ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Викулина Ю.В. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В обучении и образовании интеллект-карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. А, как было неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с восторгом то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив, яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.

В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее значимым является метод интеллект - карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. 
Интеллект-карта — это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме

Одно из его достоинств - это наглядность и легкость восприятия представленной информации, на карте видно все, как на раскрытой ладони. Не надо ничего листать или перематывать. Поэтому большие массивы самой разной информации структурируются и легко укладываются в голове. Имеется много полезных программ по созданию интеллект карт в глобальной сети интернет, но рассмотрим некоторые из них:

Составление интеллект карты - программы для профессионального использования в образовании :

ConceptDraw MINDMAP 3.0,

MindManager X5 Pro,

MindGenius,

PersonalBrain.

Различные интернет ресурсы.

Некоторые из них имеют бесплатные версии.

Но, к сожалению, для бесплатных версий ограничен срок пользования либо количество запусков. Для новичков это не совсем подходит – пока с ними разберешься, а, может, даже и руки не дойдут до изучения.

Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. 

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Интеллект-карты являются инструментом развития мыслительной деятельности, поэтому успешно применяются в образовательном процессе преподавателями и учащимися, позволяя:

представить объемный материал (лекцию, доклад) в форме презентациидля объяснения своих идей перед аудиторией слушателей;

упростить работу с информацией на основе анализа, выявления логических закономерностей, быстрого запоминания;

сделать период подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и научных исследований структурированным и все цело спланированным процессом;

быстро запоминать информацию, используя свойства образной и зрительной памяти;

накапливать идеи для творческой и интеллектуальной деятельности;

провести наглядный сравнительный анализ для принятия взвешенного решения по разрабатываемой теме;

следить за собственными шагами на пути продвижения к намеченной цели, распределять для этого необходимое время и усилия.

Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения.

Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

 выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

 построение логической цепи рассуждений;

 выдвижение гипотез и их обоснование.

Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.   Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

   План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.

Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.

Рис. 1 пример размещение интеллект – карты, в электронном ресурсе

Список используемых источников

1. Акименко В. М. Развивающие технологии [текст]: Уч. пособие / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. — 109.

2.Андреев А.А. Введение в Интернет-образование[текст]:Уч. пособие / А.А. Андреев. – М.: Логос, 2014.–76 с.

3. Введение в Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://osnet.narod.ru/src/2.htm свободный.

4. Коллективный блог или ещё один способ организации совместной деятельности Уч.Пособие [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://induc.ru/resources/methods/Padlet.pdf свободный. (24.02.2015)

5. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании [текст] / С.В Титова. – М.: 2015.

6. Чебан О.О. Интернет - технологии в школе и вопросы интернет – образования[текст] .Уч пособие / О.О. Чебан 2005,-№30. 

7. Statcounter [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gs.statcounter.com/ свободный.

Просмотров работы: 13