АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Киричатая Е.В. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно статистике ВОЗ за последние пять лет, в России растет численность людей, страдающими психическими и психологическими заболеваниями [4]. Это может быть следствием низкого уровня эмоционального здоровья населения, которое проявляется как состояние неблагополучия, неспособности справляться со стрессами и реализовывать свой потенциал. Современная статистика показывает, что 78% россиян ежедневно испытывают стресс, часто имеют подавленное настроение и повышенную тревожность, что является индикатором эмоционального нездоровья населения России [6]. Известно, что младший школьный возраст является значимым периодом для становления эмоционального здоровья [5]. По данным исследований около 12% учеников начальных классов имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротических симптомов [8]. На формирование эмоционального здоровья младшего школьника, в первую очередь, влияние оказывает окружающая среда [5]. Поступая в школу, ребенок оказывается в новой социальной среде – образовательной, которая также влияет на эмоциональное развитие школьника. Таким образом, характеристики эмоционального здоровья у младших школьников остаются малоизученными, что и определяет актуальность и новизну исследования.

Цель исследования: проанализировать характеристики эмоционального здоровья первоклассников.

Исследование эмоционального здоровья первоклассников было проведено на базе МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» и ГБООУ «Архангельская санаторная школа-интернат №1». Обследовано 147 детей (63 девочки и 84 мальчика) в возрасте 7–8 лет. Для диагностики эмоционального здоровья первоклассников мы использовали следующие методики: методика диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса [1]; методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (Захаров А.И. и М. Панфилова) [9]; методика «Домики» (О.А. Орехова) для определения общего эмоционального фона [11].

Статистическую обработку результатов осуществляли с использованием пакета компьютерных программ «SPSS Statistics 22.00» for Windows. Были применены описательные статистики.

Согласно результатам диагностики, было выявлено, что у большинства учеников первых классов преобладают эмоции, соответствующие ситуации (рисунок 1).

Рисунок 1 – Количество первоклассников (%) с разными преобладающими полюсами эмоций (по методике «Домики»)

Однако, у 10% первоклассников преобладают отрицательные эмоции. Как отмечает С.Н. Васюк (2018), период адаптации первоклассника к новым условиям среды может характеризоваться депрессивным, подавленным настроением [3]. Однако, важно отметить, что это характерно для низкого уровня адаптации ребенка, следовательно, учителям и психологам в школе важно выстраивать работу с тенденцией на формирование адаптации первоклассников к школе.

При исследовании уровня тревожности первоклассников, было отмечено, что большинство детей (72,3%) имеют нормальный уровень тревожности (рис. 2). Это может говорить о нормальном эмоциональном состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, социальных контактов и т.д.

Рисунок 2 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем тревожности

(по методике выявления школьной тревожности Б. Филлипса)

Однако, 27,7% первоклассников имеет повышенный и высокий уровни школьной тревожности. Это характеризуется неблагоприятным психический фоном, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. Это может быть связано с рядом факторов, включающим негативное педагогическое влияние, вызывающее страх перед учителем при раскрытии своего потенциала [13]. Такие данные согласуется с результатами исследований Н. В. Литвиненко (2015), В. А. Гурова (2017), которые отмечают частоту встречаемости тревожности от 26,5% [7] до 48% [9] детей, которая в большей степени обусловлена страхом в ситуации проверки знаний, страхом самовыражения и низкой физиологической устойчивостью к стрессу.

Это подтверждается результатами выявления уровня и видов преобладающих страхов как компонента эмоционального здоровья (рис. 3).

Рисунок 3 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем школьных страхов

(по методике выявления школьной тревожности Б. Филлипса)

Анализ полученных результатов показал, что больше, чем у половины первоклассников наблюдается страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний, что также связано с фрустрацией в потребности раскрытия личностного потенциала [13]. Возможно, с этим связана воздействующая неверная педагогическая позиция, подавляющая активность и творчество ребенка [10]. Это подтверждает и высокий процент детей, испытывающих страхи во взаимоотношениях с учителем (34%) и страхи несоответствия ожиданиям окружающих (учителей, родителей) (42%). Все перечисленные страхи связаны с ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте – учебой. Как отмечает В.А. Гуров (2017), это проявляется в виде агрессивных действиях, общей заторможенности, чрезмерной застенчивости, плаксивости, депрессии. Длительное пребывание организма в состоянии острого хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению структур, т.е. развитию болезни [7]. Хочется также отметить, что согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, для младшего школьника учитель играет роль значимого взрослого [12]. Мнение учителя о ребенке, его отношение к нему во много определяет самооценку первоклассника, его настроение и эмоциональное состояние. Так, учителям нужно стараться поощрять активность учеников, применять различные формы ведения занятий, а также чаще хвалить учеников первых классов.

