ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Волкова А.О. 1
1БГПУ им.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под проблемным обучением обычно понимается организация учебных занятий, в которых проблемные ситуации возникают под руководством учителя, и ученики активно участвуют в их решении.

Характерной особенностью проблемного обучения является стремление максимально использовать психологические данные для тесной связи процессов обучения, познания, исследования и мышления. С этой точки зрения учебный процесс должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия и возможность творчества [1, с. 86].

Наиболее важной и характерной чертой проблемного обучения является проблемная ситуация.

Основой ее создания являются следующие положения современной психологии:

- Процесс мышления вызван проблемной ситуацией;

- Проблемное мышление в первую очередь осуществляется как процесс решения проблемы;

- Необходимым условием развития мышления является приобретение новых знаний путем решения поставленной задачи;

- Закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в основном совпадают.

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся и организует поиск решения. В результате учащийся ставится в положение объекта своего обучения и формируется новое знание, у него появляются новые способы действия. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что возникновение проблемной ситуации является индивидуальным действием, поэтому учитель должен применять дифференцированный и индивидуальный подход. Когда традиционное обучение определяет теоретические принципы в готовом виде, проблемное обучение приводит к противоречию и предлагает школьникам найти способ его разрешить, противостоять противоречиям практической деятельности и представить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Например, работа в старших классах (по учебнику Боголюбова) предполагает ряд резервных часов после изучения каждого блока. Учитель предлагает учащимся самим определить те темы, вопросы, которые их волнуют – в результате рождаются интереснейшие семинары или дискуссионные проблемные уроки. («Современная семья – кризис или поиски счастья?», «Интернет: его плюсы и минусы»). В то же время эти вопросы не только обсуждаются, но и запрашивается, обрабатывается информация, происходит анализ на основе документов, включая постановления правительства, другие правовые акты и работу со статистическими данными. В контексте такого проблемного обучения учащиеся развивают как специальные, так и ключевые компетенции, в частности компетенции ценностно-смысловой направленности: ценности бытия, жизни, ответственность за выбор образа жизни, самостоятельные решения; компетенции гражданства, личностные компетенции [4].

Структура проблемного метода обучения:

Создание проблемной ситуации. Технология проблемного диалога хорошо работает на уроках обществознания.

Постановка учебной задачи. Учебная задача – это цель, которую ученик должен достичь при определенных условиях учебного процесса.

Поиск решения учебной задачи. Создавая конфликтную ситуацию, учитель контролирует поиск ее решения.

Результат. Формулировка результата.

Основываясь на этой структуре обучения, мы можем сделать вывод, что ключевым понятием является проблемная ситуация [2].

Для постановки проблемных вопросов на уроках обществознания следует использовать метод проблемного изложения, частично-поисковый либо исследовательский метод.

Метод проблемного изложения - это метод обучения, при котором учитель определяет проблему обучения и показывает пути ее решения в процессе изложения учебного содержания. Этот метод позволяет учащимся выработать концепцию логики и методы решения научной или практической проблемы, а также представления о том, как происходит творческое действие. В курсе обществознания метод проблемного изложения может быть использован для изучения сложных проблем, которые не доступны учащимся для самостоятельного осмысления.

Частично-поисковый (эвристический) метод обучения - способ обучения, при котором учащиеся решают учебную задачу под руководством учителя. В курсе обществознания целесообразно использовать метод частичного поиска, если изучается новый материал противоречивого характера или совершенствуются ранее приобретенные знания, чтобы обобщить предыдущие впечатления, способствовать многоплановому пониманию явлений и самостоятельно изучать новые способы деятельности, которым ранее не обучали.

Ведущим приемом в режиме проблемного обучения является использование проблемно-познавательных задач. В процессе решения таких задач происходит интеллектуально-познавательное, большей частью творческое усвоение учащимися данного материала [3].

Технология проблемного обучения, поистине, наиболее полно обеспечивает весь период учебной и творческой деятельности на уроках обществознания, продуктивно совершенствует творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное овладение знаниями, воспитывает деятельную личность, т.е. осуществляет формирование личности. Вследствие чего по такой структуре вести урок обществознания допустимо. Несомненно, работа кропотливая, поскольку к каждому уроку нужно сочетать обязательные и достаточные упражнения для актуализирования знаний и формирования проблемной ситуации, рассчитывать постановку проблемы и выбор способов её решения сообразно с принципом рациональности. Обучаясь по данной технологии, у учеников возникает уверенность в своих силах и знаниях.

Литература

В.А.Гуружапов, Педагогическая психология. Учебник для бакалавров, 2016

Шкарин Д. Ю. Статья «Современные инновационные технологии в рамках проблемного обучения на уроках истории и обществознания». Журнал «Молодой ученый» № 24(210), 2018

Белокопытова К. С. Применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания, 2018 // [Электронный ресурс]. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=37118222

Сапогина С.Ю. Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы», 2017 // [Электронный ресурс]. URI: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/08/01/statya-tehnologiya-problemnogo-obucheniya-v-usloviyah

Просмотров работы: 172