СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Злыдарь Е.А. 1, Бакленева С.А. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На этапе глобальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности современного общества все актуальность приобретает проблема изучения синергетического потенциала обучающихся в образовательном процессе.

Исследователей проблемы «синергетический потенциал обучающихся» (А.В. Мудрик, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов) объединяет мнение о том, что он должен представить человеческий фактор в динамике в виде непрерывного, развивающегося, многопланового процесса, характеризующего скрытые возможности человека

Термин «потенциал» означает «скрытые возможности, мощность, сила». Широка трактовка понятия «потенциал» (от латинского potential) состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица в определенной области». Термин «потенциал» означает наличие у кого-либо - обучающегося, объединения обучающихся, коллектива учреждения – скрытых, не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах жизнедеятельности.

В настоящее время выделяют три направления в развитии представлений о синергетическом потенциале управления объединением обучающихся.

Сторонники первого (Е.Н. Князева, С.П. курдюмов, Г.А. Котельников) считают, что синергетический потенциал представляет собой системную совокупность необходимых для функционирования или раскрытия информационно-технологической образовательной системы различных ресурсов непосредственно связанных с функционированием.

Сторонники второго направления (Б.Г.Грачев, Н.Н.Киселев, С.А.Сухоруков, В.А.Уханов) представляют синергетический потенциал управления объединением обучающихся как информационную образовательную систему факторов, обеспечивающих возможность достижения целей образования.

Сторонники третьего (Г.К.Селевко, Н.М.Таланчук, А.А.Колесников) рассматривают синергетический потенциал как способность, определенного комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи.

Исходя из предложенных трактовок, можно детерменировать синергетическом потенциал обучающихся как совокупность возможностей объединения обучающихся, иными словами эффективность синергетического потенциала обучающихся зависит от сооьветствия его функциональных и структурных элементов.

Синергетический потенциал обучающихся одновременно выступает в единстве пространственных и временных характеристик и концентрирует в себе три уровня связей и отношений:

- отражает прошлое, т.е.представляет собой совокупность свойств, накопленных информационно-технологической образовательной системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и раскрытию, самоорганизации;

- характеризует настоящее сточки зрения практического применения и использования имеющихся у обучающегося способностей, что позволяет провести различие между реализованными и нереализованными возможностями.

- ориентирован на будущее, т. к. в процессе деятельности обучаемый не только реализует свои способности, но и приобретает новые силы и способности.

Для рассмотрения понятия «синергетический потенциал обучающегося» обратимся к определению потенциала, который рассматривается как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход» (К. Маркс, Ф. Энгельс, С.Л. Рубинштейн). В определении речь идет в с одной стороны об организме, с другой - о живой личности обучающегося, из чего можно сделать вывод о том, что:

- до момента занятости обучающегося в образовательном процессе говорить можно лишь условно о физической и духовной способности вообще;

- результат реализации синергетического потенциала обучающегося – это реальный вклад обучающегося, он выражается в конкретном продукте деятельности, а также в определенном уровне производительности и эффективности, им достигнутом.

Таким образом, «синергетический потенциал обучающегося» по своему происхождению (свойство организма и живой социальной личности обучающегося) и состоянию до использования в образовании можно рассматривать как «синергетический потенциал обучающегося» - источник способности к самоорганизации (субъективной позиции) обучающегося.

С теоретической и практической точек зрения важность этого факта заключается в том, чтобы рассматривать синергетический потенциал обучающихся как постоянный резерв повышения эффективности образования, с перспективой самообразования.

Синергетический потенциал обучающегося не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Способность обучающегося и аккумулируемые, накапливаемые в процессе деятельности созидательные способности обучающегося повышаются по мере раскрытия и самосовершенствования, укрепления здоровья, улучшения условий жизнедеятельности обучающихся и снижаются при ухудшении перечисленных условий. Иными словами, синергетический потенциал обучающихся оценивается не степенью подготовленности обучающегося к занятию в настоящий момент, а его возможностью в долгосрочной перспективе (с учетом образования, возраста, личностных качеств, опыта, мотивации и т.п.).

Синергетический потенциал обучающегося представляет собой совокупность физических и духовных свойств обучающегося достигать определенных результатов деятельности в заданных условиях и способность самосовершенствоваться в деятельности.

Синергетический потенциал обучающегося включает в себя: состояние здоровья, склонности и способности, выносливость, работоспособность, глубину, объем и разносторонность специальных и общих знаний, навыков и умений, обусловливающих способность к образованию определенного содержания и сложности, уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения норм отношения к образованию, ценностные ориентации, потребности, интересы и запросы в сфере образования и самообразования, исходя из иерархии собственных потребностей. Синергетический потенциал обучающегося является исходной точкой, определяющей его дальнейшее поведение в целях самоактуализации в социальной и профессиональной сферах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев  В.  И. Педагогика  творческого  саморазвития:  Иннова‐ ционный  курс.  В  2  кн.  Кн.  1.  Казань:  1996,  567 с.  ;  Кн.  2.  –  Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 606 с. 

Большой энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 1993. – 1456 c. 

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синерге‐ тическое мировидение. – М.: КомКнига, 2005. – 240 с

Просмотров работы: 3