Как показывают современные исследования, на сегодняшний день отмечается увеличение числа детей, испытывающих страхи [7; 8]. Наше исследование подтвердило мнение ученых. Описательная статистика выявила 76,7% учащихся первых классов, у которых отмечаются страхи различного характера (смерти, нападения, пожара, страшных снов, темноты) (рис. 4).

Рисунок 4 – Количество детей (%) с разным числом страхов

(по методике «Страхи в домиках»)

Результаты исследования А.А. Ковалевской (2014) также показало высокий уровень страхов у обучающихся первых классов (75%), где преобладают страх смерти своей и родителей; боязнь животных и группа страхов, связанных с причинением физического ущерба, что подтверждает результаты нашего исследования [8].

При этом на каждый случай открыто выраженного страха приходится несколько случаев скрытого страха. Согласно дифференциации причин страхов по уровням социализации ребенка, детерминанты страхов соотносятся с уровнем социализации. Детерминантами страхов являются неудовлетворенные потребности в понимании, привязанности, безусловной любви, физические наказания, запугивание, дефицит позитивного общения с родителями, тревожность родителей, гиперопека, страшные мультфильмы и сказки [8].

Таким детям необходимо особое внимание в школе, они нуждаются в психолого-педагогическом контроле в течение учебного года [2].

Таким образом, проведенное исследование подтверждает значимость изучения эмоционального здоровья детей 7-8 лет в начале обучения первого класса, т.к. оно определяет успешность обучения ребенка, его эмоциональную адаптацию к школе. Оценка эмоционального здоровья младших школьников позволила выявить разную степень выраженности индивидуально-психологических особенностей личности обследованных. Больше половины детей имеют высокий уровень страхов различного характера. Треть первоклассников имеют повышенный и высокий уровень тревожности; страхи в отношении с учителем, проверки знаний, несоответствии ожиданий, самовыражении; нейтральное и негативное отношение к родителям и друзьям. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у обследованных признаков отклонений эмоционального здоровья, которые могут негативно влиять на психосоматическое здоровье, обучение в школе и взаимодействие с окружающими людьми.

Поэтому учителям и родителям необходимо обратить внимание на эмоциональную составляющую первоклассников, где педагогам желательно придерживаться демократического стиля преподавания, а родителям оказывать эмоциональную поддержку в период адаптации ребенка к школе.

Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ
№ РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного
воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».

Список литературы:

1. Агеева Л.Ф., Вольтов, А.В. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический портфель. – СПб: ГБС(К)ОУ Школа-интернат, 2013. – 93 с.

2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. – 2012. – № 9. – С. 10-15.

3. Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 19-26.

4. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/en (дата обращения: 10.01.2020).

5. Владимирова М.В. К проблеме эмоционального здоровья младшего школьника // Международный студенческий научный вестник. – 2013. – № 4. – С. 37-41.

6. Газета.ru. Исследование: 80% россиян ежедневно испытывают стресс (01.10.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttps://www.gazeta.ru/lifestyle/news/2015/10/01/n_7656515.shtml?updated (дата обращения: 10.01.2020).

7. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. – 2013. – №3. – С. 137-140.

8. Ковалевская А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции // Приволжский научный вестник. – 2017 – № 5. – С. 68-75.

9. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. – Минск: Университет, 1997. – 327 с.

10. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 8. – С. 36-42.

11. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 108 с.

12. Эльконин Д.Б. Мышление младшего школьника. – М.: Просвещение, 1951. – 368 с.

13. Юрова К.И., Юров И.А. Фрустрация как фактор неадекватного поведения // Гуманизация образования. – 2016. – № 3. – С. 78-85.

Просмотров работы: 51