирования общества и личности в целом. В процессе совершенствования эстетическое начало возвышает самого человека, а также украшает его обыденность и повседневность. На развитие эстетического начала большое влияние оказывает характер общественных отношений, уровень развития, духовное состояние общества, а самое главное  это развитие его культуры.

Школьный возраст является наиболее восприимчивым для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Возрастные переходы, которые следуют друг за другом от дошкольного детства к школьному, продолжаются от детства к подростковому возрасту, от подросткового к юности, имеют огромное значение. По утверждению Л.С. Выготского перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей является основным моментом при переходе от возраста к возрасту [5, с.145].

Одной из актуальных проблем воспитания является духовное становление личности, которое осуществляется в младшем школьном возрасте. Этот процесс происходит комплексно средствами трудового, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Обратимся к понятию «воспитание».

Воспитание в широком смысле означает процесс передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему, а в узком смысле  это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей.

Многие учёные отмечают, что эстетическое воспитание способствует формированию интеллектуальной и эмоциональной сфере личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром и может рассматриваться как показатель сформированности эстетической культуры личности, которая является составляющей духовной культуры.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России подчёркивается актуальность духовно-нравственного и культурного развития и воспитания личности на основе создания единого образовательно-воспитательного пространства, объединяющего россиян в единую историко-культурную и социально-культурную общность [2].

Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен, в том числе и на обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В Стандарте указывается на то, что помимо укрепления физического здоровья должно укрепляться духовное здоровье учащихся [1].

Большие возможности в развитии эстетического воспитания имеет внеурочная деятельность, в которой дети приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях культуры, изобразительного искусства, музыки, литературы.

Можно отметить, что данной проблемой занимались такие педагоги и ученые как: Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, А.И.Комарова, Б.М. Неменский, М.М. Рукавицын, В.А. Сластенин, В.Н. Шацкая. Все они имели свои точки зрения на процесс эстетического воспитания, например, В.А. Сластёнин в своих работах, эстетику рассматривал как философскую науку, изучающую эстетическую сферу как специфическое проявление.

Формирование эстетической культуры личности - результат эстетического воспитания.

Также проблема эстетического воспитания нашла отражение и в начальной школе. В образовательном процессе начального общего образования эстетическая культура формируется на уроках в рамках предметной области искусств, технологии и внеурочной деятельности.

В настоящее время является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Эта деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, на формирование учебной мотивации, эта деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. При проведении внеурочной деятельности происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации.

Нами были выявлены условия, при соблюдении которых мы сможем не только повысить уровень эстетической культуры, но и заинтересовать и вовлечь в этот процесс детей. Главными из этих условий является:

 Включение народного искусства как наиболее известного и понятного младшему школьнику с детства.

 Возможность проводить занятия не только в классе, но и на улице, на природе. Дает нам возможность усадить детей так, как им удобно (на коврике, на диванчике).

 Применение во время занятий дополнительных элементов (музыки, картин, диалога во время работы).

Выбор содержания, методов, средств и форм обучения младших для формирования эстетической культуры [7].

Обстановка, которая окружает школьника (с помощью музыки, дополнительных элементов декора, которые непосредственно связаны с темой занятия).

Взаимозависимость урочной и внеурочной деятельности.

Включение учащихся в разнообразные виды деятельности (урочной и внеурочной дея-ти).

Индивидуальный подход учитывая уровень эстетической культуры каждого ребенка [8].

Проанализировать теоретические основы формирования эстетической культуры младшего школьника в психолого-педагогической литературе, можно отметить, что многие исследователи, занимающиеся данным вопросом, имели различные точки зрения о том, какие цели и задачи несет эстетическое воспитание, например, Б. М. Неменский определяет конечную цель по эстетическому воспитанию следующим образом: «Успех деятельности индивида в той или иной области зависит от широты и глубины его способностей. Вот поэтому всестороннее развитие способностей индивида является конечной целью и одной из основных задач по эстетическому воспитанию» [6 с.134].

Главной задачей, стоящей перед начальной школой – это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей. Немало важное значение для формирования эстетической культуры младшего школьника имеет включение каждого обучающегося в различные виды деятельности, особенно во внеурочную деятельность.

Эстетическая культура – важнейшая составляющая духовного облика личности. Для становления эстетической культуры личности младшего школьника характерно наличие её основных структурных компонентов (эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетическая оценка, эстетический вкус, эстетические потребности, эстетическая деятельность).

В ходе исследования мы проанализировали опыт работы учителя Т.В. Троиловой кружка «Веселые краски» для работы с детьми 2-3 класса [4].

Целостный алгоритм построения образовательного пространства эстетического воспитания младших школьников реализуется поэтапно.

Первый этап: определение эстетических потребностей. На данном этапе эстетическое воспитание детей в общеобразовательной организации необходимо организовывать так, чтобы практическое ознакомление с прекрасным осуществлялось через устойчивую мотивацию к созиданию мира прекрасного и вызывало внутренние противоречия между новыми эстетическими потребностями и фактическим уровнем эстетического развития ребенка.

Второй этап: развитие эстетического восприятия. Данный этап направлен на обратную связь через эмоциональный резонанс восприятия красоты окружающей среды у детей.

Третий этап: развитие эстетических представлений, понятий, взглядов, оценок, суждений и вкусов.

Четвертый этап: развитие творческих эстетических способностей.

Таким образом, эстетическое воспитание является одним из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям и способствует обогащению эмоциональной сферы личности, обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.  Москва: Просвещение, 2015.

2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А Я. Данилюк [и др.]/ Москва: Просвещение, 2009.

3. Азизова, З. Ф. Формирование у младших школьников эстетических чувств средствами кукольного театра [Текст] / З.Ф. Азизова // Воспитание школьников. – 2012. - № 4. - С. 44-47

4. База: Электронная библиотека [Электронный ресурс] / Т.В. Троилова Режим доступа: https://docbaza.ru/naurok/izo_mhk/text-99957523.html // Дата доступа: 2016  24 мая.

5. Выготский, Л.С. Собр. Сочинений. Т.4. [Текст] / Л.С. Выготский.- Москва. - 1990. С. 385.

6. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания [Текст] / Б.М. Неменский. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.

7. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / М.М. Рукавицын. – Москва: Просвещение, 2002 – 159 с.

8. Печко, Л. П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности [Текст] // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании: Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции). Выпуск II– Москва, 2012. – 217 с.

Просмотров работы: 84